Тегеран не поддастся давлению

31 августа 2006

В четверг в полночь истекает срок, до которого Иран должен, согласно единогласному решению Совета Безопасности ООН, прекратить работы по обогащению урана, приостановив выработку ядерного топлива. Пока Тегеран не выполнил резолюцию. В случае отказа стране грозят санкции, хотя решение об их применении должно обсуждаться дополнительно. Предварительно МАГАТЭ предстоит отчитаться перед членами СБ о том, выполнил ли Иран его требования. Будут ли введены санкции и каковы в сложившей ситуации интересы России, - об этом корреспонденту Страны.Ru рассказал известный политолог, генеральный директор Центра по изучению современного Ирана Раджаб Сафаров.

- В четверг, 31 августа, истекает срок, отведенный Ирану резолюцией Совета Безопасности ООН. Каково отношение иранцев к этой резолюции?

- В Иране эта резолюция воспринимается как антииранская, враждебная, незаконная. СБ ООН не получил ответа на пакетные предложения стран "шестерки" (постоянные члены Совбеза и Германия - Страна.Ru), но заранее в резкой форме принял решение и указал срок выполнения. К сожалению, в Иране это воспринимают как оказание давления и создание ажиотажной атмосферы вокруг этого вопроса. Все указанное способствовало дальнейшему укреплению у иранцев мнения, что предложение «шестерки» противоречит нормам международного права. Фактически отрицается право Ирана на развитие ядерной энергетики вообще. И самое главное - резолюция СБ ООН не отвечает национальным интересам Ирана, - а они у иранцев стоят на первом месте. Итак, три пункта: резолюция не отвечает национальным интересам Ирана, противоречит нормам международного права и положениям самого пакетного предложения. Например, в одном месте документа страны «шестерки» признают за Ираном право на развитие ядерной энергетики и всего через две строки говорят, что Иран должен приостановить любую деятельность в этой сфере.

- Но желает ли Иран сам сотрудничать в разрешении проблемы?

- В этом документе было много противоречий, и вот эти три основополагающих положения стали причиной того, что предложение не было принято. Иран подошел очень серьезно к этому вопросу, изучил все возможные варианты конструктивного решения в будущем. Но, отказывая в незаконном требовании стран «шестерки», между тем, предлагает ряд конструктивных шагов. И самое главное - готов начать консультации со следующего же дня после обнародования своего ответа «шестерке». Все вышесказанное, на мой взгляд, не позволяет Совету Безопасности принять решение о введении санкций против Ирана. И тому есть еще причины.

- Какие же?

- Первое - нет доказательной базы, основанной на нормах международного права. Второе - нет заключения МАГАТЭ, контролирующего органа, который действительно изучает и компетентно подходит к нарушению странами режима нераспространения. У МАГАТЭ нет конкретных доказательств того, что Иран нарушил какие-либо конвенциальные договоренности на уровне Договора о нераспространении ядерного оружия. Так что рекомендаций Агентства и Совета Безопасности наказать Иран, считаю, нет и не будет. Это вторая причина, по которой не может Совбез принять решение. И третье, конечно же, - Россия и Китай, скорее всего, заблокируют любое предложение о санкциях, которое будет исходить от США, Великобритании и Франции.

Помимо соображений стратегического плана, есть более простые причины не вводить санкции. Китай крайне зависим в энергетическом плане от Ирана и заинтересован в сохранении стабильности в этом государстве. А Россия является главным игроком на энергетическом поле Ирана. Учитывая возможные перспективы развития этого уникального по своим масштабам и грандиозного по потенциалу рынка, она крайне заинтересована не потерять его. И должен сказать, что Россия фактически уже стоит на краю провала своей ядерной политики, предложения своих ядерных технологий на мировых рынках. Мы уже потеряли Индию, сейчас мы теряем Китай, следующим может стать Иран.

- С чем связано это нежелание китайской или индийской сторон использовать наши технологии?

- Есть технический фактор - Китай больше тяготеет к французской технологии, атомной промышленности Франции, и не хочет использовать российские технологии. Но второй и главный фактор - конечно же, Китай воспринимает Россию как серьезного конкурента в долгосрочной перспективе. Он не заинтересован в том, чтобы своими грандиозными проектами усилить ядерную промышленность России и влияние российской политики на себя. И хотя Пекин хочет отойти с помощью России от однополярного «Pax Americana», а в одиночку ему таким центром силы, одним из мировых лидеров, не стать, Китай не заинтересован в дальнейшем развитии и укреплении энергетических позиций России на мировых рынках.

