Россия пожертвовала Ираном

24 сентября 2010
Появившийся в среду указ президента России Дмитрия Медведева «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 г.» дает основание считать, что внешняя политика России входит в совершенно новый этап своего развития. Даже простой перечень всех тех мер, которые указ предусматривает, говорит о серьезной трансформации политики России в отношении Ирана.

Под запрет попадает передача Ирану танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов и военных кораблей, комплексов С-300. Президент также запретил российским физическим и юридическим лицам оказывать финансовые услуги Ирану, имеющие отношение к так называемой «ядерной программе». На территории РФ запрещена даже совместная деятельность с банками Ирана, не будут открываться новые банковские филиалы и страховые конторы.

Указом запрещается передача Ирану технологий, связанных с производством баллистических ракет и им подобных вооружений. «Следует проявлять бдительность при экономическом взаимодействии, включая совершение сделок со структурами, зарегистрированными в Иране или попадающими под юрисдикцию Ирана», – гласит указ.

Отныне на территорию России будет запрещен въезд и даже транзит иранских граждан, связанных с ядерной деятельностью. В приложении №1 к указу список из 13 человек, в нем ученые, чиновники и военные. В частности, это Аббас Резаи Аштиани, занимающий руководящую должность в управлении Организации по атомной энергии Ирана по геологоразведке и добыче и бригадный генерал Мохаммад Реза Нагди — бывший заместитель начальника генштаба иранских вооруженных сил по тыловому обеспечению и промышленным исследованиям.

Беспрецедентные по жесткости формулировки, особенно напоминание о том, что в России будет организован усиленный контроль за соблюдением указа, вообще-то не характерны для обычно сдержанного стиля таких кремлевских документов. Это обстоятельство дало основание некоторым российские аналитикам предположить, что данный указ является свидетельством безоговорочной победы проамериканского лобби в Кремле. А также видимым подтверждением того, что возвращаются времена «козыревщины», когда российская внешняя политика открыто писалась чиновниками американского госдепа.

Однако, несмотря на весь обширный текст указа президента России «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 г.», основным его содержанием является запрет на поставку в Иран зенитных комплексов С-300. Призванных, среди прочего, оборонять от налетов вражеской авиации и ракетных атак и построенную Россией атомную станцию в Бушере.

Дело в том, что в 2007 году Россия и Иран заключили контракт на поставку Тегерану пяти дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300. Это хорошие комплексы, они способны эффективно защищать воздушное пространство практически от любого воздушного нападения. Заключение контракта держалось в секрете, о нем долго никто ничего не знал, пока в конце декабря 2007 года не появились первые намеки на С-300 для Ирана. Через год, 21 декабря 2008 года, иранские СМИ сообщили о начале поставок российских ЗРК С-300 в Иран. Москва тут же выступила с опровержением, заявив, что информация не соответствует действительности, затем признала факт существования контракта. За комплексы от Ирана был получен аванс, общая сумма контракта оценивалась примерно в 1 миллиард долларов. Сами поставки боевой техники должны были начаться еще в прошлом году, но так и не состоялись по причинам, связанным с политической неготовностью российской стороны это сделать.

В декабре 2008 года прошли сообщения о том, что из России в Иран доставлены первые комплектующие для С-300, но затем эти сообщения были опровергнуты Москвой. Тем не менее, в начале 2010 года спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что Россия выполнит свои обязательства по поставке С-300. «Это наше суверенное дело, кому что поставлять. У нас есть двустороннее соглашение с Ираном, Россия всегда выполняла все свои международные договоры и соглашения. Поэтому поставка этого оборонительного комплекса — дело времени»,— сказал Миронов, отметив, что «там действительно технические задержки». «Я уверен, что мы поставим этот комплекс, в том числе, и для того, чтобы Иран смог обороняться от любого воздушного нападения на его территорию. Это право, опять же, суверенного государства».

9 июня 2010 года в Совете Безопасности ООН прошло обсуждение и затем принятие пакета санкций международного сообщества против Ирана с целью принудить его свернуть ядерную программу и сделать ее более прозрачной. Однако еще до начала обсуждения проекта было ясно, что подготовленный США и поддержанный их партнерами по пятерке постоянных членов Совета Безопасности ООН, включая РФ и Китай, проект резолюции о санкциях не запрещал поставку Ирану Россией комплекса С-300. И даже накануне голосования в Совете Безопасности ООН по антииранским санкциям Владимир Путин дал понять, что экономическое сотрудничество между странами будет продолжено, а контракт по С-300 не отменяется.

