Ядерная программа Ирана и новые геополитические вызовы

16 мая 2007
9 апреля 2007 года президент Ирана М.Ахмади Нежад сообщил, что его страна добилась промышленного обогащения урана, что позволяет ему самостоятельно производить ядерное топливо для иранских атомных реакторов. Таким образом, вероятность появления новой ядерной державы обретает все более четкие очертания.

Сегодня 9 стран имеют ядерное оружие и более 40 стран обладают технологиями, позволяющими его производить. Реализация иранской ядерной программы, кроме очевидных последствий для региональной безопасности, может вызвать цепную реакцию и подтолкнуть другие страны к реализации собственных ядерных программ. Такой ход развития событий, несомненно, подорвет Договор о нераспространении ядерного оружия и существенно снизит уровень «ядерной стабильности» в мире.

Иранская ядерная программа имеет свою историю, которая берет начало с 1959 года, когда при Тегеранском университете был основан центр ядерных исследований.
В 1973 году по инициативе шаха Мохаммеда Реза Пехлеви началась реализация ядерной программы, предусматривающей создание 23 энергоблоков, которые возводились американскими, французскими и немецкими специалистами. После исламской революции в феврале 1979 года разработки в области атомной энергетики были прекращены. И только в 1989 году, после смерти духовного лидера аятоллы Хомейни, Иран начал переговоры с СССР и Китаем в области атомной энергетики. 11 ноября 2004 года иранское руководство официально заявило, что приостанавливает обогащение урана. Но уже после избрания президентом М.Ахмади Нежада Иран вновь продолжил работы по его обогащению.

Являясь участником всех известных международных соглашений и договоров по разоружению и нераспространению ядерного оружия, Иран постоянно заявляет, что его ядерная программа носит сугубо гражданский характер и не направлена на создание ядерного оружия. Однако 13 декабря 2002 года представитель государственного департамента США Ричард Ваучер заявил, что Иран строит центрифугу для получения обогащенного урана в военных целях. Об обладании Ираном технологиями, способными производить ядерное оружие, неоднократно сообщалось и в российских средствах массовой информации.

Безусловно, иранская ядерная программа представляет реальную угрозу как региональной, так и международной безопасности. В резолюции № 1696 от 31 июля 2006 года Совет Безопасности ООН потребовал от иранского руководства прекратить работы по обогащению урана. Но Иран, несмотря на эти требования, продолжает ядерные разработки.

Закономерен вопрос: чем вызвано стремление Ирана реализовать свою ядерную программу, а, может быть, и обзавестись ядерным оружием? Во-первых, необходимостью обеспечения национальной независимости и безопасности государства. В современном непредсказуемом мире военный потенциал остается мощным и даже главным инструментом обеспечения глобальных и региональных интересов. Это еще раз подтвердила военная агрессия США против Ирака.

Во-вторых, Иран находится в кольце стран обладателей ядерного оружия. С юга — ядерный Пакистан, который может взорваться в любой момент. С севера - ядерная Россия. С запада - нестабильный Ирак с американскими войсками, а дальше ядерный Израиль. С востока — ядерный Китай. Такое соседство с ядерными странами делает положение Ирана весьма уязвимым и является весомым аргументом, толкающим его стать ядерной державой.

В-третьих, в связи с ограниченностью природных энергетических ресурсов ядерные разработки - это попытка найти новые источники энергии.
Более того, у Ирана есть все основания стать региональной державой. В экономическом отношении это — ключевая страна Среднего Востока, обладающая богатейшими природными ресурсами. По запасам природного газа он занимает второе место в мире (после России), оцениваемым в 27 трлн. куб.м. или 15,5% общемировых запасов, а по запасам нефти - 4 место в мире (подтвержденные запасы 17 млрд. т.). Иран создал собственный военно-промышленный комплекс и имеет боеспособную и отмобилизованную армию. После падения диктаторского режима С.Хусейна в Ираке Иран стал доминирующей державой на всем Ближнем и Среднем Востоке. Американская агрессия против Ирака вызвала небывалый рост антиамериканизма в арабском и исламском мире, а иранское руководство выдвинулось на роль главного защитника ислама в борьбе с агрессивной Америкой.

Независимая политика Ирана прежде всего не устраивает Америку. В Иране сегодня решается судьба однополярной мировой системы, которую США выстраивали в течение последних 20 лет. Американоцентрический мировой порядок неминуемо начнет разрушаться в случае создания Ираном_ ядерного оружия и укрепления его независимого курса, поскольку это послужит примером для остальных 80 стран мира, которые в той или иной степени испытывают диктат Америки. Кроме того, США давно объявили Средний и Ближний Восток, где сосредоточено более 60% мировых разведанных запасов нефти, зоной своих жизненных интересов, и им невыгодно, чтобы здесь появилась региональная держава, обладающая ядерным оружием.

