Парвиз Эсмаели: доклады не пойдут на пользу

07 декабря 2007
В понедельник был выпущен очередной обзорный доклад разведслужб США (National Intelligence Estimate, NIE), вызвавший неоднозначные реакции. Доклад представляет собой согласованную точку зрения всех 16 спецслужб Соединённых Штатов, включая ЦРУ.

К сожалению, в Иране многие поспешили назвать данный доклад позитивным, и даже некоторые правительственные чиновники сочли его благоприятным для Ирана. Это напоминает ситуацию с последним докладом Мохаммада Эльбарадея, который в ИРИ также охарактеризовали как полностью положительный.

Между тем, как и в предыдущих докладах, в последнем документе от главы МАГАТЭ содержится лишь краткое упоминание о сотрудничестве с Ираном и транспарентности ядерной программы Исламской Республики, при одновременном подчёркивании тех "неопределённостей", что выдвигались западными спецслужбами.

В любом случае, дело отнюдь не в содержании доклада. Заявление Эльбарадея о том, что процесс сотрудничества Ирана и МАГАТЭ замедляется, стало ясным сигналом для иранского руководства о том, что оно должно с большей внимательностью отнестись к документу, подготовленному арабским дипломатом.

Теперь же мы наблюдаем столь же поспешную манеру в оценках, на сей раз по поводу доклада NIE.

Хотя можно было бы ожидать, что за прошедшие годы иранская дипломатия набралась опыта, с огорчением следует констатировать, что поспешность в принятии решений, дипломатические шаги, достойные лишь новичков, и неверный анализ документов могут создать для Ирана в будущем большие проблемы.

Что же, собственно говоря, написано в докладе американских спецслужб? Прежде всего, его содержание делится на две части - выводы с "высокой степенью уверенности" и со "средней степенью уверенности".

Один из выводов, сделанных с высокой степенью уверенности, гласит: "Осенью 2003 года (в сентябре) Тегеран остановил свою военную ядерную программу". Обратите внимание, что эта дата очень хорошо совпадает с заключением соглашения между Ираном и "евротройкой" о приостановке программы по обогащению урана!

Более того, в NIE не использованы выводы из последнего доклада Эльбарадея, фактически доказывающие мирный характер ядерной программы Ирана. Вместо этого, там содержится отсылка на резолюцию Совета управляющих МАГАТЭ от 24 сентября 2005 года, в нарушение статуса агентства передающую иранское досье в Совет Безопасности ООН. Следует помнить, что вскоре после принятия этой резолюции Эльбарадей был переизбран на третий срок на должность генерального директора МАГАТЭ.

В документах МАГАТЭ содержится утверждение о том, что инспектора агентства не находят на территории Ирана никаких признаков военной ядерной деятельности. Тем не менее, в NIE сохраняется оценка иранской ядерной программы как военной (пусть и в прошлом).

"Остановка военной программы и заявление Тегерана о решении приостановить свою продекларированную программу обогащения урана и подписать Доппротокол стали ответом на растущее международное давление", - говорится в докладе американских спецслужб. Таким образом, они пытаются подвести обоснование под давление на Иран, а также создают впечатление, что ИРИ не соблюдала своих обязательств по международным соглашениям.

"До осени 2003 года иранские военные организации работали под правительственным контролем над созданием ядерного оружия", - считают американцы. Нужно дополнить, что в документах МАГАТЭ нет ничего, что как-либо соответствовало данному выводу. Процитированное предложение является выдумкой исключительно американцев.

"Начиная с осени 2003 года, Иран выполнял проекты по НИОКР… Гражданская программа по обогащению урана в Иране продолжается… Иран не в состоянии произвести и переработать достаточное количество плутония для ядерного оружия в срок до 2015 года… Иран имеет научные, технические и промышленные возможности для создания ядерного оружия, если будет принято соответствующее решение", - эти предложения из доклада NIE подразумевают, что давление на Иран, организованное администрацией Джорджа Буша, увенчалось успехом, так как привело к остановке в ИРИ военной ядерной программы, а следовательно, должно быть продолжено и впредь.

Теперь перейдём к выводам со средней степенью уверенности. В их число входят следующие тезисы:





Тегеран, как минимум, сохраняет за собой возможность создания ядерного оружия;


по состоянию на середину 2007 года, Тегеран не возобновлял работы в рамках военной ядерной программы, но мы не знаем, есть ли у него сейчас такие намерения;


в настоящее время, Тегеран не располагает ядерным оружием;


Иран, вероятно, будет иметь технические возможности для производства достаточного количества высокообогащённого урана для ядерного оружия в период 2010-2015 годов;


Иран, вероятно, импортировал некоторое количество пригодного для использования в ядерном оружии делящегося материала, но не располагает им в количестве, достаточном для изготовления ядерных зарядов.




