США - Иран. Краткая история отношений

16 апреля 2007
Американо-иранские отношения, крайне тесные и дружеские до Исламской революции 1979 года, в последние три десятилетия превратились в серию спорадических контактов. Обе страны с откровенным недоверием смотрели и смотрят друг на друга.

И Ирану, и США есть что предъявить в качестве доказательств ненадежности и зловредности противной стороны. К примеру, Иран постоянно напоминает об организации американской и британской разведкой государственного переворота, в результате которого в 1953 году лишился власти популярный премьер-министр Мохаммед Моссадык, пытавшийся национализировать нефтяную индустрию страны. В свою очередь, США постоянно вносят Иран в число государств, поддерживающих международный терроризм (с 1984 года), нарушающих права человека (с 1980-го года) и ныне — в число стран, которые пытаются создать ядерное оружие, нарушая таким образом ряд фундаментальных международных конвенций.
Однако периодически Иран и США предпринимали попытки наладить отношения. Пока они не привели к удовлетворительным результатам.

1979–1980 годы.

В результате Исламской революции был свергнут проамериканский режим шаха Реза Пехлеви. После бегства из Ирана Пехлеви получил разрешение прибыть в США на лечение. После того, как об этом сообщило иранское ТВ, 80 иранских студентов захватили посольство США в Тегеране, взяв в заложники 52 дипломата и членов их семей. Студенты требовали передать бывшего шаха Ирану. Это требование было отвергнуто. В 1980 году спецподразделения США попытались освободить заложников. Однако вертолеты с десантниками попали в песчаную бурю, три из восьми машин потерпели крушение в пустыне. Операция была свернута. Дипломаты пробыли в заключении 444 дня и были освобождены в 1981 году при посредничестве Алжира. В рамках соглашения были разморожены иранские активы в банках США (на сумму примерно $8 млрд.), Вашингтон также согласился не преследовать Иран судебным порядком. История с американскими заложниками приобрела новое звучание, когда некоторые из пострадавших дипломатов опознали в новоизбранном президенте Ирана — Махмуде Ахмадинеджаде — одного из захватчиков посольства.

Ирак и Ливан

В 1980 году произошло другое важное событие — войска Ирака вторглись на территорию Ирана. Позиция США в этой войне достаточно любопытна: Майкл Реннер, эксперт исследовательской организации Worldwatch Institute, описывает дипломатические коллизии следующим образом. Администрация США (тогда президентом стал Рональд Рейган, сменивший Джимми Картера, который потерпел фиаско с заложниками) пошла на тесное сотрудничество в Саддамом Хусейном и исключила Ирак из списка стран, поддерживающих и финансирующих терроризм (это было сделано после Шестидневной войны 1967 года, в которой приняли участие иракские войска). Иран ныне считает, что Ирак выступил в качестве «цепного пса» США, которого науськали на соседний Иран.
В 1983 году боевик-самоубийца, член организации «Хезболла», имевшей тесные связи с Ираном, направил грузовик, нагруженный взрывчаткой, в здание посольства США в Бейруте. В результате взрыва погибло 63 человека. В том же году аналогичные атаки «Хезболла» провела против казарм американских и французских миротворцев в Бейруте, против посольств США и Франции в Кувейте, жилого дома, где жили сотрудники корпорации Raytheon, контрольной «башни» кувейтского международного аэропорта, нефтеперерерабатывающего завода и т. д. США восприняли действия «Хезболлы» в качестве контратаки Ирана. Показательно, что свой первый теракт международного уровня «Хезболла» провела против Ирака (смертник взорвал себя в посольстве Ирака в Бейруте, тогда погибло 27 человек, несколько сот получили ранения) — именно в знак протеста против вторжения в Иран.
В 1983 году США и Ирак восстановили официальные отношения, прерванные после Шестидневной войны (1967 год). США оказали заметную помощь Ираку в войне — они предоставили ему значительный товарный кредит, что позволило Багдаду избежать продовольственного кризиса. США не продавали вооружения напрямую Ираку, но негласно позволили американским компаниям продавать Багдаду оружие советского производства, закупленное в странах Восточной Европы. Кроме того, иракцам была предоставлена разведывательная информация. В свою очередь, Иран, арсеналы которого примерно на 70% состояли из оружия и техники с клеймом Made in USA, оказался в трудном положении, поскольку США отказывались продавать запчасти и боеприпасы режиму Хомейни.

