Первый год президентского правления М.Ахмадинежада: экономические итоги

11 августа 2006
А.М. Вартанян

Довлеющее влияние на развитие иранской экономики в первый год президентского правления М. Ахмадинежада оказали насыщенные политические процессы, особенно непростое развитие ситуации вокруг иранского ядерного досье. Но не они стали определяющим фактором низкой эффективности экономической стратегии администрации М. Ахмадинежада. На протяжении всего года слабо проявил себя экономический блок правительства (министерство экономики и финансов, министерство промышленности и рудников, курируемые ими государственные ведомства и структуры).

В результате назревшая структурная перестройка всей экономической системы проводилась медленными темпами, а важнейшие реформы (приватизационная, банковская, инвестиционная) так и не вошли в активную стадию.

С другой стороны, в текущий период наблюдалась положительная динамика роста основных макроэкономических показателей, в том числе экономического роста. Тем не менее, как считают иранские экономисты, добиться таких результатов удалось вовсе не по причине умелых действий правительства в области экономической политики.

Главная заслуга в этом принадлежит скачку цен на нефть на мировых рынках, вследствие чего доходы Ирана от продажи «черного золота» составили в прошлом году 50 млрд долл., а в текущем могут достичь 60 млрд долл.

Таким образом, можно говорить о дополнительном увеличении зависимости иранской экономики от нефтяного фактора. С другой стороны, иранская экономика в последние месяцы демонстрирует объективные показатели галопирующего роста ненефтяного экспорта ИРИ. Данное обстоятельство указывает на то, что в Иране быстрыми темпами развиваются промышленное производство, нефтехимическая отрасль, сельское хозяйство и металлургия.

Группа критиков экономической политики М. Ахмадинежада полагает, что вопреки предвыборным обещаниям экономический курс президента и его команды движется в совершенно противоположном, причем неверном, направлении.

В упрек президенту приводят его «забывчивость» относительно обещания обеспечить передачу народу доходов, полученных от экспорта нефти, а также создать условия «справедливого развития» общества. Взамен данных шагов, отмечают эксперты-критики, президент совершил целый ряд действий, идущих вразрез с предвыборной программой, а именно – полностью сменил высший руководящий состав крупнейших государственных компаний, передал значительные активы крупных банков в руки мелких фондов, снизил процент банковской ставки, увеличил импортные пошлины, изменил правила приватизации.

По их мнению, принятые президентом М. Ахмадинежадом решения в экономической сфере были абсолютно непрофессиональными и нанесли значительный ущерб экономической системе Ирана.

«Ахиллесовой пятой» экономической стратегии президента М. Ахмадинежада стала программа приватизации. Именно эта неудачно протекающая реформа подверглась жесткой критике правительства со стороны депутатского корпуса, реформаторской оппозиции и даже некоторых представителей консервативного крыла духовенства.

Критики приватизационной реформы отмечают факт открытого лоббирования в правительстве интересов прослойки руководителей и менеджеров крупных госпредприятий, намеренно замедляющих процессы передачи этих предприятий в частные руки. Единственно, что передается бизнесу, – это убыточные объекты, не относящиеся к стратегическим областям и требующие существенных капиталовложений. Частный сектор ИРИ ущемляется еще и тем, что его не подпускают к реализации крупных проектов национального масштаба либо перспективных проектов с зарубежными партнерами.

Вместе с тем более или менее осмысленные черты приобретает инициированная президентом ИРИ концепция «справедливости» и создания «справедливых отношений» в обществе.

Первый шаг в рамках реализации этой концепции – создание специального «фонда молодоженов» с целью оказания финансовой поддержки молодым семьям и стимулирования семейных ценностей.

Второй шаг – акционирование крупных государственных предприятий и соответствующая раздача так называемых акций справедливости (стоимость каждой – около 540 долл.) бедным слоям населения. На сегодня владельцами «акций справедливости» стали уже 6 млн человек и 15 млн находятся в листе ожидания.

На основе предложенной М. Ахмадинежадом концепции «исламской справедливости» осуществляется попытка сформулировать на общественном уровне некую «социальную модель» для Ирана с ее шкалой ценностей и приоритетов, сформированных с учетом религиозных особенностей, местных культурных традиций и ментальности.

Ситуация на двух других важнейших треках экономической политики М. Ахмадинежада (снижение инфляции и сокращение безработицы) тоже неважная. Индекс инфляции в последние месяцы достиг своего исторического максимума, превысив 20%. В стране, особенно в иранской столице, констатируется существенное подорожание товаров и услуг, фиксируется повышенный скачок цен на рынке иранской недвижимости.

Борьба с безработицей также пока не приносит желаемых результатов. Практика финансирования за счет активов государственных банков программы создания новых рабочих мест себя не оправдала. Уровень безработицы в Иране по-прежнему остается одним из самых высоких в регионе.

