Иранский козырь России

28 августа 2008
Теперь нет никаких сомнений в том, что грузинская агрессия против Южной Осетии должна была дать старт кардинальным процессам по изменению европейской и мировой архитектуры правопорядка в интересах Североатлантического альянса. Как подчеркнул министр иностранных дел России Сергей Лавров, давно не секрет, что нынешняя Грузия с её проамериканским правящим режимом – это специальный проект США, Великобритании и их союзников, прежде всего Израиля, и он явно не удался. Заодно в НАТО хотели бы протестировать Россию, в том числе военным путем, на что она способна и как может отреагировать на провокации у ее границ и против ее граждан. Казалось бы, чего проще – сделать из послушного и экспансивного националиста М. Саакашвили козла отпущения, предварительно вооружив его до зубов и натравив его на Южную Осетию и Абхазию под лозунгом сохранения «территориальной целостности Грузии», одновременно приглашая Грузию в НАТО и обещая всевозможную помощь и поддержку в случае «непредвиденного поведения России». Да, к сожалению для НАТО и грузинского президента ответ Москвы получился очень быстрым и эффективным, сорвавшим план по уничтожению непокорных осетинского и абхазского народов.

Чего хотят американцы и их союзники

Прежде всего, Вашингтон спешил расчистить дорогу для приема Грузии в НАТО до конца текущего года, т.к. в декабре на очередной сессии Североатлантического блока запланировано вхождение Грузии и Украины в состав этой организации. А согласно существующим положениям НАТО новых членов, которые имеют багаж территориальных проблем, как правило, в эту структуру не принимают, т.к. это грозит альянсу быть непредвиденно втянутым в тот или иной зональный конфликт. Поэтому для того, чтобы снять территориальные проблемы Грузии, Запад во главе с США, Израиль и даже Украина решили помочь Саакашвили захватить Южную Осетию и Абхазию так, как это он проделал в мае 2004 года с Аджарией. Россия в то время твердо стояла на позиции «невмешательства», не устояв перед соблазнительными обещаниями США о принятии РФ в ВТО и прочими. В результате Москва не вмешалась в тот конфликт, хотя тогдашнее аджарское руководство во главе с Г. Абашидзе многократно просило руководство России о помощи, и, как следствие, режим Саакашвили поглотил эту самостоятельную республику.

Приняв в состав НАТО Грузию и Украину, руководство Североатлантического блока тут же привело бы в соответствие с натовскими стандартами всю военно-техническую и общественно-политическую инфраструктуру этих стран. Приняв в состав НАТО Грузию и Украину, буквально на следующий день, американцы под прикрытием этой организации блиц-криком разместили свои войска в Цхинвали, Сухуми и в Севастополе и ускоренными темпами взялись бы за строительство сверхмощных военных баз на территории этих стран, прямо на границе с Россией. Это означало бы, что Россия с двух важнейших направлений была бы окружена враждебными странами, вооруженными до зубов и нашпигованными натовскими военными базами. Более того, серьезные проблемы возникли бы с дальнейшим пребыванием российского Черноморского флота в Севастополе, а также под контроль США перешли бы все нюансы транзита российских энергоресурсов через территорию Украины на мировые рынки.

Как только Грузия и Украина оказались бы в НАТО, в качестве следующего кандидата в НАТО стал бы рассматриваться и приглашаться Азербайджан, что уже делается по многим каналам со времен распада СССР. Алгоритм по вовлечению этой страны в НАТО, как считают на Западе, достаточно хорошо отработан на примере Грузии, Украины и той же Польши. Может так сложиться, но у Баку просто не останется шансов отказаться от лестных предложений войти в «цивилизованный европейский мир» в качестве его надежного военно-политического и экономического союзника. Сейчас Азербайджан представляет собой эдакую тихую и спокойную от политических бурь заводь, в которой, кроме торгово-экономических проблем и Карабаха, казалось бы, нет никаких проблем. Хотя многие эксперты не без оснований полагают, что пока в Баку лишь делают вид, что нейтрально следят за событиями на Кавказе и не придерживаются чьей-либо стороны. По большому счету, эта страна давно тяготеет к Западу, по многим аспектам сотрудничества с ним уже определилась и имеет вполне определенные интересы, чтобы вступить в НАТО. Однако центробежные процессы в СНГ еще не так сильны, и Азербайджан вынужден выжидать, когда Грузия и Украина определятся со вступлением в НАТО, поскольку в этом случае у России, являющейся ядром СНГ, не будет ни морального права, ни достаточных ресурсов, чтобы отговорить Азербайджан от вступления в Североатлантический союз. Приход же в НАТО Азербайджана стал бы, по оценке западных стратегов, мощнейшим политическим достижением в «холодной войне» против России, учитывая его огромные энергетические ресурсы и исключительность геополитического положения. В НАТО считают и, очевидно, небезосновательно, что Баку поддастся на обещания невиданных инвестиций в азербайджанскую экономику, модернизацию всей военно-технической и экономической инфраструктуры страны и, самое главное, полной независимости и отдаленности от своего главного экономического конкурента – России. В стратегическом плане Азербайджану был бы обеспечен гарантированный контроль над природными ресурсами региона, и, в частности, он мог бы беспрепятственно претендовать на те газонефтяные сегменты Каспия, на которые раньше он не мог посягнуть в силу разных причин, в частности, из-за России и Ирана.