Иранское ядерное оружие, если, конечно, оно будет создано, будет представлять угрозу и ближайшим соседям Ирана — арабским странам. Озабоченные этим, арабские официальные лица давно выступают за превращение Ближнего Востока в регион, свободный от оружия массового уничтожения.

Иран — южный сосед России, с которым развиваются традиционные торгово-экономические, научно-технические и культурные связи. В 1989 году Россия и Иран подписали протокол о сотрудничестве, одним из направлений которого является ядерная энергетика. Согласно договоренностям, Россия строит в Бушере АЭС. Успешно развивается военно-техническое сотрудничество. Товарооборот России и Ирана в 2005 году достиг 2 млрд. долларов. Вместе с тем ядерный Иран, как отмечают эксперты, может принести много проблем и России, которой следует быть готовой к тому, чтобы направить огромные средства на модернизацию и расширение своей системы противоракетной обороны (ПРО) на южном направлении.

Международная ситуация, сложившаяся на современном этапе, определяет два подхода к решению иранской ядерной проблемы. Первый - это эскалация требований к Ирану вплоть до применения силы. За этим «сценарием» стоит администрация США. Второй подход предлагают. Россия и Китай, отстаивающие политический путь решения иранской ядерной проблемы. Оба государства имеют в Иране значительные экономические интересы.

Исходя из своих региональных интересов, Россия предложила компромиссный вариант решения иранской ядерной проблемы, суть которой сводится к тому, чтобы создать на российской территории совместное с Ираном предприятие по обогащению урана для обеспечения иранской атомной энергетики. Она выразила также готовность поставлять ядерное топливо для строящейся с российской помощью атомной электростанции в Бушере с условием, что Иран будет возвращать отработанное топливо.

Был и третий, универсальный вариант. Как известно, Президент РФ В.В.Путин говорил о возможности создания центров обогащения урана на территории признанных ядерных держав для тех стран, которые осуществляют мирные атомные программы и не ставят своей целью создание атомного оружия.

Однако иранское руководство отвергает любые предложения, если они содержат требования прекратить ядерную деятельность. 9 апреля 2006 года оно заявило о том, что Иран осуществил обогащение урана.

Совет Безопасности ООН, обеспокоенный развитием иранской ядерной программы, 24 марта 2007 года принял новую резолюцию за № 1747, предоставившую иранским властям двухмесячный срок на то, чтобы свернуть работы в этой области. Проигнорировав решение авторитетной международной организации, иранское руководство, как уже отмечалось, 9 апреля 2007 года заявило о начале промышленного обогащения урана.
Это заявление, сделанное спустя две недели после того как была принята резолюция Совета Безопасности, выводит иранский кризис на качественно новый уровень. Америка получает сильный аргумент в пользу силового решения иранской проблемы, поскольку экономические санкции, как она считает, только усиливают решимость Ирана стать ядерной державой.

Таким образом, силовой вариант разрешения иранского кризиса становится все более вероятным. Америка стянула в регион Ближнего и Среднего Востока значительные военные силы. Почти 150-тысячный американский военный контингент находится в Ираке, более 20 тысяч американских солдат в Афганистане. Американская авиация дислоцирована в Омане, Катаре, Ираке. В последнее время в этот регион прибыли два американских авианосца, проведены военные учения.

Американо-иранское противостояние на Среднем и Ближнем Востоке обозначило новые тенденции мирового и регионального развития.

Во-первых, мировое сообщество подошло к черте, когда американская политика однополярного мирового устройства постепенно начинает отступать. Ни одна страна, тем более такая сильная, как Иран, не собирается жить под диктатом Америки.
Во-вторых, политика американского диктата провоцирует новую гонку вооружений, в том числе и ядерного оружия, что создает новые угрозы международной безопасности народов.

В-третьих, независимо от того, применит ли Америка силовой вариант для разрешения иранского конфликта или нет, на Среднем и Ближнем Востоке начинает формироваться новая геополитическая конфигурация, новый исламский полюс глобализирующегося мира. И не исключено, что для реализации своих геополитических интересов исламские страны будут использовать исламские общины всего мира, то есть исламский фактор. А ядерный Иран в этой политике, безусловно, будет играть ключевую роль.


Источник:"riadagestan"
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03083 sec