В условиях повышения процентной банковской ставки и разорения средних и малых банков с частным капиталом перспективы банковской реформы также ставятся под сомнение. Существенно затормозился процесс приватизации государственных банков. За текущий период было создано лишь два–три крупных банка с частным капиталом («Карафарин», «Парсиян»), которым удалось успешно прижиться и адаптироваться к специфике иранских условий.

Одним из основных замедлителей экономических реформ в Иране эксперты называют широкое распространение коррупции в высших эшелонах власти, особенно в органах и структурах, отвечающих за экономическое развитие. В предвыборной кампании М. Ахмадинежада задача борьбы с экономической коррупцией была выделена в качестве одного из главных приоритетов.

С сентября 2005 г. М. Ахмадинежад плотно приступил к реализации данной задачи. Он начал с совершенствования законодательной базы в области борьбы с коррупцией. Однако решение вопроса застопорилось в иранском парламенте. Практические меры реализованы не были: сразу после избрания президент публично пообещал раскрыть и публично огласить имена главных коррупционеров нефтяного бизнеса Ирана, но затем под давлением высшей клерикальной верхушки отложил исполнение этого решения на неопределенный срок.

В то же время эксперты обращают внимание на сам факт вынесения вопроса об экономической коррупции на широкую повестку дня, усматривая в нем определенный прогресс. Примечательным в русле антикоррупционных усилий стал подготовленный в парламенте доклад о крупнейшей за последнее время финансовой афере (поставки иранского газа в ОАЭ по заниженной цене).

Тем не менее для осуществления полноценных мероприятий по пресечению экономической коррупции одного лишь проявления стремления бороться с коррупционерами явно недостаточно. За прошедший год эффективных шагов в сторону коренного реформирования антикоррупционной системы предпринято не было. Зато была выявлена необходимость формирования вертикальной системы координации структур, отвечающих за борьбу с коррупцией, четкого распределения между ними задач и обязанностей.

Однако главным, пожалуй, негативным проявлением экономической деятельности правительства М. Ахмадинежада стали заметное ухудшение инвестиционного климата в стране, усиление оттока капиталов за рубеж, снижение интереса иностранных инвесторов к различным сегментам иранской экономики.

Иностранные инвестиции в течение последнего времени небезосновательно рассматривались в качестве главного «мотора» иранской экономики, особенно в том, что касается ненефтяной сферы. С этой целью реформаторское правительство С.М. Хатами инициировало принятие комплексного закона о поощрении и защите иностранных инвестиций (прошел сложную процедуру ратификации в иранской системе законодательной власти и вступил в силу в 2003 г.).

С принятием данного закона Иран получил легальную возможность заключать двусторонние соглашения по инвестициям с другими странами. С 2003 г. инвестиционный климат в стране существенно улучшился, приток капиталов резко возрос. Однако с августа 2005 г., то есть после избрания М. Ахмадинежада президентом ИРИ и резкой эскалации ситуации вокруг иранского ядерного досье, объем внешних и внутренних инвестиций в ИРИ демонстрирует тенденцию к сокращению.

Угроза введения против Тегерана торгово-экономических и финансовых санкций значительно охладила настрой крупных иностранных инвесторов в отношении перспектив сотрудничества с этой страной. В силу этого как результат замедлилась модернизация базовых отраслей экономики.

Экономические итоги первого года президентского правления М. Ахмадинежада следует оценивать неоднозначно. На фоне невыразительных результатов по важнейшим направлениям структурной перестройки экономики экономическая ситуация в стране в целом развивалась по предсказуемому сценарию. Удалось избежать откровенных провалов и финансовых кризисов, в экономике господствовала относительная стабильность, но при определенном росте инфляции и удорожании жизни.

Главным фактором стабильности иранской экономики стала нефть, ценовые колебания которой (в пользу беспрецедентного роста) позволили иранскому правительству контролировать экономическую ситуацию.

Однако если рассматривать ситуацию в длительной перспективе, то лишних поводов для оптимизма не прорисовывается. Главный настораживающий фактор в этом контексте – ухудшение инвестиционного климата. Что касается данной экспертами оценки выполнения М. Ахмадинежадом предвыборных обещаний, то мнение здесь неоднозначное. Критики больше, поскольку ни одна из предвыборных инициатив за текущий год не была доведена до конца.

С другой стороны, декларированные президентом планы в области экономической политики изначально были амбициозными и завышенными: реализовать их в столь короткий период не представляется возможным. В то же время политическая мотивация решения поставленных задач была проявлена. Теперь осталось самое сложное – найти практические механизмы реализации стратегических экономических решений.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.0444 sec