Роль и место женщин в иранском обществе

10 июня 2011
A A A


Многоженство, ограничение на свободное общение и передвижение, запрет на выбор одежды – все это привычные составляющие жизни иранок. Однако такое положение устраивает не всех. Поэтому руководство страны и ее духовные лидеры уделяют женскому вопросу все больше внимания. Ничто так не поражает внимание впервые приехавших в Иран, как вид иранских женщин, одетых в хиджаб или укрытых с ног до головы черной чадрой, но чувствующих себя свободно и уверенно, деловито спешащих в офисы и университеты, выступающих на международных семинарах, сидящих за рулем такси, или веселых и шумных в выходные дни, одетых чуть более ярко, пользующихся макияжем, когда они прогуливаются по магазинам, отдыхают в парках, занимаются спортом и посещают кафе и рестораны. Это не соответствует сложившемуся у большинства мнению о положении женщин в исламском государстве. Мы привыкли к тому, что западные, а порой и российские СМИ выступают против обязательного ношения мусульманской одежды (хиджаба) и только и говорят о дискриминации женщин в Иране, о варварской, средневековой системе наказания за несоблюдение моральных норм и об ограничениях прав женщин на учебу, работу, свободу передвижения, владение имуществом, о содержании женщин в тюрьмах и пр. Однако вопреки существующим убеждениям, что роль женщины в исламском обществе якобы ограничена рамками семьи, а сама она полностью подчинена мужчине, реалии ИРИ свидетельствуют, что исламский режим может обеспечить рост образовательного уровня женщин, стимулировать подъем их общественной активности, рост влияния во внутрисемейных отношениях, расширение участия в культурной, экономической и политической жизни. В центре внимания На протяжении трех десятилетий женский вопрос остается в зоне повышенного внимания иранского общества. Права женщин, их роль в жизни страны активно обсуждаются на страницах иранской прессы, на многочисленных женских конференциях, ставятся на повестку дня в высшем законодательном органе страны. Сегодня с полным правом можно утверждать, что глубокие социально-экономические и политические преобразования, произошедшие в Иране, привели к изменению социального статуса женщины, и этот процесс продолжает развиваться. Иранки впервые заявили о себе как социальной силе в ходе исламской революции - они были одними из наиболее активных участников антишахских демонстраций и актов протеста. Женщины выступали против угнетения, неравенства, беззакония, царивших в обществе по отношению к женщинам. Выходя на улицы для участия в протестных акциях, женщины надевали хиджаб, который не столько демонстрировал их религиозность, сколько стал символом борьбы с шахской властью и засильем иностранной культуры и навязываемого западного образа жизни. Активное участие женщин в событиях 1978-1979 гг. было высоко оценено религиозными деятелями. Иранки стали активными участницами референдума относительно будущего политического устройства страны и поддержали исламский строй. Естественно, что пришедшее к власти религиозное руководство не могло не учитывать интересы этой социальной группы. На законных основаниях Введенная в 1979 г. Конституция ИРИ провозгласила, что все граждане, независимо от пола, располагают гуманитарными, политическими, экономическими, социальными и культурными правами с учетом соблюдения исламских норм, а правительство обязано гарантировать соблюдение прав женщин во всех сферах, создавать благоприятные условия для развития личности женщин и возрождения ее материальных и духовных прав. Религиозные лидеры страны неоднократно отмечали, что «с точки зрения ислама, мужчины и женщины пользуются равными правами во всех делах человеческого общества. Если женщина обладает необходимыми физическими данными, желанием и временем, она может заниматься любыми общественными делами». Слова Хомейни о том, что «перестройка страны нуждается в правильном подходе к женщинам и их месту в обществе» стали директивой новому руководству и по сей день остаются основополагающим принципом, формирующим отношение властей к этой социальной группе, которая составляет половину населения страны. Власти ИРИ осознают, что статус женщины и ее активное вовлечение в социально-экономическую жизнь – один из важнейших факторов устойчивого развития общества, и уделяют должное внимание решению женского вопроса. При президенте страны был введен специальный пост советника по женским вопросам. Аналогичные посты есть и при руководителях целого ряда министерств. В 1990 -е гг. было принято немало законов и правительственных решений, направленных на улучшение положения женщин, в защиту их гражданских и политических прав. Среди них можно отметить закон о социальном страховании, о создании центров для работающих женщин, о льготах для женщин-пенсионерок, о праве женщин на воспитание ребенка. В 2005 г. Высший совет культурной революции принял документ «Хартия прав и обязанностей