НАТО в Центральной Азии

05 февраля 2003
Депутат меджлиса, член комиссии по вопросам национальной безопасности и внешней политики д-р Алаха Кулаи на страницах газеты «Хамшахри» опубликовала статью, в которой она пишет, что террористические акты в Америке в сентябре 2001 года сильно изменили политическую атмосферу в Центральной Азии. Этот регион, примыкающий к северным границам Ирана, оказывает непосредственное влияние на безопасность Исламской республики. В этой связи все изменения, происходящие в Центральной Азии, и их последствия имеют для Ирана большое значение. В результате объявления Америкой войны терроризму ситуация резко изменилась, и страны Центральной Азии, которые в течение десяти лет со времени распада СССР предпринимали шаги для восстановления своих отношений с Россией, согласились с широким военным присутствием американцев в регионе. Центральная Азия всегда имела жизненно важное значение для России и всегда считалась зоной ее влияния. В условиях, которые сложились после 11 сентября 2001 года, двери региона были распахнуты для американских солдат. В рамках затронутой темы нельзя забывать, конечно, и кавказские проблемы.

Опасения лидеров стран Центральной Азии, вызванные распространением экстремизма в период правления талибов в Афганистане, приобрели значительные масштабы. Российская Федерация также разделяла озабоченность этих стран по поводу обеспечения безопасности. Существующие угрозы стали еще более очевидными после начала войны в Чечне и террористических актов в Москве. После совещания в Праге в конце 2002 года получило подтверждение сотрудничество между странами Центральной Азии и НАТО. Ранее Америка прилагала все силы для того, чтобы ослабить обеспокоенность России в связи с американским присутствием в Центральной Азии и на Кавказе. С этой целью была разработана и начала осуществляться программа сотрудничества ради мира. После 11 сентября обстановка в корне изменилась. Лидеры центральноазиатских стран посчитали недостаточными роль и военно-политическую поддержку России для противостояния экстремизму. Их обеспокоенность еще больше возросла в результате активизации действий сил, пользующихся поддержкой афганских талибов.

После распада Советского Союза многие специалисты ожидали, что НАТО будет распущена, поскольку эта организация создавалась для борьбы с распространением коммунистической идеологии и для противостояния Советскому Союзу. Однако с началом межэтнических конфликтов и войн в восточной Европе и на Балканах американцы смогли быстро превратить НАТО в инструмент для установления своего мирового господства в условиях, когда мир перестал быть двуполярным. Европейцы также пришли к пониманию того, что они нуждаются в НАТО для обеспечения своей социальной, политической и экономической безопасности. В новых условиях вопрос о расширении НАТО на восток стал одной из ключевых тем, обсуждавшихся лидерами России и Америки. Россия очень болезненно относилась к такой возможности. Вопрос ставился о том, чтобы на бывшие республики Советского Союза не распространялся процесс расширения НАТО.

Однако события 11 сентября и атмосфера противостояния терроризму, охватившая весь мир, повлияли и на этот переговорный процесс.

После всех изменений, которые произошли в мире, размещение американских войск в Кыргызстане и Узбекистане стало свершившимся фактом. Раньше подобное невозможно было даже представить. Россия, озабоченная террористической деятельностью чеченских сепаратистов, не стала в новых условиях выступать против американского присутствия. В сложившейся в регионе ситуации российские лидеры посчитали необходимым пересмотреть направление своей политической линии.

Американские войска в странах Центральной Азии и в Афганистане стали своего рода центром, с помощью которого американцы планируют и осуществляют свою деятельность в регионе по претворению в жизнь под видом борьбы с терроризмом программ установления своего господства, о котором они мечтали со времен двуполярного мира. Лидерами стран Центральной Азии сильная группировка американских войск рассматривается как надежная преграда на пути наркотрафика из этих стран в Россию и Европу. За время после распада СССР бывшие советские республики потратили много сил для прекращения поставок наркотиков. В новых условиях они хотят воспользоваться для достижения этих целей помощью американцев.

После падения режима талибов производство наркотических веществ, в первую очередь героина и морфина, в значительной степени возросло, и центральное правительство Афганистана не смогло воспрепятствовать губительной деятельности крестьян по выращиванию опийного мака с целью получения экономической выгоды.

Эта проблема представляет собой серьезную угрозу для граничащих с Афганистаном государств, особенно на западе и севере от него в связи с тем, что через них осуществляется наркотрафик. Для устранения этой угрозы страны Центральной Азии пытаются использовать присутствие сил НАТО и США.

Есть данные о том, что между контрабандистами, занимающимися распространением наркотиков, и силами экстремистов в регионе существуют тесные связи. Такая кооперация необходима им для достижения своих военно-политических целей.

После распада Советского Союза в странах Центральной Азии из-за чрезмерного восточного властолюбия, усилившегося во времена коммунизма, не удалось создать условия для достижения международных стандартов, в частности в области соблюдения прав человека.
В этой связи международные структуры оказывают определенное давление на названные страны. Однако американская администрация не уделяет особого внимания этому вопросу.

Как бы там ни было после событий 11 сентября сложились благоприятные условия для активного присутствия Америки в Центральной Азии. Многим прежним противоречиям и разногласиям положен конец. Понимание общей угрозы весьма эффективно способствует достижению согласия.

Иран.Ру
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03851 sec