Одиннадцать мифов о ядерной сделке с США

11 декабря 2007
Сайт IranAtom.Ru публикует перевод фрагментов из выступлений вице-президента компании "Tata Consultancy Services" Шивананда Канави, представленных индийской газетой "Hindu".

Индия имеет большие амбиции, и ей необходимо объединить усилия с другими государствами, так, как это сделал Китай. Но вокруг ядерной сделки с США накопилось немало мифов, которые мы хотели бы развеять.

Миф первый. Угольная энергетика дешевле атомной..

Следует ответить "нет", по крайней мере, в том случае, когда уголь приходит из источников, находящихся на расстоянии свыше тысячи километров. Напротив, для Индии угольная энергетика станет дороже атомной.

Если вспомнить об экологических проблемах, то добыча угля не идёт на пользу окружающей среде. В индийском угле содержится мало серы и много золы, что ведёт к появлению большого количества выбросов. Импортный уголь выше качеством, но вызывает кислотные дожди из-за серы и оксидов азота.

Отвечая коротко, любая страна должна задумываться о создании рационального баланса для своих источников энергии.

Миф второй. Строить АЭС очень долго.

В Индии, действительно, наблюдались большие задержки при строительстве АЭС. Но тому есть внешнее объяснение. Канадские партнёры прекратили сотрудничество с индийцами после проведения испытаний "Похран-I" в 1974 году. Индийской промышленности требовалось время для того, что научиться самостоятельно выпускать оборудование для АЭС, а атомным компаниям - набираться опыта в атомных проектах.

Однако сейчас АЭС строятся за сроки 5,5-6 лет, что выглядит вполне неплохо. Не будем забывать и о том, что для сооружения гидростанций также требуется много времени (в том числе, на строительство плотин и водохранилищ).

Миф третий. Гидроэнергетика - лучший источник энергии.

Многие говорят, что гидростанции - наилучший выбор для Индии, так как у них минимальные эксплуатационные расходы, и они относятся к числу возобновляемых источников энергии.

Это верно, и Индия располагает большим гидропотенциалом в Гималаях и других горных районах. Но гидростанции - не панацея. Водохранилища отчуждают большие площади пригодной для ведения сельского хозяйства земель, губят леса и ведут к серьёзным экологическим и социальным проблемам. Кроме этого, срок службы водохранилища ограничен процессами заиления.

Миф четвёртый. АЭС опасны.

В Индии приняты необходимые стандарты безопасности для персонала и обращения с ядерными отходами. Показатели индийской атомной энергетики лучше, чем аналогичные показатели в США, России и Японии, где были крупные аварии.

Главным аргументом против данного мифа будет то, что индийские атомные специалисты, проектирующие и строящие АЭС, живут вместе со своими семьями в городках и посёлках, непосредственно прилегающих к атомным станциям.

Миф пятый. Индия не нуждается в импортном уране, так как располагает запасами тория.

Да, многие говорят именно так. Но ни одна страна в мире, включая Индию, не обладает сегодня коммерческими технологиями по использованию тория в атомной энергетике. У Индии в этом направлении - лидирующие позиции, но даже в Индии первый опытный реактор с ториевым топливом появится не раньше, чем через 10-15 лет.

Миф шестой. Индии нет необходимости заключать невыгодную сделку с США, так как она может покупать уран и реакторы у России и Франции.

И Франция, и Россия хотели бы сотрудничать с Индией в атомной области. Но без распространения гарантий МАГАТЭ на индийские гражданские ядерные объекты и без снятия ограничений, наложенных ГЯП, такое сотрудничество не представляется возможным. А добиться всего вышеперечисленного можно с помощью ядерной сделки с США.

Миф седьмой. Импортные реакторные технологии хуже индийских.

Многие не согласны с тем, что Индия будет приобретать дорогостоящие реакторы у США, в то время как в самих Соединённых Штатах на протяжении последних десятилетий не было построено ни одного атомного блока, и американские атомщики утратили свой опыт.

Но обратите внимание - в тексте соглашения "123" между Индией и США нет ни одного упоминания об обязанности Индии покупать реакторы у США. Более того, если Индию не устроят цены и качество, то она вообще ничего не будет приобретать за рубежом. Речь идёт о снятии принципиальных ограничений, запрещающих Индии даже думать о возможности ядерного импорта, не более того.

Миф восьмой. Ядерная сделка с США повредит внешней политике Индии.

Это не так. Соглашение "123" чётко описывает условия, принятые обоими государствами - Индией и США - для возобновления ядерного торговли. Соглашение фактически признаёт, что Индия обладает ядерным оружием и может и в будущем производить его, так же, как это делают США.

Соглашение "123" также не требует от Индии присоединения к ДНЯО. Это соглашение касается только снятия ограничений на поставки технологий.

В то же время, Индия как страна с большими амбициями должна координировать свои действия с другими мировыми державами - иными словами, сделать то, что сделал Китай.

Миф девятый. Ядерная сделка запрещает Индии проводить новые ядерные испытания.

Прежде всего, ни одна страна не может делегировать другой стране право на проведение ядерных испытаний. Те испытания, что прошли в Индии в 1974 и 1998 годах, были сделаны, исходя из решений индийского правительства.

Но в обоих случаях Индия попадала в международную изоляцию, и почти все страны вводили против Индии санкции на поставки технологий. Это нанесло ущерб экономическому и технологическому развитию Индии. Если мы решим провести в будущем новые испытания, мы должны будем принять во внимание все сопутствующие им риски.

Миф десятый. Ядерная сделка очень рискованна.

Скептики спрашивают - почему мы рискуем столь многим, говоря о всего лишь 3-7% от нашего энергопроизводства (доли атомной генерации)?

Прежде всего, в такой стране, как Индия, каждый процент электроэнергии находится на особом счету. Во-вторых, 3-7% - это оценка, которая исходит из текущего уровня запланированных инвестиций в атомный сектор.

Индия может выбрать для себя французский путь, где до 80% электроэнергии генерируется на АЭС. Или повторить решение Китая, стартовавшего агрессивную программу по строительству атомных станций.

Мы назвали десять мифов. А где же одиннадцатый?

Одиннадцатый миф заключается в том, что мирная ядерная программа Индии всегда служила не более, чем ширмой для военной программы, и сама по себе не имеет никакой значимости.

Такие взгляды просто нечестны, и полностью игнорируют достижения индийских учёных и инженеров, достигнутые в непростых условиях.

Индия, судя по всему, единственная страна в мире, стартовавшая свои ядерную и космическую программы в мирных целях и только потом создавшая их военные ответвления. Например, комиссия по атомной энергии в Индии была создана в конце 40-ых годов, вскоре после обретения независимости, в то время как военная ядерная программа была начата намного позднее, в 1970-1971 годах.

Индия всегда поддерживала очень хорошие отношения с МАГАТЭ и активно работала в его Совете управляющих.

У Индии есть отличные экспортные перспективы с точки зрения поставок за рубеж реакторов мощностью от 220 до 700 МВт(эл.), равно как и топливных сборок и другого ядерного оборудования.

Кроме того, Индия накопила большие познания в сельскохозяйственной и медицинской областях применения атомной энергии.

Перевод IranAtom.Ru


Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04364 sec