С позиции победителя

02 октября 2008
Россия попытается закрепить успех в Закавказье соглашениями по Каспию

Завтра в Астрахани открывается первая Межправительственная экономическая конференция прикаспийских государств. На этой площадке Москва будет противостоять попыткам США и ЕС взять под контроль газ и нефть Каспия.

В прошлом году в Тегеране президенты России, Ирана, Казахстана, Туркмении и Азербайджана условились договариваться без привлечения внешних арбитров. Однако де-факто Баку согласовывал свою региональную политику с партнерами по ГУАМ и с Вашингтоном, а в Ашхабаде и Астане продолжали беспокоить «Газпром» переговорами с Западом о Транскаспийском газопроводе.

Возможно, решительность России в Закавказье изменила ситуацию в регионе. По крайней мере Казахстан отказался строить НПЗ в Батуми и зерновой терминал в Поти, Турция готова отказаться от строительства железной дороги через Грузию в Азербайджан. Теперь у России есть шанс закрепить военный успех экономическими соглашениями.

Основные цели конференции — выработка стратегии энергетического развития государств Прикаспийского региона и принятие плана развития его транспортно-логистической системы.

Учитывая интересы ключевых стран региона — России и Ирана, ставка будет делаться на развитие проектов по оси «север-юг» в противовес вектору «восток-запад», который продвигают эмиссары ЕС и США. Обсуждать эти вопросы на тематических секциях будут министры энергетики, транспорта и экологии пяти стран. Экология также важна для Москвы: здесь опасаются, что чужие транскаспийские проекты и деятельность западных нефтяных компаний на шельфе Каспия уничтожат уникальные биоресурсы. Модератором общей дискуссии с российской стороны будет первый вице-премьер России Игорь Шувалов.

Форум начинается на весьма приятном для нашей страны новостном фоне. Вчера агентство Regnum со ссылкой на координационный совет по реализации железнодорожного проекта Карс — Ахалкалаки — Баку, состоявшийся 16 сентября в столице Азербайджана, сообщило, что Турция может отказаться от участия в проекте.

По данным агентства, в связи с последствиями пятидневной войны Грузия не в состоянии освоить 200 млн долл. азербайджанского кредита на строительство своего участка дороги. Кроме того, представители Анкары ведут интенсивные переговоры о восстановлении движения по железной дороге по маршруту Карс — Гюмри (Армения), что снимет необходимость строительства сложного участка из Турции в Грузию. Напомним: в Гюмри расположена российская военная база, а армянская железнодорожная инфраструктура передана в концессионное управление ОАО «РЖД», чья Южно-Кавказская железная дорога реконструирует пути на отрезке Карс — Гюмри.

Ранее, 22 сентября, Казахстан объявил об отказе от строительства зернового терминала в грузинском порту Поти, соглашение о строительстве которого было подписано совсем недавно, 16 июня. Министр сельского хозяйства Казахстана Акылбек Куришбаев прямо связал это с международными проблемами. А в начале осени компания «Казмунайгаз» отказалась строить НПЗ в соседнем порту Батуми. Формальная причина — недостаток территории.

РБКdaily

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03047 sec