Иранский узел и независимость южного Азербайджана

03 июля 2006
«Большая восьмерка» промышленно развитых стран мира определила крайний срок — 5 июля, до которого Иран должен дать ясный ответ по существу на предложение о материальных поощрениях в обмен на сворачивание Ираном ядерной программы.

Дипломаты самых богатых стран мира в четверг выразили надежду к следующей среде получить от Ирана «внятный и содержательный» ответ по поводу пакета льгот, предложенного основными мировыми державами в обмен на свертывание деятельности по обогащению урана.
В то же время министры иностранных дел G8 не смогли договориться о том, как следует отреагировать, если Иран не даст ответа или отклонит предложение, сделанное 6 июня США, Великобританией, Францией, Китаем, Россией и Германией.

В заявлении министров иностранных дел развитых промышленных стран «Большой восьмерки» впервые прозвучало упоминание о крайнем сроке для официального ответа Ирана. В заявлении говорилось: «Мы разочарованы отсутствием официальной реакции Ирана на это определенное предложение».

В заявлении также говорится, что будет проведена встреча главного иранского переговорщика по ядерным вопросам Али Лариджани с верховным комиссаром ЕС по внешней политике Хавьером Соланой, который 6 июня представил предложения Ирану. Они встретятся в среду, и, как сказано в заявлении, «Большая восьмерка» надеется, что им удастся «привести дискуссию к скорому завершению».

Однако Иран не готов дать ответ в эти сроки. Президент Махмуд Ахмадинежад сказал, что его правительство откликнется не раньше середины или же, еще хуже, конца августа. Уже после заявления министров иностранных дел «Большой восьмерки» глава МИД Ирана подтвердил, что его страна не сможет дать ответ к следующей неделе, так как необходимо время до конца августа, чтобы проанализировать выдвинутые предложения и обсудить с Европой «двусмысленные» пункты.

После встречи Али Лариджани с Хавьером Соланой министры иностранных дел ключевых стран, выступивших с предложением по урегулированию (Китая, России, Великобритании, Франции, Германии и США), встретятся 12 июля в одном из городов Европы, пока точно не известно, в каком, возможно, в Париже. Они рассмотрят, может ли реакция Ирана способствовать принятию соглашения, или им следует перейти к экономическим санкциям против Ирана. Об этом сообщил высокопоставленный представитель администрации Буша, говоривший на условиях анонимности во избежание вмешательства в дипломатический процесс.
А потом лидеры стран «Большой восьмерки» — Великобритании, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, России и США — встретятся в Санкт-Петербурге 15–17 июля. Этот призыв к Ирану был поддержан и Китаем, который не является членом G8. Не называя точной даты, МИД Китая призвал Тегеран ответить на пакет предложений «как можно скорее», сообщает агентство Reuters.

Однако неизвестно, что произойдет после того, как ответ Ирана будет получен. Россия и Китай до сих пор сопротивлялись идее о вводе санкций СБ ООН против Ирана, на чем настаивают США и Великобритания. Франция и Германия занимают промежуточную позицию по этому вопросу. Поэтому США согласились не включать положение об экономических санкциях в письменную часть предложений по урегулированию конфликта вокруг иранской ядерной программы. При этом Буш продолжает надеяться, что если Иран отвергнет последние предложения «Большой восьмерки», то Россия согласится поддержать санкции. Однако, выступая во вторник перед дипломатами, Путин сказал буквально следующее: «Еще раз подчеркну: мы не намерены присоединяться к разного рода ультиматумам, которые лишь загоняют ситуацию в тупик, наносят удар по авторитету Совета Безопасности ООН».

ИГРА В КОШКИ-МЫШКИ
Попытаемся проанализировать позицию отдельных группировок внутри «Большой восьмерки», Китая и, наконец, официального Тегерана по иранской проблеме, так как развитие и конечный итог данного конфликта имеют непосредственное отношение к Азербайджану. Начнем с «сомневающихся», то есть с Германии и Франции.

Эти страны по большому счету должны быть против санкций ООН, которые в дальнейшем откроют путь к силовому давлению в той или иной форме на Иран со стороны США, по следующим причинам. Первая: экономические санкции в отношении Ирана, безусловно, приведут к повышению цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках, что серьезно ударит по экономике этих наиболее развитых стран Западной Европы, которые полностью зависят от внешних поставок.