Персидский залив

В 1986–1987 годы шла «танкерная война» между Ираком и Ираном — нападения авиации и военно-морских сил враждующих сторон на нефтепромыслы и танкеры. Всего были атакованы 546 танкеров (данные страховой компании Lloyd), принадлежавших различным странам мира, не только Ирану и Ираку. После того, как Иран атаковал одновременно несколько кувейтских кораблей, Кувейт обратился с просьбой о защите. Тогда США разрешили танкерам ряда государств идти под американским флагом (то есть, атака на подобный танкер означала атаку на США) и создали международные силы по охране коммуникаций в Персидском заливе. Этим было положено начало постоянному присутствию ВМФ США в зоне Персидского залива. Военные корабли эскортировали танкеры (большей частью перевозившие иракскую нефть) и проводили поиск мин.
Флоты Ирана и США оказались в опасной близости друг от друга. Это не могло не привести к столкновению. В 1987 году иранский самолет атаковал (как утверждали иранцы — по ошибке) американский эсминец Stark, убив 37 моряков. Чуть позже ВМФ США уничтожили иранскую нефтяную платформу в Персидском заливе в ответ на ракетный обстрел танкера, шедшего под американским флагом из Кувейта. В 1988 году силы коалиции задержали иранский корабль, который устанавливал мины в международных водах — ранее Иран угрожал заминировать международные судоходные маршруты в Персидском заливе и Индийском океане, если иные государства не прекратят поддерживать Ирак.
В середине апреля 1988 года произошло настоящее морское сражение между ВМФ США и Ирана — по числу кораблей, крупнейшее со времен Второй Мировой войны. Целью США было уничтожение иранских нефтяных платформ — в качестве возмездия за подрыв на иранской мине, установленной в международных водах, американского фрегата Samuel B. Roberts. По данным историка Питера Хатчхаузена, автора книги «Малые Войны Америки», в ходе операции боевые корабли и самолеты обеих сторон использовали ракеты и артиллерию, однако превосходство США в силах быстро сказалось: Иран потерял шесть ракетных катеров, США — вертолет-разведчик, потерпевший крушение, возможно, в момент ухода из-под обстрела.
Последним актом противостояния стала гибель иранского пассажирского лайнера, сбитого ракетой, выпущенной американским крейсером Vincennes, в результате чего погибло 290 человек. США впоследствии утверждали, что команда крейсера приняла лайнер Airbus за иранский истребитель. Впоследствии появились сообщения, что в момент атаки Vincennes находился в территориальных водах Ирана. В 1996 году США согласились выплатить семьям погибших пассажиров компенсацию в $61.8 млн., причем Вашингтон отказался компенсировать стоимость самого самолета.
Столкновения и кризисы 1980-х и начала 1990-х годов стали причиной рассмотрения исков Ирана к США, а США — к Ирану в международных судах. В свою очередь, бывшие американские заложники, жертвы терактов, совершенных проиранскими организациями, также обращались в суды, требуя компенсаций от Ирана.

Экономические санкции

В 1979 году США впервые ввели экономические санкции против Ирана. Эти санкции периодически продлеваются и действуют по сей день. Американским фирмам и их иностранным подразделениям запрещено вести бизнес в Иране (любопытно, что в Иране свободно продается продукция компаний Pepsi и Coca-Cola). Жертвами санкций становились и иностранные (то есть, не американские и не иранские) компании, которые, по данным США, передавали технологии и товары военного или двойного назначения Ирану или участвовали в разработке его полезных ископаемых. С 1995 года США не закупают товары и услуги у фирм, которые ведут бизнес в Иране, и объем инвестиций которых превышает $20 млн. Иранцы убеждены, что США активно используют свое влияние в международных финансовых структурах, таких, как Всемирный Банк и Международный Валютный Фонд, чтобы лишить Иран доступа к кредитам.
США успешно препятствуют строительству международных нефте- и газопроводов, проходящих по территории Ирана. Кроме того, в 1990-е годы США заблокировали ряд крупных инвестиционных проектов в Иране (к примеру, в 1994 году Япония отказалась предоставить Ирану крупный кредит на строительство дамб). В 2002 году США не допустили вступления Ирана во Всемирную Торговую Организацию (с 2005 года Иран имеет статус наблюдателя в ВТО).
Американские компании закупают иранскую нефть, однако им запрещено делать вложения в иранскую экономику и разрабатывать нефтяные месторождения. Показательно, что Министерство Энергетики США не учитывает Иран в качестве поставщика нефти и газа. В период с 1950 по 1978 год США были главным торговым партнером Ирана. Ныне торговля США и Ирана ведется в весьма скромных объемах.