женщин в условиях исламского режима», основные положения которого вошли в Закон о правах и обязанностях женщин, одобренный парламентом страны в 2006 г. Эти документы детально регламентируют вопросы, связанные с правами женщин в семейной, социально-экономической и финансовой сферах. В перспективном плане развития ИРИ на 20 лет один из разделов посвящен укреплению роли женщин в социальной жизни и реализации их законных прав. В настоящее время на обсуждение в меджлис представлен проект Закона о семье. Женское образование Проведенная после революции 1979 г. исламизация системы образования открыла для девочек из традиционных семей более широкий доступ в школы и университеты. В результате за последние 30 лет уровень грамотности среди женского населения страны увеличился с 35,5 % до 80 %, а среди городских женщин этот показатель достиг 88 %. В настоящее время почти 100 % девочек посещает начальную школу, а число учащихся женщин в возрастной группе 15-24 года достигает 97 % . Девушки составляют более 60 % всех абитуриентов и почти 50 % студентов высших учебных заведений. В духовном центре Ирана Куме был специально создан женский религиозный университет Оз-Зохра, ректором которого стала женщина. Женщины могут получать образование совместно с мужчинами и в других вузах. Если в первые годы после революции обучение по целому ряду специальностей для женщин было закрыто, то постановлением Высшего совета культурной революции от 1989 г. был снят целый ряд ограничений. Остаются закрытыми лишь те отрасли знания, которые связаны с ведением полевых исследований или работой в сложных условиях, например, судостроение, геология и некоторые другие. Был принят закон, разрешающий девушкам выезжать на учебу за рубеж. Однако поле для деятельности женщин постепенно расширяется. Массовый прорыв иранок в систему высшего образования объясняется их стремлением выйти за рамки семьи, почувствовать себя более свободными и независимыми, следствием чего становится осознание своей социальной значимости и рост общественной и экономической активности. Общественная активность Рост культурно-образовательного потенциала иранок в последние десятилетия привел к росту их общественной активности. В стране зарегистрировано около тысячи неправительственных женских организаций, почти половина из них – социально-культурные и религиозные (созданные представителями религиозных меньшинств), около 200 - профессиональные, научные и спортивные организации, остальные – благотворительные. С первых послереволюционных лет в стране активно действуют политические организации по защите прав женщин: Общество женщин исламской революции, общество «Зейнаб», Общество женщин-сторонников мусульманского обновления и др. Издается большое количество женских журналов и газет. В стране действует первое на Ближнем Востоке женское информационное агентство - IWNA. Женщинам обеспечены широкие возможности для занятий различными видами спорта. В 1997 г. в Тегеране прошли 2–е Олимпийские игры женщин – представительниц мусульманских стран. Впервые в мире летом 2005 г. команда в составе 14 женщин-иранок совершала восхождение на Эверест. Творчество женщин широко представлено в кино, изобразительном искусстве, литературе. Государство прилагает усилия по совершенствованию системы обеспечения женщин медицинскими услугами, охране прав и здоровья женщин-матерей. В ИРИ создано несколько научно-исследовательских центров, занимающихся анализом женского вопроса. На основе отчетов, предоставляемых центрами государственным органам, разрабатываются меры поддержки женщин, что помогает снимать наиболее острые вопросы, касающиеся положения женщин. Право на труд Согласно Конституции ИРИ, Гражданскому кодексу и Закону о труде женщины имеют равные с мужчинами права на выбор работы. Исключение составляют работы, связанные с тяжелым физическим трудом, наносящие вред женскому здоровью. Официально признано право женщин на отпуск по беременности и родам (90 дней), особые условия труда для кормящих матерей, более ранний по сравнению с мужчинами выход на пенсию. За прошедшие три десятилетия значительно расширились возможности участия женщин в экономической сфере. Хотя, согласно статистическим данным, только 12,3 % женщин в возрасте старше 10 лет экономически активны, а количество имеющих постоянную работу составляет около 10 % всех занятых, доля трудящихся женщин постепенно увеличивается. Более 40 % работающих женщин сосредоточены в сфере услуг, 32 % - в промышленности и 26,5 % - в сельском хозяйстве. Женщины стали активно заниматься предпринимательством. Традиционная особенность иранского общества – стремление женщин работать в государственном секторе экономики. Основная сфера женской занятости в госструктурах – Министерство образования, где женщины составляют 45 % всех занятых и Министерство здравоохранения и медицинского образования – 43 %. В последние годы возросло количество женщин, работающих в Министерстве культуры и исламской ориентации – 20 %.