Раджаб Сафаров: «Многие хотели бы, чтобы из общественно-политической площадки ШОС превратилась в военно-политический блок»

13 сентября 2013
A A A


Страны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) поддерживают созыв международной конференции по Сирии, говорится в итоговой декларации ШОС, принятой по итогам саммита. Об этом и о других важных политических проблемах, которые обсуждаются в Бишкеке, рассказал нашему корреспонденту в кулуарах саммита гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.

"Я думаю, что даже без агрессии ситуация в Сирии достаточно плачевная. Многих членов ШОС связывают дружеские отношения с Сирийской республикой. Полагаю, что, может быть, не в рамках этого саммита, но в кулуарах будет принято по инициативе России негласное решение на двусторонних основах оказать материально-экономическую, моральную, гуманитарную помощь Сирийской Арабской Республике, поскольку эта страна находится в очень тяжелом экономическом состоянии. И я полагаю, что это было бы весомым вкладом саммита в оказание содействия сирийскому народу.

Вообще, мне кажется, что проведение этого саммита было под вопросом. Могло случиться так, если сирийская ситуация развивалась бы по наихудшему сценарию, что руководители некоторых стран - участников ШОС отложили бы этот саммит на какое-то другое время, просто им не до этого было бы. Но, слава Богу, все-таки пик противостояния, пик кризиса сирийского прошел. Ситуация более или менее урегулирована. И этот саммит состоялся.

Этот саммит очень важен, поскольку на нем поднимаются очень важные вопросы управления и существования этой организации. По мнению многих экспертов, на этом саммите Иран, Пакистан и Индия из разряда наблюдателей могли перейти в разряд постоянных членов. Это на самом деле усилило бы позицию многих государств, усилило бы позиции организации в целом, дало бы совершенно новый импульс и увеличило бы масштабы деятельности этой организации.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы эти страны вошли в состав ШОС, нужно будет поменять предыдущий регламент, отказаться от предыдущего решения относительно того, что ни одно государство не может стать членом ШОС, если находится под какими-то санкциями, в том числе международными. Полагаю, все понимают, что если такое решение будет принято, это будет особым шагом в сторону Ирана. Это будет признанием господина Роухани как нового лидера, авансом, демонстрацией заинтересованности в активных контактах с этой страной.

Еще есть вопросы, связанные с озабоченностью некоторых стран и экспертов тем, что ШОС, по большому счету, является политической площадкой, а не общественно-политической международной структурой, поскольку влияние и место ШОС в признанных общественных мировых общеполитических структурах еще не особо сильно ощущается. Например, эта структура не может противостоять экспансии нерегиональных держав в пределах территории членов ШОС.

Очень многие хотели бы, чтобы из общественно-политической площадки ШОС все-таки превратилась в военно-политический блок с потенциалом, с реальными институтами, который мог бы противостоять, возможно, негативным явлениям, которые могут быть в ближайшем будущем. И сирийский пример нам явно говорит о том, что такие возможности могут быть в дальнейшем.

- Для Роухани это первый официальный визит в должности президента. Как вы полагаете, насколько для него важна эта организация и участие в ней?

- Для Роухани приезд в Бишкек - это первый его зарубежный визит. Это выход на большую политическую международную арену. И это очень характерно на самом деле. Очень многие ожидают, что с его приходом противостояние Запада с Ираном перейдет в более умеренное состояние, и на другие страны будет оказываться меньше давления из-за активизации отношений с Ираном.

Полагаю, что с приходом господина Роухани отношения между членами ШОС будут более комфортными, более конструктивными и, самое главное, более реалистичными. Каждое соглашение, которое будет подписано или утверждено, будет иметь реальный потенциал для выполнения. С изменением статуса Ирана в ШОС, я думаю, активизируются его экономические отношения с этими государствами. И конечно же Иран не является конкурентом, скажем, Казахстана или России в Центральной Азии.

Источник: Голос России

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.