$3 млрд от Ирана

19 сентября 2006
Официальная Москва впервые назвала дату запуска АЭС в Бушере. По словам Сергея Кириенко, пуск станции произойдет в сентябре будущего года. А российские авиапромышленники близки к заключению контрактов по поставке гражданских самолетов в Иран. Сделки могут принести российскому машиностроению свыше $3 млрд.

Атомная электростанция в Бушере начала строиться в 70-е гг. немецкой компанией Siemens, с 1997 г. ее достройкой по контракту стоимостью в $1 млрд занимается “Атомстройэкспорт”.

На сессии МАГАТЭ в Вене руководитель Росатома Сергей Кириенко заявил журналистам, что физический запуск АЭС в Бушере состоится через год, в сентябре 2007 г., а энергетический запуск, т. е. начало выработки промышленной электроэнергии, произойдет на несколько месяцев позже. До сих пор ни один из руководителей российской атомной отрасли не называл конкретных дат пуска АЭС в Бушере, отмечает информированный источник в Росатоме. По его словам, заявление Кириенко означает, что больше технических причин для задержки пуска станции нет.

Кириенко был вынужден сделать такое заявление, поскольку в иранской политической элите нарастало недовольство постоянными срывами сроков пуска Бушерской АЭС, считает гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. В Тегеране возникало впечатление, что Россия специально затягивает стройку, чтобы использовать Бушер в дипломатических играх с Ираном и Западом, считает эксперт. Публичное оглашение даты повышает вероятность новых контрактов с Россией на строительство АЭС, говорит Сафаров. Возможные даты пуска Бушерской АЭС назывались неоднократно, пусть и не с такой точностью, но они всегда срывались, напоминает Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги. Целью заявления Кириенко была скорее демонстрация решимости Москвы довести стройку до конца, невзирая на давление США, считает эксперт. По словам источника в правительстве, из-за нехватки кадров и общего простоя промышленности в 90-е гг., а также слишком жесткой схемы финансирования достройка АЭС действительно затягивалась. Но сейчас эти проблемы исчерпаны и Россия может выдержать заявленные сроки, говорит чиновник.

В минувшую субботу вышел на финишную прямую новый проект. Авиализинговая компания “Ильюшин Финанс Ко” (ИФК) подписала с иранской Iran Air Tour (подразделение национального перевозчика Iran Air) предконтрактное соглашение о поставке пяти авиалайнеров Ту-204. Как рассказал “Ведомостям” гендиректор ИФК Александр Рубцов, решено, что сам контракт стоимостью до $200 млн будет подписан до 15 декабря. Речь идет не о лизинге при поддержке кредита российского правительства, как это было при поставке самолетов на Кубу, а о прямой покупке. Самолеты будут поставляться с июля 2008 г. по графику одна машина в месяц, предусмотрена возможность опциона еще на четыре Ту-204. Есть у ИФК в Иране и более захватывающие перспективы — в будущем году планируется передать в аренду два самолета Ил-96, и, если они понравятся иранцам, поступит заказ на новые машины. Иран нуждается в замене не менее 10 американских широкофюзеляжных лайнеров Boeing 747. А в перспективе ожидаются переговоры и о поставке новых ближнемагистральных лайнеров Ан-148 и Сухой-100 Superjet. По словам Константина Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий, если все перспективные планы по поставке авиатехники в Иран будут реализованы, общая их сумма может превысить $1 млрд. Источник, близкий к “Рособоронэкспорту”, добавляет, что успешно выполняется и почти миллиардный контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов Тор М1.

После начала переговоров между спецпредставителем ЕС Хавьером Соланой и иранцами по поводу их ядерного досье наметилось снижение напряженности вокруг Ирана, констатирует Макиенко. На этом фоне, по его мнению, любые шаги российских промышленников по закреплению на перспективном иранском рынке полностью оправданы. Богатый нефтедолларами Иран наряду с Китаем и Венесуэлой может стать самым важным и платежеспособным клиентом как для российского авиапрома, так и для других высокотехнологичных отраслей, говорит эксперт.

Василий Кашин,
Алексей Никольский.

Газета "Ведомости", 19.09.2006
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03822 sec