Президента просят назначить спецпредставителя по Ирану

06 февраля 2015
A A A


Среди предложений Российско-иранского совета — создание российско-иранского банка и ведение операций в национальных валютах, запуск телеканала Russia Today на персидском и отмена виз

Созданный в январе российско-иранский Совет по общественным связям (РИСОС) направил президенту России обращение, в котором просит принять срочные меры по укреплению отношений между Россией и Исламской Республикой Иран (есть в распоряжении «Известий»). 

«В настоящее время торгово-экономические отношения между Россией и Ираном практически парализованы, жизнь в этой сфере почти остановилась, сотни компаний обанкротились, тысячи компаний переориентировались на другие рынки и сферы», — говорится в письме председателя РИСОС Раджаба Сафарова. Совет предлагает программу из 16 пунктов, реализация которых должна способствовать экономическому подъему двух стран.

РИСОС был создан как НКО в январе этого года с целью мобилизации и консолидации всех сил российского общества, которые желают развития отношении России с Ираном. Председателем РИСОС был избран Раджаб Сафаров — глава комиссии по Ирану МТПП, гендиректор Центра изучения современного Ирана и глава портала Iran.ru. В РИСОС уже вступило более 80 общественных деятелей и политиков.

В письме он просит Владимира Путина назначить специального представителя президента РФ по Ирану «для всесторонней координации российской политики в отношении Ирана». По его мнению, учреждение такой должности сможет ускорить развитие политических и в первую очередь торгово-экономических отношений России и Ирана.

Как пояснил «Известиям» первый зампредседателя комитета ГД по международным делам Леонид Калашников, спецпредставители президента РФ назначаются для стран, которые имеют для России стратегическое значение.

— Это страны Восточной и Южной Европы, и Ближнего Востока, но постоянных представителей нет, они назначаются на время. В условиях европейских и американских санкций Иран становится для России более выгодным партнером по экспорту в целом ряде отраслей. В новых реалиях назначение спецпредставителя по Ирану было бы логичным шагом для российского руководства, — пояснил депутат. Подобных спецпредставителей назначают, если есть необходимость в более интенсивном развитии отношений между странами за счет более тесных контактов с высшим руководством страны. Например, есть спецпредставитель российского президента по Афганистану, по регионам — скажем, по Ближнему Востоку и странам Африки — назначены представители по отдельным сферам международного сотрудничества и международным организациям, всего их несколько десятков.  По мнению Сафарова, сейчас российско-иранские отношения пробуксовывают, хотя Иран и назывался как один из ключевых союзников России в регионе.

— Наш товарооборот в прошлом году составил, по данным ФТС, всего $963 млн, это менее пол процента от общего товарооборота России с другими странами, — приводит статистику глава РИСОС. — Из них лишь $270 млн — иранский экспорт в Россию.

РИСОС предлагает разработать такой механизм чтобы принимаемые ежегодно Меморандумы межправительственной постоянной российско-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК) в течение 30 дней после подписания легли в основу правительственных постановлений, обязательных к исполнению всеми министерствами и ведомствами». 

— Мы предлагаем Президенту назначить своего спецпредставителя, который должен координировать общую политику всех министерств и ведомств по отношению к Ирану, чтобы за 3 года он довел уровень товарооборота как минимум до $10 млрд, — предлагает Сафаров.

Другой проблемой, сильно тормозящей торгово-экономические отношения двух стран, в документе указывается отсутствие валютно-кредитных операций между российскими и иранскими банками. Для решения этой проблемы РИСОС предлагает правительству самому уполномочить несколько государственных банков для ведения операций с иранской стороной — или же, если банки боятся попасть под западные санкции, создать отдельный российско-иранский банк с филиалами в Москве и Тегеране. Он, должен быть ориентирован работать исключительно с российским рублем и иранским риалом.

— Это было бы логичным шагом в деле ускорения процесса реализации контрактов, кроме того, 80% всех платежей в Иране и так уже проходят в электронной форме, — добавляет Сафаров.

Помимо банковской системы РИСОС предлагает усилить и энергетическое сотрудничество двух стран. Так, одним из пунктов предлагается «новый российско-иранский газовый альянс, который мог бы стать противовесом Форума стран — экспортеров газа (ФСЭГ)». По словам Сафарова, ныне действующий ФСЭГ (его часто называют «газовая ОПЕК», хотя он и не регулирует мировую добычу газа) не учитывает позицию Ирана по вопросам экспорта и добычи газа, новое сотрудничество поможет объединить усилия двух крупнейших газовых экспортеров мира, заинтересованных в наращивании экспорта на Запад.

По данным ФТС, в 2012 году, на пике санкций ЕС по отношению к Ирану, товарооборот между странами составил $3,5 млрд, в 2013-м — уже $2,1 млрд; основные статьи российского экспорта составляют лес, металлопродукция, иранского экспорта — плодоовощная продукция. Отдельным пунктом в письме выделяется проблема поставок иранских продуктов в Россию: президента просят содействовать подписанию соглашения о том, чтобы Россельхознадзор признал стандарты министерства сельского хозяйства Ирана.

Сразу несколько положений письма призывают поспособствовать скорейшему принятию Ирана в такие международные организации, как Шанхайская организация сотрудничества и Евразийский экономический союз. Кроме того, заметно стимулировать отношения двух стран может введение безвизового режима, запуск вещания телеканала «Россия сегодня» на персидском языке (по словам Сафарова, такое телевещание в Иране уже десятилетиями ведут США, Великобритания, Германия и многие европейские страны), восстановление закрытого в 1983 году Российского культурного центра, открытие Центра русского языка (по линии фонда «Русский мир») и ранее анонсированный визит Владимира Путина в Иран, заключает РИСОС в своем письме. Целый ряд из вышеописанных предложений вполне могло бы попасть в будущее торгово-экономическое соглашение с Ираном.

Реализация большинства положений письма в ближнесрочной перспективе маловероятна, считает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. К примеру, проблемы могут возникнуть со вступлением Ирана в ШОС, ЕАЭС и созданием «газового союза» — конфликт может возникнуть на религиозной почве, так как Иран относится к шиитскому направлению ислама, в России же и странах ШОС в исламе превалирует, наоборот, суннитское вероучение.

— По личному опыту могу сказать, что с иранцами вести торгово-экономические дела тяжело ввиду сложной системы согласований, — объясняет Багдасаров. — Поэтому то, что мы уже сделали для Ирана — а мы были единственной страной, согласившейся достраивать Бушерскую АЭС, — уже говорит о большом вкладе России в экономику Ирана.

Калашников заметил, что создание российско-иранского газового альянса поможет скоординировать действия двух газовых гигантов на новом для России южном направлении поставок газа. Эксперты уверены, что хотя бы частично программу, предложенную РИСОСом, необходимо реализовывать — это будет выгодно обеим странам. Правда, в отношении некоторых из пунктов программы у них есть скепсис.

 

 

Источник: ИЗВЕСТИЯ

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.