Раджаб Сафаров: Гениальный ход Путина

13 июня 2007
A A A


Генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров считает предложение президента России о совместном с США использовании Габалинской РЛС в Азербайджане единственным важным результатом саммита Большой Восьмерки в Германии. По большому счету саммит G-8 закончился безрезультатно. Главный вопрос – помощь беднейшим государствам континентальной Африки обсуждался вяло и без всякого энтузиазма. Решения, которые были приняты, вряд ли помогут кардинально изменить ситуацию в этом регионе. Такое впечатление лидеры восьмерки в основном собрались для того, чтобы попрощаться Тони Блэром, поприветствовать и посмотреть на поведение новичка в клубе Николя Саркази, и, самое главное, свести вместе Владимира Путина и Джорджа Буша и не без ехидства послушать что же они скажут друг другу. Но главной интригой саммита в Германии, конечно же был Владимир Путин. Еще не все лидеры восьмерки оправились и пришли в себя после того шока, которая произвела его мюнхенская речь и его последующие высказывания относительно европейский и мировой безопасности, однополярного мира, новой роли России, о желании Москвы отныне самым активным образом участвовать в решении проблем и вопросов современного мира. Чтобы как-то подстыть пыль российского руководителя, остановить его порыв, Джордж Буш призывал России даже сотрудничать с США в деле размещения системы ПРО в Польше и Чехии и организации совместной защиты европейцев от иранских ракет. А Тони Блэр накануне саммита имея ввиду заявление Путина о том, что российские ракеты могут быть нацелены на Европу в случае размещения американской системы ПРО в Польше и Чехии, не смотря на личную дружбу с Путинном, заявил, что если Россия не прекратить свою антиевропейскую риторику, то европейские страны могут минимизировать свои отношения с Москвой. Хозяйка саммита Ангелина Меркель зная все это, была на грани нервного срыва, опасаясь, что саммит в любой момент времени может, закончится полным провалом. Путин оправдал все ожидания. Он сделал заявление, которое в результате стало главным итогом саммита. А именно, если США так пекутся о безопасности европейцев и по ночам им не спиться из-за иранских ракет, то почему бы им не размещать свою систему ПРО в Турции – члена НАТО или хотя бы в Азербайджане. Они практически граничат с Ираном, и, самое главное, иранские ракеты в принципе могут долететь до этих стран. В этом случае за уши притянутые доводы американцев – зачем нужны новые элементы системы ПРО, более или менее будут логичными. Россия против наращивания любого вида вооружения, где бы то не было, и тем более, американской системы ПРО в Европе. Это принципиальная позиция. Но раз идея размещения ракет стало для американцев навязчивой идеей и они ставят под вопрос весь комплекс российско-американских отношений, то Россия в этом случае может пойти им на встречу и снять частично свои возражения. Все-таки пустить под откос весь комплекс российско-американских отношений гораздо большее зло, нежели 10 американских ракет у южных границ России. Путин знает, что ни Турция и, тем более, Азербайджан никогда не пойдут на размещение американской системы ПРО на своей территории. Во-первых, это смертельно опасно. 16-метровые баллистические ракеты Ирана «Шехаб – III» с полезной массой боеголовки до 1 тонны и дальностью более 2000 км полностью покрывают территории этих государств. Во-вторых, руководства Турции и Азербайджана знают, что не размещение, а только даже одно согласие на размещение может вызвать такую волну возмущения народов этих стран, с большей доли вероятности, что в конечно итоге приведут к смене режимов и Турции и в Азербайджане. В-третьих, позиция военных в Турции всегда были сильны и они как некогда сегодня претендуют на власть. Именно, военные заблокировали месяц назад избрания Абдулла Гюля на пост Премьер-министра страны. С размещением американской системы ПРО в Турции военные получили бы неоспоримые преимущества, финансы, новый уровень поддержки США, что может спровоцировать военных на более активные действия для завоевания полной власти в стране. Это неминуемо приведет к гражданской войне. США это и как раз нужно, чтобы под шумок с целью сохранения стабильности и защиты своей системы ПРО ввести свои войска в Турции и на долго. В четвертых, Иран сразу же отреагирует жестко и бескомпромиссно на враждебные действия Турции и Азербайджана. Приостановить практически все отношения с этими государствами во всех сферах. Может пересмотреть свои долгосрочные энергетические контракты с Турцией и может потребовать немедленно приостановить любую деятельность на Каспий до принятия правового статуса этого моря. Иран апеллируя международным правом может заявить, что до распада СССР Каспийское море регулировалось двумя Договорами 19921 и 1940 гг. между СССР и Ираном. Согласно этим документам Каспийское море, как внутренний водоем, де-юре, делилось пополам и тогда ни Азербайджан, ни Казахстан, ни Туркмения не были субъектами международного права, и, соответственно, до принятия нового Договора о правовом статуса Каспийского моря, де-факто, новые прикаспийские государства имеют право извлекать ресурсы Каспия исключительно в пределах своих территориальных вод. Иран может объявить любую деятельность любого прикаспийского государства вне своих территориальных вод незаконной и может начать с этой целью мониторинг Каспия с помощью своего военного флота. Россия может и не вмешиваться в этот процесс. В этом случае, что станет с трубопроводом Баку – Джейхан вполне понятно. В-пятых, следует иметь в виду, что ныне в Иране проживает 19 миллионов этнических азербайджанцев, которые