Официальный ответ Ирана на доклад МАГАТЭ

03 марта 2010
A A A


Тегеран назвал доклад гендиректора МАГАТЭ по иранской ядерной программе "несбалансированным и нереалистичным". Об этом говорится в письме иранского руководства на имя генерального директора МАГАТЭ Юкия Амано, который выступил с докладом на сессии Совета управляющих агентства в Вене. В ответ на доклад Генерального директора МАГАТЭ, который был посвящен реализации Ираном соглашений о гарантиях, Исламская Республика через свое представительство в Вене направила письмо в адрес Международного Агентства по атомной энергии МАГАТЭ. В нем дан ответ на все неясности и множественную критику, содержащуюся в различных частях доклада. Полный текст письма приводится ниже: I Общие комментарии. 1. Доклад Генерального директора, сделанный им в соответствии с обязанностями руководителя МАГАТЭ, не является взвешенным и реалистичным, поскольку в нем не нашли отражения разъяснения Исламской Республики Иран по вопросам, имеющимся к Ирану, а также отношения между Тегераном и МАГАТЭ. 2. В этом докладе намешано такое количество технических деталей, что он вызвал растерянность среди различных многочисленных групп читателей: дипломатов, экспертов и широкой общественности. 3. Единственным новшеством этого доклада, по сравнению с предыдущими, которые были представлены прежним Генеральным директором Агентства, стало упоминание об успешной деятельности Ирана по обогащению урана до 20-процентного уровня, которую Иран начал для обеспечения необходимым топливом Тегеранского исследовательского реактора, да и то лишь после неполучения ответственного отклика в ответ на свои законные требования. Однако пространный доклад Генерального директора с его историческим предисловием и повторением бессмысленных и устаревших вопросов, таких как исследование претензий, и подробное изложение истории с американским ноутбуком, вызвал замешательство среди читателей. Исследование претензий, включающих беспочвенные обвинения по ракетам способным нести груз с высокой взрывоопасностью, проводилось 4 года тому назад, и потому на сегодняшний момент эта тема также не является новым вопросом. Создается впечатление, что Департамент гарантий поставил своей целью освежить память членов Совета управляющих или помочь новым членам в получении ассигнований для того, чтобы запутать общественное мнение и поставить под вопрос авторитет МАГАТЭ. 4. В соответствии с официальным уведомлением от 8 февраля 2010 года о принятии решения относительно начала деятельности по обогащению урана до максимального уровня в 20 процентов, с 9 февраля 2010 года Иран приступил к этой работе после того, как МАГАТЭ официально известило о получении им уведомления Ирана и в тот же день проинформировало нашу страну о том, что инспекторы уже направлены и к 9 февраля прибудут в Натанз. Выдержка из письма МАГАТЭ от 8 февраля 2010 года, подписанного исполняющим обязанности руководителя оперативного отдела "В" Департамента гарантий: «В ответ на Ваше письмо № 5009/315/137Ref.M от 8 февраля 2010 года, я хотел бы довести до Вашего сведения, что наши инспекторы 9 февраля будут присутствовать на объектах Натанза с целью контроля за тестированием ци-линдра В 30, содержащего LEU. Это присутствие будет осуществляться для обеспечения защиты и дальнейшего информирования во время повторного серийного запуска цилиндра В 5 и тестирования цилиндров В 30 и В 5 после их утверждения. В тот же день инспекторы также должны быть поставлены в известность обо всех мероприятиях по предоставлению операторам разрешения на замену деталей В 30») Невзирая на то, что использующиеся с этой целью центрифуги уже находятся под наблюдением соглашений о гарантиях, включающим 24-часовое наблюдение при помощи видеокамер, установленных Агентством, а также обычные проверки, в том числе проверки без предварительного объявления, Иран принял решение об уведомлении МАГАТЭ и приглашении инспекторов с тем, чтобы они могли присутствовать на месте во время начала новых работ. В результате, текст Параграфа 11 доклада Генерального директора МА-ГАТЭ является противоречащим фактам и вводящим в заблуждение. 5. Факт того, что все упомянутые ядерные материалы находятся под полным наблюдением, учетом и инспекцией МАГАТЭ, не включен в доклад Генерального директора Агентства. 6. В новом докладе было упущено упоминание о том факте, что случаи расследования претензий в адрес Ирана не имеют юридической силы и не соответствуют истине, так же как и те случаи, о которых говорилось в предыдущих докладах. 7. Доклад Генерального директора не содержит никаких указаний на тот факт, что США не разрешили МАГАТЭ предоставлять в распоряжение Ирана сведения, связанные с расследованиями претензий в адрес нашей страны. В качестве примера можно привести уже упоминавшуюся историю с американским ноутбуком, тогда как в соответствии с рабочим планом (work plan) 711/INFCIRC, согласованным с Ираном, МАГАТЭ должно было предоставлять в распоряжение Тегерана материалы по всем случаям расследования претензий. На этом основании верификационная деятельность МАГАТЭ оказалась под угрозой, и был подорван авторитет Агентства. 