Новая надежда

В 1998 году президентом Ирана стал Мохаммед Хатами, пользовавшийся репутацией либерала и реформатора. В скором времени он призвал к «диалогу между цивилизациями», что подразумевало восстановление полноценных связей Ирана с окружающим миром, прежде всего, с США. Результатом дипломатических зондажей стало выступление госсекретаря США Мадлен Олбрайт, которая в 2000 году официально принесла извинения Ирану за свержение Моссадыка, указав, что приход к власти шаха (последовал за свержением) замедлило процесс развития Ирана. После этого США смягчили санкции против Ирана.
Однако результатом этой речи стало ужесточение иранской позиции. Кеннет Поллак, автор книги «Персидская Головоломка», пишет, что Иран был неудовлетворен этим шагом США. Во-первых, извинения были произнесены слишком поздно и в слишком расплывчатой форме, а, во-вторых, в речи Олбрайт содержалась критика «неизбираемых» иранских властей, что было воспринято как камень в огород иранской теократии. По мнению Поллака, это вызвало гнев Верховного Лидера Али Хаменеи.
Впрочем, на саммите ООН в Нью-Йорке Хатами встретился с Олбрайт и президентом США Биллом Клинтоном — это была первая встреча на высшем уровне представителей Ирана и США. Чуть позже Олбрайт и министр иностранных дел Ирана Камаль Хараззи встретились на международной конференции по Афганистану.

11 сентября, Афганистан и Ирак

Аятолла Али Хаменеи осудил теракты 11 сентября 2001 года. После того, как международная коалиция во главе с США начала операцию по уничтожению баз «Аль Каеды» в Афганистане и свержению режима талибов, Иран принял в процессе урегулирования ситуации в Афганистане очень активное участие. Иран также активно сотрудничал с ООН в деле возвращения на родину афганских беженцев. Однако «медовый месяц» в отношениях Вашингтона и Тегерана продлился недолго: в начале 2002 года президент США Джордж Буш назвал Иран в числе трех стран, входящих в «ось зла» (наряду с Ираком и Северной Кореей).
После вторжения в Ирак Иран предложил США провести переговоры по иракской проблеме. Однако здесь есть ряд недомолвок и умолчаний. Во-первых, до сих пор неизвестны конкретные предложения Ирана, во-вторых, некоторые высокопоставленные вашингтонские чиновники (например, госсекретарь США — тогда она была советником президента по национальной безопасности — Кондолиза Райс) вообще отвергают сам факт получения от Ирана каких-либо предложений.
В 2004 году произошла последняя встреча госсекретаря США (им тогда был Колин Пауэлл) с иранским коллегой (Камаль Хараззи). Тематика переговоров неизвестна, кроме того, в момент встречи Пауэлл готовился уйти в отставку.

Эра Ахмадинеджада

Новый президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, возглавивший страну в 2005 году, изначально имел репутацию консерватора. Однако он попытался контактировать с США. В мае 2006 года он отправил Джорджу Бушу персональное письмо на 18 страницах, где содержалась жесткая критика политики США и обвинения в том, что Администрация Буша скрывает правду о терактах 11 сентября 2001 года. Полный текст письма неизвестен, позднее Ахмадинеджад заявил, что в нем «содержался призыв к монотеизму и справедливости».
Позднее президент Ирана предложил президенту США принять участие в прямых дебатах в ООН, дабы обсудить ядерную программу Ирана. США отказались обсуждать это предложение. В конце 2006 года Ахмадинеджад направил письмо американскому народу: в нем также критиковалась внешняя политика США и осуждался терроризм во всех формах.

Источник:"МиК"
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03854 sec