Однако, как следует из развития событий на Кавказе, реализация всех этих планов оказалась под большим сомнением. «Грузинский проект» США и НАТО провалился с треском. Действия России были такими жесткими и молниеносными, что ни в НАТО, ни в США, ни, в частности, даже сам Саакашвили не успели отреагировать прежде, чем была уничтожена вся военная инфраструктура Грузии. Если Россия всего на один день отложила бы объявление об окончании операции по принуждению к миру, то события приняли бы необратимый характер для режима Саакашвили и его покровителей в НАТО. Еще один день, и Саакашвили со своей командой сели бы в военный самолет, присланный из США, и укатили бы к своим западным хозяевам. Страны НАТО сейчас прибывают в большом смятении, глубоко сожалеют и считают, что допустили непростительную ошибку, когда в апреле сего года на Бухарестском саммита не приняли в свой состав Грузию и Украину.

Тем не менее, в результате южноосетинских событий провалился не только региональный блицкриг оказавшегося наивным и близоруким г-на Саакашвили. Президент Южной Осетии Э. Кокойты прямо заявил, что, если до этого безумного геноцида, еще и был какой-то люфт для переговоров с Тбилиси, то теперь никакого вопроса о «территориальной целостности Грузии» стоять уже не может. США и НАТО, таким образом, оказали Грузии «медвежью услугу», убедив ее нынешнее руководство в том, что проутюженные танками и выжженные дотла системами залпового огня земли Осетии и Абхазии легко достанутся грузинским властям. Грузии, как ни печально, придется теперь навсегда забыть о том, что южноосетинцы и абхазцы когда-либо в будущем могли снова захотеть жить в составе Грузии, тем более, под её гнетом.

Неслучайно поэтому, после провала своего проекта, США и страны НАТО развернули настоящую антироссийскую истерию. Все основные мировые агентства типа CNN, BBC, «Sky News», Reuters, которые финансируются американцами и англичанами, с первых минут конфликта заняли жестко антироссийскую позицию. При этом ни слова не было сказано о попытке геноцида Грузии в Южной Осетии, словно не было тысячи погибших, десятков тысяч раненых и беженцев и полностью разрушенного Цхинвала. Более того, грузинская агрессия быстро трансформировалась средствами массовой информации на Западе в «российскую агрессию». Сообщалось о том, что якобы уже стерты с лица земли грузинские города Гори и Поти, что русские танки уже находятся на подступах к Тбилиси, а госпожа Райс уже красочно живописала, что это не что иное, как повторение чехословацких событий 1968 года. Вместе с тем, стремясь получить от всей этой истерии хоть какую-то пользу, США форсировали подписание с Польшей соглашения о размещении систем ПРО в этой стране, не скрывая при этом антироссийской направленности проекта. Дальше – больше. НАТО приостанавливает работу Совета НАТО – Россия, американский авианосец и военные корабли НАТО начинают двигаться в направлении Грузии, США и НАТО активизируют оказание закрытой от посторонних глаз «гуманитарной» и военно-технической помощи режиму Саакашвили.

Чем Россия может ответить на угрозы Запада

Совершенно целесообразным со стороны руководства Российской Федерации оказалось признание независимости Южной Осетии и Абхазии. Это решение направлено на защиту республик от новой агрессии. Этому должно способствовать размещение Россией на их территории своих военных объектов и воинского контингента в виде усиленной группировки миротворческих сил. Если в Грузии будет размещена иностранная военная база или Грузию все-таки примут в НАТО, то Россия незамедлительно может принять Южную Осетию и Абхазию по их просьбе в состав Российской Федерации. Причем было бы логично и справедливо, чтобы Южная Осетия объединилась со своими этническими братьями из Северной Осетии и была бы создана Республика Осетия на правах обычного субъекта РФ. Точно так же на правах одного из субъектов РФ может войти в состав России и Республика Абхазия со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Учитывая, что Израиль оказал поистине фантастическую по объемам военную помощь режиму Саакашвили, Россия могла бы пересмотреть свои военно-технические и политические отношения с Сирией и Ливаном. В настоящее время только из-за настоятельных просьб США, прикрывающих Израиль, Россия оставляет неудовлетворенным просьбы этих стран о более широких поставках военной техники и вооружения. Тем не менее, на состоявшихся буквально на днях переговорах президентов Сирии и России было отмечено, что Россия значительно расширит военную помощь Дамаску и может рассмотреть вопрос об оборудовании военной базы в Сирии, а также о поставке в эту страну современной военной техники и вооружения на миллиарды долларов, включая ракеты С-400, ЗРК «Искандер-М» и т.п.