З ачительно увеличилось число женщин, занятых в научных исследованиях и высокотехнологичных производствах. Обращает на себя внимание тот факт, что среди работающих женщин почти 36 % имеют высшее образование. Ограничения в выборе Однако следует признать, что в выборе работы возможности женщин по сравнению с мужчинами значительно ограничены. Согласно исламским правовым нормам, зафиксированным в статье 1117 Гражданского кодекса, существуют определенные ограничения для женщин в выборе рода занятий. Право женщины на выбор работы может быть ограничено и со стороны ее мужа. Если, по его мнению, работа жены наносит ущерб репутации семьи или не соответствует семейным ценностям, то женщина должна отказаться от этой работы. Женщина имеет право оспорить решение мужа в суде. Как поясняют исламские правоведы, такое положение не означает полного контроля над женщиной со стороны мужа, а лишь демонстрирует то значение, которое придается семейным ценностям в рамках исламской культуры. Однако здесь явно наблюдается неувязка со статьей 40 Конституции ИРИ, провозглашающей для всех граждан Ирана равное право на труд. Существует дискриминация женщин в таких вопросах, как соблюдение условий труда, карьерный рост, уровень зарплаты. Об этом свидетельствует статистика. Согласно опубликованным в СМИ данным за 2001/2002 гг., в государственных структурах посты руководителей департаментов или отделов занимали 2550 мужчин и 63 женщины, а на уровне заместителей начальника работало 1496 мужчин и 315 женщин. В государственных структурах женщины занимают в основном низшие административные должности, лишь 1,5-2 % поднимаются на уровень топ-менеджмента. Женщины почти не представлены в руководстве компаний и предприятий. Уровень безработицы среди женщин также значительно выше. Так в 2002 г. он достигал 20,4 % при среднем уровне по стране в 12,8 %, а в 2006/7 гг. достиг 23,4%. На политической арене Важным новым моментом в практике ИРИ в последние годы стало участие женщин в органах судебной власти и даже назначение женщин на судейские должности, что ранее абсолютно не допускалось религиозными правоведами как несоответствующее исламской традиции. В настоящее время более 460 женщин занимают различные должности в системе правосудия. Женщины ИРИ стремятся активизировать свое присутствие и на политической арене. Исследования, проведенные иранскими аналитиками, показали, что женщины испытывают большую, нежели мужчины ответственность, участвуя в выборных кампаниях и общественных мероприятиях. Женщины более серьезно относятся к реализации своего права голоса. По данным Министерства внутренних дел страны, в голосовании на выборах принимает участие 65 % женщин и 62 % мужчин. Избранные в первый парламент 4 женщины играли исключительно представительскую роль. Постепенно, однако, депутатки меджлиса стали активно защищать интересы женского электората. В настоящее время в меджлисе работают 8 женщин. В последних трех созывах (шестой-восьмой) депутатки формируют женскую фракцию, которая разрабатывает программу улучшения социального и материального положения женщин, инициируют законы, закрепляющие женские права. Только за последние два года в парламенте страны были утверждены законы о сокращении рабочего времени для женщин, имеющих детей, увеличении отпуска по родам и для кормления ребенка, о сокращении возраста для выхода на пенсию женщин-матерей. Недавно правительство увеличило страховые суммы, выплачиваемые неработающим женщинам, воспитывающим детей. На пути к президентству Выборные кампании последних лет показали рост политической активности женщин. В последнее десятилетие они все активнее выставляют свои кандидатуры на выборах в законодательный орган страны. Так, если число женщин, подававших документы в период регистрации кандидатов на выборы в меджлис второго или третьего созывов, не превышало соответственно 33 и 37 человек, то готовность участвовать в выборах в седьмой меджлис проявили уже 837 женщин и 585 – в восьмой. В период подготовки парламентских выборов 2008 г. активисты женских движений основных политических фракций образовали коалиции и поставили на обсуждение вопрос о выделении 30 % депутатских мест кандидатам от женской половины общества. При Доме партий было создано женское бюро. Однако доля женщин, включенных в партийные списки на выборах, не превышала 5-6 %, и их фракция в восьмом меджлисе сократилась с 12 до 8 депутатов, что составляет лишь 4 % всех депутатов парламента страны. Обращает на себя внимание тот факт, что 6 из 8 депутаток были избраны в Тегеране, 1 – в Исфагане, 1 – в Мешхеде, т .