в случае размещения американских ракет в Азербайджанской Республике из-за всех щелей проникнуть в Азербайджан и доводят до сведения народа и руководства страны, что они, мягко говоря, не правы. В-шестых, с первых дней принятия решения о размещения ракет в этих государствах, достигнуть максимальной активности все мировые исламские движения проиранского толка. Соответственно по этим и другим причинам предложение Путина для американцев не приемлемо. Но Путин был бы не Путиным, если не пошел бы еще дальше. Он находит, может быть, самое оригинальное решение – защищаться от иранских ракет совместно, используя возможности Габалинской радарной станции в Азербайджане. Абсолютно логично, с одной стороны до Ирана рукой подать, и страстное желание американцев сотрудничать с Россией в деле защиты европейцев от иранских ракет будет охотно реализовано. Путин сделал ход ферзем. Чтобы не делали американцы, как бы не поступали дальше, после этого путинского хода им гораздо будет сложнее размещение системы ПРО в Польше и Чехии. У американцев патовая ситуация – защищать Европу от иранских ракет посредством Габалинской радарной станции слежения они не будут, после саммита восьмерки и новых инициатив Путина по размещению ракет в Польше и Чехии, ситуация принципиально измениться, общественное мнение в этих странах и нежелание руководства Польши и Чехии окончательно не испортит отношения с Россией, не позволяют США форсировать события, и, самое может быть печальное, США, может быть, были и ради отказаться от этой авантюры, но столько сил и энергии потрачены, сколько копья была сломана, что просто взять и из-за одного человека заморозит этот проект было бы печально и унизительно. Это означало, что в настоящее время единственная сила, которая способна сдержать, остановить США – это новая Россия. Что же касается позиции Ирана относительно новой инициативы Путина, то, очевидно, что она не нравиться Тегерану. Во-первых, Путин, по сути, предложил начать мониторинг территории Ирана, что само по себе является не дружественным актом, поскольку по соглашению с руководством Азербайджана Россия арендует эту станцию, соответственно, она сама работает на этой станции. Во-вторых, предложение Путина спровоцировать осложнения в ирано-азербайджанских отношениях, так как Иран данную инициативу Путина может воспринимать как согласованную позицию России и Азербайджана. В третьих, процесс ухудшения российско-иранских отношений принимает уже системный характер. Иран больше и больше утверждается в том, что в российско-американской игре является разменной монетой в руках Москвы. И взамен на определенные уступки США (содействие во вхождении России в ВТО, отмена дискриминационной поправки Джексона-Вэника, не препятствовать дальнейшей энергетической экспансии России на Запад, поддержать альтернативные транснациональные энергетические проекты России, отказ от американского плана решения косовской проблемы, оставить в покое, просто забыт об Украине и Грузии, окончательно уйти из Центральной Азии) Россия, свернет свои отношения с Ираном в области ядерной энергетики. Многие в Иране сейчас уверены, что Россия никогда и ни при каких условиях не завершит Бушерскую АЭС и не поставит в Иран ни за какие деньги ядерное топливо. Во-первых, из-за того, чтобы условия негласного торга. И, во-вторых, Россия не заинтересована по большому счету, чтобы Иран достиг технологического уровня полного ядерного цикла, который включает в себя и технологию обогащения урана. Иначе говоря, России хотелось бы, чтобы Иран самостоятельно не производил ядерное топливо, а покупал его исключительно в России или у других ядерных держав. Правительство Ирана разработало и утвердило долгосрочную энергетическую программу и согласно этой программе в течение ближайших 20 лет в этой стране будет построено не менее 20 000 МВт, т.е. практически 20 АЭС подобных Бушерской. И кто же имея такую мощную программу рискнет поставит себя в полной зависимости от других государств в поставках ядерного топлива. Это обстоятельство не только энергетическую, но и национальную безопасность самым серьезным образом поставит под угрозу. Думаю, что не только Иран, но и любое другое государство не пошло бы на такие условия. Исходя из-за этого и из–за того, что просто само обогащение урана не является нарушением положений МАГАТЭ и норм ДНЯО, Иран никогда и ни при каких условиях не откажется от развития своей ядерной программы, и, соответственно, от обогащения урана. Поэтому мы в самое ближайшее время можем стать свидетелями того что США, Великобритания и Франция под предлогом того что Иран в отведенные сроки не выполнил требований очередной резолюции СБ ООН, будут настаивать на принятия новой более жесткой антииранской резолюции. И логика поведения России на сегодня такова, что, к сожалению, она может поддержать и эту резолюцию о незаконном требовании СБ ООН Ирану о прекращении обогащения урана. Это приведет к еще большему охлаждению в российско-иранских отношениях. Таким образом, шаг за шагом, с принятия каждой новой антииранской резолюции в СБ ООН ослабнет российско-иранское взаимодействие, и в первую очередь, это скажется на дальнейшую судьбу главного торгово-экономического российско-иранского проекта Бушерской АЭС. Иран готовится к такому исходу. Может быть именно, из-за этой неуверенности, в конечном результате, Иран в последнее время несколько потерял интерес к финансированию Бушерской АЭС. Не зря, Иран начал строительства новой АЭС стоимостью 1,3 млрд. долларов США своими силами, и, кстати, госфинансирование этого проекта идет полным ходом. Источник:"IRNA"
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.