Россия, наконец, снова может возобновить свое военное присутствие на Кубе. Учитывая нынешний политический режим на Кубе и сохранившиеся стойкие антиамериканские настроения у большинства кубинцев, такая задача может быть решена относительно легко. Но, если Россия вернется на Кубу, то, скорее всего, дело не ограничится лишь одним размещением российской военной базы в Лурдесе. Она на сей раз придет туда надолго и всерьез, подписав с Кубой новый военно-политический договор. В свое время, когда бывший министр обороны Сергей Иванов и бывший начальник Генштаба Анатолий Квашнин докладывали президенту В. Путину о том, что заграничные военные объекты России – Лурдес (Куба), Камрань (Вьетнам), Гудаута (Абхазия), системы СПРН (системы предупреждения о ракетном нападении) в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане и Киргизии – не являются эффективными, они должным образом не учитывали интересы многих российских ведомств, в том числе интересы спецслужб. Среди экспертов существует мнение, что в свое время уход России с Кубы и из Вьетнама были своего рода щедрыми "подарками" Владимира Путина президенту Бушу накануне визита российского президента в США в ноябре 2001 года. Однако эти шаги руководством США были расценены не как знак доброй воли и начала построения новых отношений с США и другими странами Запада, а были истолкованы банальным образом как военно-политическая слабость тогдашней России. Вместо благодарности и понимания руководство США заявило, что их Военно-морские силы собираются расположиться на базе в Камрани сразу же, как только у Вьетнама истечет срок соглашения с Россией. В свете всего этого был бы серьезной ошибкой и уход России с космодрома Байконур в Казахстане.

Россия может доминировать в Персидском заливе

Но настоящей бомбой, которой истерично боятся США, НАТО и, особенно Израиль, может стать возможный пересмотр Россией своей внешней политики в отношении Ирана. Стратегический союз с Ираном, предполагающий подписание нового большого военно-политического договора с этой страной, в корне мог бы изменить всю геополитическую картину современного мира. Новые союзнические отношения с Ираном означают: во-первых, размещение как минимум двух военных баз в стратегически важнейших частях Ирана. Первую военную базу можно было бы расположить на севере страны в иранской провинции Восточный Азербайджан и вторую – на юге Ирана на острове Кешм в Персидском заливе. Появление российской базы в иранском Восточном Азербайджане позволило бы России полностью контролировать ситуацию в Республике Азербайджан, Грузии и Турции и делиться этой информацией и с Ираном.

Не прошли не замеченными для иранского руководства и последние сообщения о том, что Грузия своим секретным решением предоставила Израилю возможность использовать свои две военные базы для нанесения ракетно-бомбовых ударов по объектам Ирана. Необходимо учитывать и тот факт, что другой иранский сосед – Турция – является не только членом НАТО, но и мощнейшим региональным противником и экономическим конкурентом Ирана. Кроме того, Республика Азербайджан превратилась уже в ключевого партнера Запада в вопросе перекачки энергоресурсов Каспия, минуя Россию и Иран, на мировые рынки. К тому же, Азербайджан периодически угрожает, что пустит в свою зону Каспия западный капитал во главе с США, что чревато новыми конфликтами, т.к. еще не определен юридический статус самого Каспия.

В этой ситуации Иран заинтересован в мониторинге ситуации, складывающейся вокруг него в регионе не без участия стран НАТО, в создании надежного электронного щита и в приобретении адекватных и суперэффективных средств отражения любой возможной опасности.

В свою очередь, размещение военной базы на иранском острове Кешм позволит России контролировать деятельность США и НАТО в зоне Персидского залива, в Ираке и других арабских государствах. С помощью специальных технических средств Россия могла бы осуществлять контроль за передвигающимися средствами под водой, над водой и по воздуху, эффективно определять, кто, откуда и с каким грузом направляется в это узкое морское горло под названием Ормузский пролив, чтобы выйти в Мировой океан и наоборот.