е. в крупных городах страны. Это говорит о прямой связи между более высоким уровнем социально-экономического развития городского населения и психологической готовностью восприятия женщины как равноправного партнера в обществе. Женщины активно работают в местных исламских советах. В 2006 г. на выборах в советы третьего созыва было зарегистрировано более 7 тыс. кандидаток, из которых были избраны 1490 женщин, что составляет около 10% всех депутатов. В последние годы женщины осознали необходимость более широкого участия во властных структурах и даже проявили готовность подняться на высший уровень управления. В период президента-реформатора М. Хатами впервые иранка – М. Эбтекар - была назначена на пост вице-президента и руководителя Организации по охране окружающей среды. Это был первый прорыв женщин в структуры власти. В ходе подготовки последней президентской кампании женщины отстаивали свое право баллотироваться на пост президента. Они сумели вынести этот вопрос на общественное обсуждение и добились определенных успехов. И, хотя впервые в истории ИРИ секретарь Наблюдательного Совета (органа, который рассматривает соответствие кандидатов требованиям закона о выборах президента) заявил о том, что женщины-кандидаты могут принимать участие в выборах, женщина-кандидатка не получила одобрения вышеназванного органа. Активистки женских движений осознают, что общество еще не готово принять женщину в качестве руководителя одной из ветвей власти. Тем не менее, некоторые из них вступают в борьбу за расширение своих прав, полагая, что уже настал черед иранских женщин отрыто заявить о своем присутствии и на политической сцене. Необходимо признать, что сам факт постановки на обсуждение вопроса о возможном участии женщин во властных структурах на уровне принятия решений – яркое свидетельство изменения роли и места женщины в иранском обществе. Двойственный подход В настоящее время в стране, несмотря на значительное внимание, проявляемое к женщинам, и признание их заслуг в революционном движении и общественной жизни, к пониманию места женщины в обществе сохраняется двойственный подход. С одной стороны, укрепилось осознание того, что женщина обладает достаточными знаниями и практическим опытом, роль женщины в обеспечении доходов семьи постоянно возрастает, и она может и должна быть равноправным партнером мужчины во всех сферах деятельности. С другой стороны, продолжает господствовать точка зрения, признающая за женщинами право на участие лишь в семейных делах и в сфере воспитания детей, базирующаяся на сохраняющихся религиозных, исторических, культурных и политических традициях. В ходе предвыборной президентской кампании 2009 г. очень остро встал вопрос и о необходимости включения женщин в состав правительства. Такие возможности активно обсуждались в СМИ, на предвыборных митингах и заседаниях партий и организаций. В этом большая заслуга активисток женских движений, которые образовали исламскую женскую коалицию, выступившую с обращением ко всем кандидатам по этому вопросу. Претенденты на президентское кресло заявляли о готовности поддержать требования женщин и тем самым подтвердили готовность общества принять такую роль женщин. Сами женщины активно работали в предвыборных штабах и принимали участие в агитационных мероприятиях. Вновь избранный президент М. Ахмадинежад не мог проигнорировать необычайно возросшую активность женского электората и настойчивые заявления женщин о том, что иранки готовы перейти от этапа представительного присутствия в органах власти к этапу реального участия в работе властных структур, и проявил готовность включить трех женщин в состав кабинета. Такое решение президента было неоднозначно встречено как иранским обществом в целом, так и религиозными авторитетами. В ответ на инициативу президента представители высшего духовенства выступили с обращениями, резко критикующими введение женщин в правительство, и заявили о том, что не признают новый состав кабинета законным. Сомнения относительно возможности включения женщин в правительство были высказаны также некоторыми депутатами меджлиса во время обсуждения предложенных кандидатур и представителями различных партий. Однако рекомендации религиозного лидера депутатам меджлиса одобрить внесенные президентом кандидатуры можно рассматривать как его косвенное одобрение этих инициатив президента. Утверждение М. Вахид Дастджерди на пост министра здравоохранения страны – это результат многолетней борьбы иранских женщин за осуществление своих политических и гражданских прав. По словам руководителя женского общества «Зейнаб» и лидера женских групп консервативного фланга М. Бехрузи, вынесенный меджлисом вотум доверия женщине отражает изменения в самом иранском обществе. М. Ахмадинежад, предоставив женщине портфель министра и утвердив еще двух женщин на посты своих советников по правовым проблемам и вопросам образования, закрепил достижения женского движения. Исламские традиции В результате продвижения женщин в различных сферах в последние годы усилилось осознание того, что основным препятствием на пути дальнейшей реализации прав и свобод женщин, ликвидации любых форм ее дискриминации остаются нормы шариатского права и исторические традиции страны. Согласно