Что же необычного в последнем докладе NIE? Прежде всего, обращает на себя внимание дата его выпуска. В конце октября Эльбарадей констатирует, что Ирану и МАГАТЭ удалось устранить несколько белых пятен в истории иранской ядерной программы. Китай, Россия и некоторые другие члены группы "5+1" дали ясно понять Соединённым Штатам, что предпочитают дипломатические методы урегулирования конфликта вокруг иранского атома.

Правда, при этом важно понимать, что скрывается под термином "дипломатия". В Иране предполагают, что дипломатия означает диалог для достижения взаимопонимания. Отдельные же государства группы "5+1" подразумевают под дипломатией использование любых средств, за исключением статьи 42 Устава ООН и применения силы.

После того, как республиканская партия в США потерпела поражение на довыборах в конгресс и на фоне проблем в оккупированном Ираке, народ Соединённых Штатов не стремится к новой войне. Даже бывший посол США в ООН Джон Болтон заговорил о необходимости внесения коррекций в военную политику страны.

В этой ситуации можно отметить следующее.

Во-первых, время выхода доклада NIE было выбрано с таким расчётом, чтобы оказать влияние на общественное мнение в США и других странах и оправдать политику Джорджа Буша.

В реальности, политика Буша полностью провалилась, но разыгрываемый сценарий должен, по замыслу его разработчиков, представить американского президента как победителя, а не проигравшего. Не случайно, сразу после выхода доклада NEI советник по национальной безопасности США назвал его поддерживающим стратегию Буша по сохранению давления на Иран.

Во-вторых, ещё одной целью доклада NIE является укрепление позиций тех, кто требует введения новых санкций против Ирана. Опубликовав доклад спецслужб, Соединённые Штаты пытаются представить себя в глазах других стран логичными и реалистичными по отношению к ядерной программе Ирана, а также искренне желающими избежать военного столкновения.

Вашингтон стремится убить двух зайцев. С одной стороны, не имея сил для военной операции против Ирана, неоконсерваторы в американской администрации делают вид, что добровольно отказываются от силовых методов, рассчитывая при этом на ответные уступки от России и Китая, а также от своих внутренних оппонентов. С другой стороны, доклад NIE может стать основой для создания международного консенсуса по вопросу об ужесточении санкций против ИРИ.

Официальные лица в администрации Буша считают, что доклад разведки подтверждает правильность международного давления на Иран (дипломатическую изоляцию, санкции СБ ООН, финансовые меры), так как Тегеран якобы после этого принял решение о необходимости начала переговоров с остальным миром. Иными словами, доклад NIE создаёт впечатление, что Иран под давлением США отказался от своей военной ядерной программы, и сохранение давления на Исламскую Республику необходимо для поддержания мира!

В-третьих, доклад NIE не касается проблем неоконсервативной системы в США. Вместо этого, документ настаивает на злонамеренности Ирана и подчёркивает недавний тезис Буша о том, что "если вы хотите избежать третьей мировой войны, то вы обязаны не допустить появления у Ирана знаний, необходимых для создания ядерного оружия".

Фактически, доклад NIE предназначен для влияния на мировое общественное мнение. Он пытается представить дело так, что если конфликт вокруг ядерной программы Ирана перерастёт в глобальное столкновение, то ответственным за это станет ИРИ, а не США.

На фоне вышесказанного, от иранского руководства следует ожидать отказа от поспешных оценок подобных докладов и некритического подхода при их анализе. Следует помнить, что позитивно охарактеризованный последний доклад Эльбарадея не создал никаких неудобств для Соединённых Штатов и в целом оказался выдержанным в том же ключе, что и доклад американских спецслужб.

Складывается впечатление, что единственной задачей главы МАГАТЭ является предоставлять дополнительную информацию, необходимую для разведки США.

Заговор Вашингтона против иранского народа и ядерной программы ИРИ имеет две составляющие: техническую и политическую. В задачи Эльбарадея входит подготовка технических аргументов под прикрытием международной организации (МАГАТЭ), претендующей на профессиональный статус. Главная же роль в американском плане отводится спецслужбам США и масс-медиа.

Иранцам нужно отдавать себе отчёт в том, что миссия Эльбарадея пока не завершена. Вместо того, чтобы хвалить главу агентства за несколько позитивных строчек в адрес Ирана, вставленных в его последний доклад, властям ИРИ следует дожидаться его дальнейших действий.

И в заключение, нужно отметить - так и остаётся непонятным, что же позитивного нашла часть иранского общества в докладах Эльбарадея и NIE?

Тегеран Таймс


Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04168 sec