Иран и МАГАТЭ: Выступление Али-Асгара Солтание на сессии СУ МАГАТЭ

Али-Асгар Солтание

14 сентября 2006
A A A


Постоянный представитель Ирана в МАГАТЭ Али-Асгар Солтание в среду, 13 сентября 2006 года, призвал государства, входящие в состав Совета управляющих атомного агентства, «поддержать переговоры без предварительных условий и дальнейших задержек» для урегулирования конфликта между Исламской Республикой и Западом по ядерной программе ИРИ. Ниже приводится полный текст выступления Солтание на сессии Совета управляющих МАГАТЭ. Во имя Бога, милосердного и сострадательного! Господин председатель, уважаемые делегаты! Прежде всего, я хочу присоединиться к заявлению, сделанному уважаемым послом Малайзии от имени Движения неприсоединения (ДН), в котором, помимо всего прочего, было упомянуто о заявлении министров Движения, составляющего большую часть человеческой цивилизации, принятом в мае 2006 года в Путраджайе (Малайзия). Господин председатель! Иран соблюдал правила МАГАТЭ и исполнял всеобъемлющие гарантии в полном сотрудничестве с МАГАТЭ. Как мы уже говорили и как подтверждают доклады МАГАТЭ, ядерная программа и деятельность Исламской Республики Иран носят исключительно мирный характер. В этой связи необходимо напомнить, что после более 2000 человеко-дней тщательных инспекций МАГАТЭ несколько раз докладывало Совету управляющих, что агентство не обнаружило никаких свидетельств переключений ядерных материалов и видов деятельности на запрещённые и военные цели, и что все задекларированные ядерные материалы были учтены. Несмотря на принятие неоправданной резолюции Совета Безопасности ООН, исполнение Ираном всеобъемлющих гарантий, в частности, проведение инспекций, продолжается. В этой связи все виды мирной ядерной деятельности находятся под полным контролем, в частности, под наблюдением камер, установленных агентством. Необходимо отметить, что в ходе последних инспекций были установлены дополнительные камеры. Это является наилучшим доказательством обязательств Ирана по заверению международного сообщества в сохранении мирного предназначения иранской ядерной деятельности. После всего вышесказанного, необходимо вновь подчеркнуть, что передача иранского «ядерного досье» в Совет Безопасности ООН только вследствие возобновления научно-исследовательских работ, которые были добровольно приостановлены и которые были и остаются под полным контролем МАГАТЭ, не имеет под собой ни правовых, ни технических оснований. Передача досье состоялась не по результатам верификации, но по политически мотивированным причинам, и это нанесло серьёзный ущерб профессиональной репутации МАГАТЭ и ДНЯО. Текущий доклад МАГАТЭ, в котором Генеральный директор упомянул о медленных темпах разрешения немногих остающихся вопросов, не должен стать сюрпризом. Он должен рассматриваться в свете неверных решений, принятых несколькими членами Совета управляющих, которые настояли на передаче чисто технического вопроса из-под юрисдикции соответствующей технической организации в безопасностный и политически ориентированный орган, а именно, Совет Безопасности ООН. После этого, у иранского правительства не оставалось иного выбора, кроме прекращения добровольного исполнения Доппротокола – и сотрудничества, выходящего за его рамки – вследствие закона, принятого иранским парламентом. Поэтому моя страна была вынуждена перейти в режим исполнения только всеобъемлющих гарантий. Господин председатель! Предложения, сделанные группой «5+1», были восприняты как положительный шаг, направленный на исправление допущенной ошибки, и Иран приветствовал данные предложения. В качестве акта доброй воли, Исламская Республика Иран объявила, что проведёт серьёзное изучение пакета и даст свой ответ в положенное время. В то время, как иранское правительство находилось в процессе изучения всех аспектов пакета и готовило свой ответ на них, состоялось поспешное решение о принятии резолюции Совета Безопасности, спровоцированное некоторыми государствами. Это решение было встречено с разочарованием в большинстве стран-участников ДНЯО и в международном сообществе в целом, так как оно уводило процесс с правильного пути – поиска выхода путём переговоров – на путь конфронтации. Тем не менее, Исламская Республика Иран предпочла избежать конфронтации и вновь продемонстрировала свою политическую волю, дав ответ в ранее оговоренный срок – 22 августа 2006 года. Господин председатель! В настоящее время международное сообщество ожидает, что ответ Исламской Республики Иран будет со всей серьёзностью изучен другими сторонами. В этот ответ включены комментарии по большинству сомнений, высказанных другой стороной. Мы верим, что если другая сторона продемонстрирует политическую волю, то ответ станет наилучшим базисом для поиска решения путём диалога и переговоров. В этой связи, Его Превосходительство доктор Лариджани, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана, встретился с Его Превосходительством господином Соланой, верховным комиссаром по внешней политике Евросоюза, в Вене. На этой встрече обсуждались различные аспекты предложений группы «5+1» и ответа на них Ирана. С нашей точки зрения, это был позитивный шаг в правильном направлении. Продолжение диалога и переговоров, свободных от любого вида угроз, давления или любых предварительных условий, могут расчистить путь к устранению всех неоднозначностей, если таковые остались. Моё правительство готово к такому процессу и приглашает другие стороны к позитивному следованию по данному пути, который, в конце концов, может привести к честному и взаимоприемлемому решению. Господин председатель! Международное сообщество тщательно наблюдает за развитием событий в этот исторический момент. В этой связи, глубокую озабоченность вызывает не только иранский «ядерный вопрос», но и попытка лишения государства, входящего в МАГАТЭ и признающего ДНЯО, его неотъемлемых прав на развитие ядерных технологий и применение ядерной энергии в мирных целях. Такая попытка может создать прецедент и модель, которые могут быть использованы против других государств в будущем. Мир стал свидетелем принятия жёстких мер против страны, входящей в ДНЯО, в тот самый момент, когда не участвующее в ДНЯО государство – а именно, Израиль – остаётся полностью свободным от проведения инспекций, а его досье не рассматривается Советом управляющих, несмотря на отказ Израиля от подписания ДНЯО и исполнения 25 резолюций Совета Безопасности ООН и решений Генеральных конференций МАГАТЭ. Подобные двойные стандарты и дискриминация более не могут быть терпимы. Ещё одно серьёзное беспокойство – это уровень доверия и целостности МАГАТЭ как единственного международного органа, располагающего правовой и технической компетенцией, способного проводить ядерную верификацию. Они были поставлены под угрозу после вовлечения в «ядерное досье» Совета Безопасности ООН. Господин председатель! В заключение, мы ожидаем, что государства-участники МАГАТЭ используют предоставленную им уникальную возможность выполнить следующую программу действий. Вернуть «ядерное досье» Ирана целиком под юрисдикцию МАГАТЭ, где оно и должно находиться по факту. Поощрить все вовлечённые государства к серьёзному рассмотрению иранского ответа на вышеупомянутые предложения. Призвать их к проведению переговоров без предварительных условий и дальнейших задержек с целью рассмотрения озабоченностей всех сторон и достижения долгосрочного мирного решения. Спасибо!
Источник: «Мехр»

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.