официальной шиитской доктрине, основное предназначение женщины – быть достойной женой и заботливой матерью. Женщина признается основным фактором сохранения семьи и воспитания будущих поколений. Нет сомнений в том, что это наивысшее предназначение женщины, и оно получает достойную оценку в иранском обществе. В ознаменование заслуг женщин в стране был учрежден День матери, который объявлен праздничным днем. В ИРИ значительно возросла роль женщин в семейной жизни, однако и дома женщина нередко сталкивается с насилием и дискриминацией. Традиционный подход к роли женщины, базирующийся на нормах ислама, закреплен в Гражданском кодексе страны, что создает определенные препятствия на пути дальнейшей борьбы женщин за свои права. Нормы исламского права определяют руководящую роль мужчины в семье и закрепляют его материальную ответственность за жену и детей. Согласно Гражданскому кодексу женщина, впервые выходящая замуж, не может это сделать без разрешения отца или деда. Мусульманка не может выйти замуж за немусульманина, хотя мужчина имеет право жениться на немусульманке. Женщина, выходящая замуж за иранца, обязана принять иранское гражданство. Гражданство родившихся в браке детей определяется по отцу. Нередко в Иране можно встретить женщину, не имеющую своего паспорта, так как она вписана в паспорт мужа. Все передвижения женщины, тем более выезды за рубеж должны происходить с разрешения мужа. Существуют и другие ограничения прав женщины в бытовой и семейной сферах. Официально в Иране разрешено многоженство (мужчина может иметь одновременно четырех постоянных жен), однако эта традиция в стране не получила широкого распространения. По закону, принятому в 1980 г., согласно исламским традициям, для тех мужчин, которые пока не готовы обзавестись постоянной семьей, предоставляется возможность заключения временных браков. В борьбе с гендерными стереотипами В последние десятилетия в свете роста социально-политической и экономической значимости женщин все более заметным стало несоответствие законов, регулирующих семейную и социальную жизнь женщины, той роли, которую она реально играет в обществе. Этот факт признается не только передовыми слоями общества, правоведами, социологами, но и некоторыми представителями духовенства. Потребности современной жизни и процессы модернизации общества диктуют необходимость нового толкования некоторых норм исламского права. Примеры тому уже есть. В седьмом меджлисе был поднят вопрос о пересмотре доли женщин при разделе наследства, восьмой меджлис утвердил закон, разрешающий женщинам наследовать землю, а Наблюдательный совет утвердил это решение, хотя это вызвало недовольство некоторых религиозных деятелей - традиционалистов. На обсуждение поставлено еще несколько важных с точки зрения прав женщин проблем: временный брак, наследственные права, возмещение компенсации в случае нанесения ущерба женщине и др. Поднимая вопрос о правах женщин, необходимо учитывать исторические, культурные, религиозные традиции, менталитет общества и потребности самих иранок. В столице, крупных городах и сельских районах, в различных социальных группах населения можно столкнуться с абсолютно диаметрально противоположными точками зрения на эту проблему. С одной стороны, есть достаточно широкая прослойка прогрессивно настроенных женщин, которых угнетают существующие в стране запреты на выбор одежды, ограничение на свободное общение, передвижение, занятие некоторыми видами спорта. С другой стороны, множество женщин не испытывают никакого угнетения и, надевая хиджаб, чувствуют себя в безопасности, считают, что только такая одежда обеспечивает им уважение мужчин и всего общества. И то, что подчас кажется для европейцев варварским и абсолютно недопустимым (многоженство, временный брак, телесные наказания за измену мужу или внебрачные связи) может восприниматься женщинами как нечто само собой разумеющееся. Правоведы, философы, активисты женских организаций ИРИ осознают, что в существующих в стране условиях их первостепенной задачей должно стать не столько стремление добиваться модернизации традиционных законов и норм, сколько постепенное изменение господствующих в стране взглядов, основанных на мужском шовинизме. Дальнейшее социально-экономическое развитие страны по пути модернизации, рост благосостояния, подъем образовательного уровня и культуры, развитие демократического процесса приведут к изменению и гендерных стереотипов в обществе, что откроет более широкие возможности для достижения подлинного равноправия женщин. Елена Викторовна Дунаева - Старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН. Автор работ по вопросам внутренней политики Ирана, курдской проблемы, статуса Каспийского моря и др. В соавторстве с Л.М. Кулагиной написала книгу «Россия и Иран: история формирования границ», которая в 2009 г. в переводе на персидский язык была опубликована в Иране.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.