Как писала в мае 2010 года газета «Вашингтон таймс» со ссылкой на представителя госдепартамента США, «проект резолюции не налагает на Россию обязательства не передавать Ирану С-300». А сразу же после голосования в СБ ООН спикер госдепа Филип Кроули заявил: «Резолюция 1929 запрещает продажу и передачу Ирану вооружений, упомянутых в регистре обычных вооружений ООН, а в нем не упомянуты комплексы С-300».

На следующий день это же повторил и официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, отвечая на вопрос, вводит ли резолюция 1929 ограничения на поставки С-300 Ирану. Он заявил, что «средства ПВО, за исключением переносных ракетно-зенитных комплексов (ПЗРК), не охватываются ограничениями новой резолюции СБ ООН в отношении Ирана». Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Михаил Дмитриев в тот же день подтвердил его слова, сказав, что «в отношении поставок С-300 Ирану Россия никак не связана резолюцией Совбеза ООН, и работа по этому контракту идет». Однако уже на следующий день, пресс-центр ФСВТС опроверг слова собственного директора, сделанные накануне — заявив, что резолюция СБ ООН как раз затрагивают вопрос поставок Россией в Иран С- 300.

Но, одновременно это опроверг уже министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Находясь в Ташкенте, он заявил, что «строительство АЭС в Иране и поставка С-300 не подпадают под резолюцию СБ ООН. Что касается военно-технического сотрудничества, то «резолюция вводит ограничение на сотрудничество с Ираном по наступательным типам вооружений и оборонительные вооружения под эти ограничения не подпадают». Но уже через неделю слова Лаврова вопреки всем законам субординации опроверг его заместитель Сергей Рябков. В общем, в этой странной истории все внешнеполитические заявления российских чиновников противоречили друг другу и создавали впечатление «подковерной борьбы» разнонаправленных сил. В конце концов судьбу контракта решил лично президент Медведев.

Причем, если абстрагироваться от деталей и свистопляски чиновников, то всем было ясно, что технически контракт на поставку С-300 не подпадал под резолюцию СБ ООН. Москва сама наложила на себя обязательства его не исполнить, расширительно толкуя текст резолюции. По сути, контракт стал жертвой смены руководства в Кремле. Поскольку он заключался еще при Владимире Путине, который уже к 2007 году понял, насколько губительно для страны подчинение российской внешней политики американским интересам. Правда, даже при Путине Москва старалась не афишировать эту сделку, возможно, собираясь использовать ее в качестве козыря в игре с Вашингтоном, особенно «в размене» на договор по СНВ-3, который находится в настоящее время на рассмотрении в парламентах РФ и США.

Москва при этом очевидно ожидала от США одобрения тех или иных ее внешнеполитических шагов, но была полностью разочарована осенью 2008 года, когда США поддержали вторжение Грузии в Южную Осетию и осудили Россию за адекватный ответ агрессору. Тогдашнее бесстыдство и вероломство США отрезвили российское руководство, и даже отчаянные усилия проамериканского лобби не смогли удержать его от признания независимости Южной Осетии и Абхазии. Кстати, наблюдатели тогда заметили, что первым с осуждением грузинской агрессии в Цхинвале выступил не президент России, а премьер-министр. И затем в ответ на открытую поддержку Соединенных Штатов грузинского марионеточного правительства на Кавказе Россия довела работы на иранской станции в Бушере до ее физического пуска. Так что если бы не августовская война 2008 года, еще неизвестно, чем бы закончилось многострадальное и многолетнее строительство атомного объекта в Бушере.

«Американский акцент» в российской политике усиливается по мере приближения страны к президентским выборам 2012 года. Несмотря на слухи о якобы состоявшемся между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным «джентльменском соглашении», и тот и другой, похоже, намерены не только принять участие в выборах 2012 года, но и выиграть их. Поэтому, чтобы однозначно заручиться поддержкой Запада и США кремлевская администрация «рубит» контракт с Ираном на поставку оборонительных комплексов С-300.

Отказ России под абсолютно формальным предлогом от поставок С-300 сопряжен с огромной упущенной выгодой, колоссальными репутационными издержками, выплатой сотен миллионов долларов за неустойку и не исполнение контракта. Кстати, своим отказом поставить зенитные комплексы Ирану, Россия приближает возможность нанесения Соединенными Штатами и Израилем авиаударов по не очень прикрытым с воздуха объектам ядерной инфраструктуры Ирана, т.е. фактически приближает возможность новой войны у своих границ.