Вторая: в случае, если военная интервенция станет неизбежной, следствием которой станет прекращение поставок нефти из Ирана, а возможно, и из некоторых других ближневосточных стран, зависимость Германии и Франции от России увеличится. А Запад на примере Украины убедился в том, что Москва не прочь использовать поставки энергоресурсов в качестве рычага политического давления.

И, наконец, третья: тандем Франция-Германия является не только мотором евроинтеграции, но и инициатором и вдохновителем «освоения» Евросоюзом безграничных просторов Азии и Ближнего Востока. Однако военная интервенция в Иран заставить, Европу хотя бы на время отказаться от этих планов. Придется отложить на время и реализацию проектов по созданию транспортных коридоров Север-Юг и Запад-Восток, которые должны были создать экономическую основу «освоения» Европой Азии и Ближнего Востока.

Что касается Великобритании, то она располагает собственными ресурсами энергоносителей, и поэтому ее особо не беспокоит ситуация на мировых рынках. Кроме того, будучи островным государством, Великобритания заинтересована в ослаблении позиции, как Германии, так и Франции, которые верховодят в Евросоюзе.

Перейдем к России. Эта страна, прежде всего, заинтересована в сохранении данного конфликта в постоянно «тлеющем» состоянии. И вот почему. Подобное состояние позволяет, с одной стороны, удерживать цены на энергоносители на мировых рынках на очень высоком уровне, а во-вторых, нагнетать антиамериканские настроения в мусульманском мире, прежде всего в сопредельных с Россией странах СНГ, и таким образом хотя бы попытаться предотвратить начало окончательного перехода указанных регионов под сферу влияния Запада.
Тактика достаточно эффективная. Россия самостоятельно неспособна противостоять экономической, военно-политической экспансии США на сопредельные регионы. Открытое противостояние с США ей невыгодно. Она экономически не готова выдержать соперничества. Поэтому предпринимается попытка создания внутренней, не этнической, а исламской антиамериканской оппозиции на Южном Кавказе, в Средней Азии. Уже готов организационный комитет по созданию единой мусульманской партии в Грузии. К сожалению, эти процессы не обошли стороной и Азербайджан. Лидер Движения интеллигенции Эльдениз Гулиев раз за разом проводит различные форумы, выступает с откровенно антиамериканскими заявлениями и пытается представить конфликт вокруг Ирана как часть «крестового похода» христианского мира против всей мусульманской цивилизации. Притом, по мнению этого горе-интеллигента, православная Россия тут ни при чем. Там все в порядке. Там никто не притесняет мусульман, в том числе азербайджанцев. Э.Гулиев договорился до того, что стал утверждать, что большинство убийств наших соотечественников в России совершаются азербайджанцами…

Но и это не все. Недавно в Баку по инициативе движения «Путь Азербайджана» состоялась международная конференция на тему «Установление и укрепление мира на Южном Кавказе». В работе этой конференции участвовал секретарь по политическим вопросам грузинской партии «Справедливость» Реваз Булья. А лидер этой партии не кто иной, как бывший глава спецслужб Грузии, российский ставленник, нашедший приют в Москве Игорь Гиоргадзе, который недавно пообещал совершить еще одну революцию в соседней стране. Р.Булья отметил, что в руководящих структурах представляемой им партии имеются и азербайджанцы. «Мы как оппозиционная партия проводим борьбу и против попрания прав азербайджанцев, проживающих в Грузии», — сказал он. И как следствие, движение «Путь Азербайджана» заключает соглашение о сотрудничестве с откровенно пророссийской грузинской партией. Кстати, и Э.Гулиев является членом движения «Путь Азербайджана». То есть Россия пытается скоординировать действия антиамериканских политических сил на постсоветском пространстве, в первую очередь на Южном Кавказе, который может стать плацдармом для интервенции против Ирана.
Тактика проста. Выиграть время, чтобы эти силы, то есть исламские антиамериканские ресурсы, настолько окрепли, чтобы даже без видимого вмешательства России правящие элиты этих стран даже при всем желании не смогли «плясать под дудку» США.