У России также впервые появится историческая возможность останавливать подозрительные суда и корабли и проверять их содержимое, как это цинично и грубо делают американцы в этой зоне уже многие десятилетия. В этой связи, если Россия предложит Ирану в обмен на развертывание на его территории двух-трех своих военных баз оснащение национальной системы ПРО по всему периметру границ Ирана и поставки военной техники и вооружения, включая и суперсовременные системы типа С-400, то эта страна вполне может согласиться на такое предложение.

В политическом плане Россия может ускорить процесс создания «газового ОПЕК», как осуществление идеи духовного лидера Ирана Али Хоманеи. Вслед за Россией Иран занимает второе место в мире по запасам природного газа. Вместе они обладают более 60% всех мировых запасов природного газа, и в этой связи только небольшая координация в выработке единой корпоративной и ценовой политики может заставить половину стран планеты, во всяком случае, почти всю Европу, позабыть о своих амбициях, спуститься с небес и прийти с поклоном к этим государствам о том, чтобы те отпустили газ им по более щадящей цене, иначе высокие цены, паралич экономики и полная нестабильность в этих странах будут гарантированы.

И, наконец, выходя на уровень союзнических отношений с Ираном, Россия может развивать сотрудничество с этой страной практически во всех сферах, включая и ядерную энергетику. Только на строительстве АЭС в Иране Россия может заработать десятки миллиардов долларов. Это означает, что в скором времени можно будет позабыть о так называемом иранском ядерном досье в СБ ООН, т.к. в дальнейшем Россия будет не заинтересована выслушать всякую чушь, которую высасывали из пальца все эти годы американцы и их приспешники и в дальнейшем не будет занимать критическую позицию в ходе обсуждении ядерной программы Ирана и может заблокировать любые антииранские решения как политически ангажированные еще на самых ранних этапах.

Другие факторы в пользу союза России с Ираном

Любое решение, направленное на усиление позиции Ирана и сохранение стабильности в этой стране, максимально поддерживается и такой мощной мировой державой, как Китай, поскольку эта страна является главным потребителем энергоресурсов Ирана и любая дестабилизация в Иране может больно ударить и по экономической мощи Китая.

С выходом Грузии, Украины и Азербайджана из СНГ встанет вопрос о кардинальном реформировании самого СНГ. Россия может предложить различные варианты реформирования СНГ, в том числе и с участием Ирана. В частности, уже сейчас можно начать проработку полной интеграции СНГ с эффективно существующей и динамично развивающейся организацией ШОС. С учетом новых обстоятельств Россия может ускорить процесс принятия Ирана в качестве полноправного члена ШОС. С приходом Ирана, одной из ключевых стран исламского мира, в лоно ШОС эта организация принципиально может измениться и по потенциалу и по той роли, которая она может сыграть в решении локальных, региональных проблем мира, особенно на Ближнем и Среднем Востоке и в зоне Персидского залива. С приходом Ирана в ШОС значительные финансовые и политико-экономические ресурсы ОИК также могут быть подтянуты и задействованы в реализации проектов этой организации. С приходом Ирана в ШОС он окажется под зонтиком коллективной безопасности этой организации, в том числе под защитой двух таких ядерных держав-членов ШОС, как Россия и Китай. И, наконец, с приходом Ирана в ШОС будет заложена серьезная основа более мощной стратегической оси Россия – Иран – Китай, создания которой так опасаются Вашингтон и его союзники.

Россия при желании вполне может заинтересовать Китай идти в направлении создания стратегического треугольника Россия – Иран – Китай и в качестве первого шага может вместе с Ираном при активном финансовом участии Китая в кратчайший срок построить газопровод из Ирана в Китай. США и Запад смертельно боятся экономической экспансии Китая и максимально препятствуют реализации любого проекта, связанного с поставками природного газа в Китай.

Таким образом, у России имеется целый арсенал возможностей по созданию сбалансированных противовесов в ответ на агрессивные планы США и НАТО по «выталкиванию» России из Европы и Азии с помощью своих сателлитов, подобным послушным режимам как в Грузии, на Украине, и других странах. Операция «Принуждение к миру» в этом контексте должна быть продолжена, только теперь на совершенно другом, военно-политическом уровне и с помощью тех стран, которые реально противостоят экспансии США и их союзников. Только такие коллективные усилия помогут создать такую стратегическую ситуацию, которая с одной стороны максимально эффективно защитила бы интересы государств неамериканской ориентации и с другой исключила бы или, по крайней мере, уменьшила бы риск перерастания «холодной войны» в локальные и глобальные конфликты.


Раджаб САФАРОВ,
Генеральный директор Центра изучения современного Ирана
Газета «Время новостей», 28.08.2008 г.
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.0298 sec