Вашингтон сегодня празднует, может быть, свою самую яркую победу над Москвой за последние 10 лет. В кругу своих западных партнеров вместе с Израилем они ехидно посмеиваются над наивностью и ребячеством Москвы, демонстрируя глубину своего влияния на нынешних кремлевских чиновников. А как же Белому дому не приветствовать шаг Москвы, который развязывает ему руки и позволяет теперь безнаказанно бомбить Иран?

Сами иранцы давно поняли, что С-300 могут стать «разменной картой» Москвы в игре с Вашингтоном, поэтому уже примерно два года назад начали поиск альтернативного зенитного оружия в Китае. Китай, в принципе, может поставить Тегерану такие комплексы, и видимо, уже поставил два из четырех, о появлении которых недавно сообщало иранское военное ведомство. Это значит, что у Ирана есть технология производства оружия, подобного С-300. Это подтверждается и тем, что Иран собирается открыть завод по производству зенитно-ракетных комплексов, аналогичных боевым системам С-300, о чем заявил министр обороны Ахмад Вахиди.

Что до России, то она может ожидать неблагоприятных для себя шагов со стороны Ирана. Как прямых, в виде уже анонсированных Тегераном планов потребовать от Москвы неустойку в судебном порядке за не поставку ЗРК, так и косвенных санкций. К примеру, Иран в ближайшие месяцы в рамках правительственной программы в предстоящие 20 лет построить 20 АЭС, намерен объявить новый тендер на строительства двух АЭС общей стоимостью не менее 6 миллиардов долларов США. Очевидно, что Росатом не то что не победит, но, скорее, даже не будет допущен к этому выгодному тендеру. И это вполне нормально, потому что лишь сумасшедший отдаст важнейшие экономические проекты, какими являются АЭС, ненадежному и управляемому непонятно кем партнеру.

И, самое печальное при этом, скорее всего, Россия так и не получит выгод, которые она ожидает от того, что в угоду США присоединилась к санкциям против Ирана. История наших отношений с Соединенными Штатами показывает, что такого рода ожидания обычно заканчивались разочарованием и громадными убытками политического и экономического характера. Так было у Горбачева с Рейганом, у Ельцина с Клинтоном, а сейчас продолжается такая же дружба у Медведева с Обамой. Однако московские правители, постоянно забывают, что Вашингтон в отношениях с Москвой привык не исполнять данных обещаний и руководствуется лишь своими, причем сиюминутными интересами. А это значит, что если сегодня США выгодно давить на Иран – они давят и призывают к этому своих партнеров. Если завтра окажется, что с Ираном Соединенным Штатам лучше наладить отношения, то начнется дружба.

К примеру, по информации некоторых СМИ, сейчас США за спиной России ведут секретные переговоры с Ираном об установлении неофициальных дипломатических отношений между странами, причем по инициативе Белого дома. Как сообщила израильская газета «Гаарец», переговоры идут как раз в эти дни в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Исламскую республику на ней представляли лица из ближайшего окружения президента Махмуда Ахмадинежада, который прилетел в Нью-Йорк для участия в ежегодном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Скорее всего, не зря Иран совсем недавно освободил из тюрьмы одну из трех граждан США, захваченных год назад на юге Ирана, и обвиненных в шпионаже. Если информация о переговорах соответствует действительности, США в любой момент могут распахнуть двери перед Исламской Республикой. И тогда Россия потеряет гигантскую дружественную страну. Так как любой новый режим в Иране станет прозападным, марионеточным и соответственно антироссийским. Запад и США из нового Ирана сделают монстра, пожирателя интересов России, в том числе в Центральной Азии, на Каспии, на Большом Кавказе и в самой России. Создавая через Иран огромные проблемы для России, США, затем время от времени будут приходить ей на помощь, в зависимости от ситуации и цены вопроса управляя уровнем активности Ирана в сфере жизненно-важных интересов России.

США защищают свои интересы и ради достижения этой задачи готовы на все. Сейчас они ищут дорогу к Ирану и это несмотря на то, что Махмуд Ахмадинежад в эфире телеканала CNN сказал, что премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху является «квалифицированным убийцей», который «должен предстать перед судом за убийство женщин и детей». И что угроза миру на Ближнем Востоке «в первую очередь, исходит от сионистского режима и Соединенных Штатов». «Они должны быть разоружены», - заявил Ахмадинежад.

Таким образом, это вновь показывает, что в большой политике нет ни друзей, ни постоянных врагов, а есть лишь национальные интересы. Но российские лидеры, недальновидно становясь только на одну сторону в конфликте, тем самым подвергая самому серьезному риску национальные интересы России.


Иран.ру


Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03766 sec