И, может быть, через 10–15 лет Россия настолько усилится, что ей удастся вернуть весь Южный Кавказ. А если нет, и США все же решатся на интервенцию в отношении Ирана, то Кремль собирается снять сливки от повышения цен на нефть и попытаться поставить Западную Европу в зависимое от России положение.
Примерно той же тактики придерживается и официальный Тегеран. Ему тоже необходимо выиграть время. Ведь «Большая восьмерка» буквально в течение двух-трех недель подготовила новые предложения по урегулированию конфликта, а официальному Тегерану необходимо почти три месяца, чтобы проанализировать и ответить на эту инициативу. Даже при этом официальный Тегеран утверждает, что мораторий на обогащение урана может быть результатом переговоров, которые начнутся после одобрения Ираном инициативы «Большой восьмерки», а не их предисловием. То есть, даже в случае одобрения этих предложений в принципе, Иран не собирается прекращать обогащение урана до завершения переговоров, которые еще не известно когда завершатся.
А китайцы сами не прочь «освоить» все эти просторы, в том числе и Россию. Поэтому они уж точно не заинтересованы в появлении американцев почти непосредственно у собственных границ.
Одним словом, дурят «брата американца». По крайней мере, пытаются.

ИНТЕРВЕНЦИЯ, СВОБОДА И РАЗВАЛ ИМПЕРИИ
Итак, по всему вышеизложенному видно, что США просто обязаны ускорить события. У них нет другого выбора. В данном случае время работает не на них.

Однако в этом случае необходимо определить возможных союзников. Сегодня США, кажется, склоняются к тому варианту, чтобы вернуть к власти в Иране сына последнего шаха и установить конституционную монархию. На первый взгляд, этот ход полностью отвечает интересам США. Сохраняется единство Ирана, притом, эта страна становится полностью демократичной и проамериканской. Однако не надо забывать историю. Подобную попытку демократизировать Иран при сохранении шаха в качестве объединяющей народ политической фигуры американцы предпринимали и в середине 70-х годов прошлого столетия. Чем это закончилось, общеизвестно. Зачем же наступать на одни и те же грабли?

Проблема заключается в том, что при любых модификациях Иран был и остается классической империей. Он имеет два государствообразующих национальных элемента — персов и азербайджанцев. И те, и другие считают себя достойными первенства в этом государстве. Однако ни у тех, ни у других никогда не хватит ресурсов, чтобы полностью «подмять» под себя противоположный элемент. Поэтому только при тоталитарном режиме, как бы он ни назывался, можно сохранить территориальную целостность Ирана.

Неслучайно, что в современной истории Ирана всякая борьба за демократию рано или поздно превращалась в борьбу двух этих государствообразующих национальных элементов за верховенство и, как следствие, приводила к установлению тоталитарного режима в стране.

Одним словом, при истинной демократии эти два государствообразующих элемента рано или поздно должны будут найти форму «развода» и создания собственных национальных государств.

Кстати, это полностью отвечает интересам США. Во-первых, создается пояс из трех родственных прозападных тюркских государств, которые, с одной стороны, полностью закрывают южный фланг России, а с другой, — создают буферную зону перед антиамерикански настроенным арабо-исламским миром.

Во-вторых, Иран полностью теряет свое влияние в исламском мире и больше не может выступать в качестве дестабилизирующего фактора в регионе.

В-третьих, будут сняты с повестки дня такие вопросы, как статус Каспия и обеспечение безопасности нефтяных месторождений и трубопроводной системы их транспортировки.

И, наконец, в мусульманском мире усилится влияние тюркского элемента. А будучи традиционно более светски настроенным, пояс из трех этих государств может стать связующим элементом между христианским и арабо-мусульманским миром, если, конечно, Запад на самом деле заинтересован в межрелигиозном мире и в установлении единого мирового порядка.

Кстати, некоторые на Западе, в том числе в США, пытаются разыграть курдскую карту в Иране. Однако надо помнить: Иран не Ирак. И азербайджанцы в Иране это не одно и то же, что иракские туркманы. Игнорировать их интересы, как было с иракскими туркманами, не удастся.
Далее, против использования курдской карты выступят все в мусульманском мире, в том числе арабские страны и Турция. Одним словом, в мусульманском мире усилятся антизападные и, прежде всего, антиамериканские настроения.

Наконец, США не должны забывать и о том, что большинство курдских организаций были созданы КГБ СССР, и практически все их лидеры, по сути, были советской агентурой, а это значит, что они и сейчас стоят на службе российских спецслужб. Одним словом, их сегодняшний «брак» с США временный и липовый.

Источник:"iamik"
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04341 sec