8. В докладе Генерального директора смешиваются некоторые понятия. Так последовательно употребляющиеся в тексте Общего соглашения о гарантиях (CSA) и Дополнительного протокола выражение «ядерные материалы», вместо «все ядерные материалы», а также непрофессиональная формулировка «уверенность в отсутствии необъявленных ядерных материалов», ставят под вопрос осуществление Ираном полного сотрудничества на основе всеобщего соглашения о гарантиях и вводит в заблуждение общественное мнение. II Особые комментарии. Отчет, представленный новому Генеральному директору Секретариатом МАГАТЭ, в котором говорится о выполнении гарантий на основе Соглашения о гарантиях, заключенного с Исламской Республикой Иран, несмотря на некоторые недостатки, еще раз подтверждает факт сотрудничества Ирана с Международным Агентством по атомной энергии. Приведенные ниже моменты являются некоторыми примерами такого сотрудничества Ирана, упомянутыми в новом докладе: А. Всеобъемлющее наблюдение за выполнением гарантий в области деятельности по обогащению и использованию ядерных материалов в Натанзе. 1.Ядерные материалы в Натанзе (включая сырье, произведенные и дополнительные материалы), так же как все установленные каскады, сырье и станции, находятся в пределах данных наблюдений и инспекций МАГАТЭ (Параграф 5). 2. Результаты, полученные из образцов природной среды, взятых в Натанзе 21 ноября 2009 года, показывают, что максимальный уровень обогащения урана, объявленный Ираном, соответствует данным вопросника МАГАТЭ по информации о конструкции (DIQ) и не превышает этот уровень. (В качестве примера приводится менее чем 5-процентное обогащение урана-235). (Пара-граф 6). 3. Со времени своего последнего доклада МАГАТЭ успешно осуществило 4 необъявленные заранее инспекции на объектах Натанза, и число таких инспекций с марта 2007 года достигло 35. (Параграф 6). 4. В период с 14 по 16 сентября 2009 года МАГАТЭ производило PIV анализ на объектах Натанзы. Результаты этой инспекции подтвердили соответствие данных, заявленных Ираном. (Параграф 7). 5. 14 февраля 2010 года Иран в присутствии инспекторов Международного Агентства по атомной энергии перевез около 1 тыс. 950 кг низкообогащенного UF6 со станций FEP и PFEP. (Параграф 12). 6. Инспекторы МАГАТЭ протестировали цилиндры, содержащие вещества, необходимые для поддержания станции. Иран предоставил в распоряжение МАГАТЭ результаты масс-спектрометрического анализа. (Параграф 12). В. Деятельность по подтверждению работ на объекте по обогащению топлива Форду (FFEP). 7. В период с 25 по 28 октября 2009 года официальные лица МАГАТЭ встречались с иранскими официальными лицами. В время этих встреч осуществлялся план проверки проектной информации (DIV) (верификации) на объекте Форду. (Параграф 14). 8. В трех случаях (из числа, в общей сложности, 5 случаев проведения проверок DIV) МАГАТЭ осуществляло сбор образцов природной среды. С. Деятельность по переработке топлива. 9. МАГАТЭ продолжило мониторинг использования и строительства горячих камер Тегеранского исследовательского реактора (TRR), а также производства тугоплавкого железа (молибдена), йода и радиоизотопов ксенона. (Пара-граф 18). 10. 11 ноября 2009 года МАГАТЭ произвело инспекции и проверки DIV на Тегеранском исследовательском реакторе, а 23 января 2010 года на объектах MIX. В этих центрах не было замечено никаких признаков производимой переработки или деятельности, связанной с ней. (Параграф 18). D. Объект по производству топлива (FMP). 11. 13 января 2010 года МАГАТЭ произвело проверку DIV на объекте по производству топлива. Это мероприятие Агентства подтвердило, что на данном объекте не установлено никакого перерабатывающего оборудования и к нему не добавлено никаких новых комплексов. Производство стержней и пластин (сырья) было начато с мая 2009 года. (Параграф 22). E. Другие моменты. 12. 8 февраля 2010 года МАГАТЭ произвело проверку DIV на реакторе ИР-40 в Араке. Агентство подтвердило, что строительство данного объекта ведется. (Параграф 23). 13. Уведомлением в письме от 11 февраля 2010 года Иран предоставил обновленные сведения по вопроснику МАГАТЭ по информации о конструкции (DIQ), касающиеся конверсионного завода UCF. (Параграф 25). 14. Уведомлением в письме от 13 декабря 2009 года Иран предоставил сведения по DIQ, в которых содержалась обновленная информация по UCF, другие моменты и план работы исследовательской лаборатории. (Параграф 26). 15. 17 января 2010 года МАГАТЭ осуществило инспекцию и проверку DIV на заводе UCF. (Параграф 27). 16. Общий объем урана UF6, произведенного на объекте UCF, остался в пределах данных инспекции МАГАТЭ. (Параграф 27). 17. 9 января 2010 года МАГАТЭ произвело проверку DIV многоцелевой исследовательской лаборатории JHL в Тегеране. (Параграф 37). Результатом непрерывного и длительного сотрудничества Исламской Республики Иран с МАГАТЭ стало то, что «Агентство продолжает верификацию неотклонения Ирана от заявленных ядерных материалов». (Параграф 46).
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.