Четыре месяца тому назад США подписали специальное соглашение по ядерному сотрудничеству с Индией. И согласно договору Вашингтон будет иметь приоритетное право присутствия и на участие в тендерах по индийским проектам. На самом деле эта формулировка абсолютно закрывает двери для российских технологий. Взамен США предлагают Индии доступ к высоким технологиям, строительство любых возможных вариантов атомных станций на тяжелой, легкой воде и т.д. и т.п. Рынок для России, на мой взгляд, потерян.

С другой стороны, если США на самом деле так рьяно охраняют режим нераспространения, то они в первую очередь должны были бы раскритиковать Индию. Дели до последнего времени не только не подписывал Договор о нераспространении ядерного оружия, но и не был членом МАГАТЭ. Здесь как раз налицо циничное применение принципа двойных стандартов. В Иране инспекторы всегда днем и ночью присутствуют, и они ничего не могут найти - а все равно не доверяют. Индия же абсолютно не подпускает к себе никаких инспекторов и вообще не спрашивает мнения кого-либо.

Остается только Иран. Согласно масштабным правительственным программам Ирана в ближайшие 20 лет будут построены мощности в 25 тысяч МВт, таковы последние данные. Это - 25 атомных станций, подобных Бушерской. Это десятки миллиардов долларов. И если Россия завтра примкнет, не дай Бог, к антииранской резолюции, то совершенно очевидно, что в Иране это будет воспринято очень болезненно, даже враждебно. И это нанесет огромный ущерб не только политическим российско-иранским отношениям, но и будет началом серьезного свертывания российско-иранских торгово-экономических отношений, и это будут десятки миллиардов упущенной выгоды для России.

- Если СБ ООН не пойдет на санкции, что предпримут США?

- США отрабатывают вариант по созданию антииранской коалиции из числа своих традиционных партнеров и тех стран, где их влияние однозначно велико. А для этого никакого разрешения от Совета Безопасности не нужно. Примут, допустим, на уровне этой коалиции какие-то решения, ограничивающие торгово-экономические, политические отношения с Ираном. То есть они спокойно могут сесть и решить для себя - «не будем общаться с Ираном - он нехороший и враждебный, подозрительный».

- А кто может войти в такую коалицию?

- Претендентами на эту коалицию является, естественно, Великобритания, затем Франция, возможно, Германия и еще, с меньшей вероятностью, Япония. Очевидно, что десятки стран - небольшие, которые просто находятся под протекторатом, так сказать, или под прямым влиянием США, тоже присоединятся. Хотя у них даже нет никаких - ни торговых, ни экономических - отношений с Ираном. США нужен политический фактор - видимость массовости. И я не думаю, что в эту коалицию войдут страны исламского мира, поскольку, во-первых, это, откровенно покажет, в какой зависимости они находятся от политики руководства США, что унизительно. И, во-вторых, на каком-то уровне может сыграть исламская солидарность. Они сами мечтают рано или поздно разработать ядерную программу, АЭС и т.д. Третье - они тоже не совсем верят в то, что Иран идет в сторону создания ядерного оружия. Даже если это оружие будет создано, то они не представляют, как Тегеран может его применить. Иран настолько силен, что запросто может и без ядерного оружия решать любые свои проблемы и конфликтные вопросы с соседями.

А средств доставки ядерного оружия до традиционных врагов и недругов у Ирана нет, этот механизм строится не за один год, это очень дорогостоящие проекты. К тому же, если они будут созданы, то это уже на ранних этапах нельзя скрыть. Поэтому, идя по цепочке логических рассуждений, становится ясно, что главной целью Соединенных Штатов и ближайших партнеров США является исключение Ирана из процесса развития, уменьшение роли этого государства в регионе, в исламском мире и в мире в целом. Они желают сделать так, чтобы Иран не мог беспрепятственно процветать и развиваться. Ведь любое развитие обеспечивает рост влияния. И мы совсем недавно увидели, как это может отразиться на локальных конфликтах, когда вооруженный до зубов и по последнему слову техники Израиль не мог справиться с радикальной группировкой «Хезболлах». Даже не с армией, а с группировкой! Война кончилась ничьей, став поводом к политическому диалогу, и не стала «избиением младенцев». Но любая демонстрация эффективного влияния нового государства на мировые процессы и в то же время демонстрация слабости или невозможности решения Соединенными Штатами региональных и локальных проблем совсем не нравится американцам.

Максим Соколов,
Страна.ру, 31.08.06.
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.02932 sec