Иран, Израиль, Ближний и Средний Восток. 07.02.69, госдеп: по крайней мере, надо попытаться

18 мая 2006
В 1969 году в Белом доме приступила к работе администрация Ричарда Никсона. Госдепартамент США обращает внимание новых руководителей страны на серьёзность проблемы, которую составляет ядерная и ракетная программа Израиля.

Сайт IranAtom.Ru публикует перевод докладной записки на имя госсекретаря США, подготовленной Генри Оуэном, председателем совета политического планирования и помощником госсекретаря. На следующий день после подачи записки – 08 февраля 1969 года – Оуэн был уволен.


Кому: госсекретарю США
От кого: Генри Оуэн
Предмет: влияние на политику США программы Израиля по ядерному оружию

На межведомственном заседании групп по планированию, состоявшемся 07 января 1969 года, была выдвинута идея, которая, как мы считаем, заслуживает быть представленной Вашему вниманию после Вашего вступления в должность. Суть идеи излагается ниже.

1. Проблема

Разведданные свидетельствуют, что Израиль стремительно разрабатывает возможности по производству и развёртыванию ядерного оружия, а также систем его доставки (ракеты «земля-земля» или авиация).

Понимая все негативные последствия от раскрытия этих сведений, израильтяне могут работать над своими ядерными программами тайно, вплоть до того момента, когда они будут готовы к принятию решения о развёртывании или неразвёртывании ядерного оружия.

Новости об успехах Израиля могут продолжать просачиваться наружу, как это уже начало происходить. Это может продолжаться до тех пор, пока не станет общепризнанной точка зрения о том, что Израиль обладает ядерными возможностями – но без подтверждения или опровержения этого со стороны правительства Израиля. Вся история может также оборваться внезапно – или путём утечки информации, или через официальное израильское подтверждение. Возможно, что это будет сделано в качестве меры сдерживания против арабов.

Известность ядерных возможностей Израиля может привести к далеко идущим неблагоприятным последствиям, а именно:

a) другие государства с ядерным потенциалом с большей вероятностью могут склониться к варианту с созданием собственного ядерного оружия и, даже в том случае, если они не примут решения о немедленном обладании ядерного оружия, будут менее склонны к подписанию ДНЯО;

b) неудовлетворённость арабов будет возрастать, и, так как на США приходится немалая доля обвинений в связи с действиями Израиля, влиянию и присутствию США в арабских государствах будет нанесён очередной урон;

c) возрастающая напряжённость и введение ядерного элемента увеличит шансы войны между Израилем и арабскими государствами и ядерной конфронтации с участием США и СССР.

2. Предложения

a) Подход к Советам.
Советы отказываются обсуждать проблему поставок вооружений на Ближний Восток до тех пор, пока израильтяне не выведут войска с оккупированных территорий. Мы можем вернуться к данному вопросу и сделать следующее предложение – если Советы согласятся негласно ограничить поставки обычных вооружений в арабские государства, то у Соединённых Штатов будет больше возможностей склонить израильтян к отказу от продолжения ядерной программы и подписанию ДНЯО.

b) Подход к Израилю. Если Советы откликнутся положительно на наше предложение, то Соединённые Штаты могут предпринять следующие действия:

выразить израильтянам свою глубокую озабоченность в связи с их предполагаемой ядерной программой;

призвать их представить через подписание ДНЯО убедительное доказательство прекращения работ по ракетам класса «земля-земля» и ядерному оружию;

сообщить, что мы полагаем – Советы готовы участвовать в снижении угроз, исходящих от обычных вооружений;

отметить, что решение Израиля продолжать в этих обстоятельствах развивать свои ядерные возможности приведёт к коренному пересмотру американо-израильских отношений.

Одновременно с высказыванием перечисленных пунктов Израилю в частном порядке, Соединённые Штаты должны изыскать пути предания гласности своей озабоченности. Лишь в том случае, если Израиль осознает намерение правительства Соединённых Штатов перевести ядерный вопрос в политическую плоскость, он воспримет угрозу, связанную с недовольством США, должным образом.

3. Перспективы

a) СССР
. Очень мало шансов, что Советы откажутся от предлагаемого решения. Они должны рассматривать ядерную программу Израиля с определённой озабоченностью, хотя бы из-за того, что она потребует от СССР неприятного выбора в отношениях с арабами. Согласно подходу, описанному в (2a), от СССР не потребуется признавать факт своего партнёрства с США, так как совместные ограничения на поставки обычных вооружений будут на самом деле негласными, а также зависящими от успехов США в деле склонения Израиля к отказу от ядерной программы.

b) Израиль. При отсутствии мирного соглашения, шансы на изменение намерений израильтян невелики. Они будут, скорее всего, отрицать наличие у них ядерного интереса и ставить под сомнение добрую волю Советов, а также продолжат тайное развитие своей ядерной программы. В лучшем случае, темпы работ по их ядерной программе будут несколько замедлены. Однако и это представляется полезным.

Если мы вообще не сможем оказать никакого влияния на их намерения, то сам факт наших усилий продемонстрирует другим странам, что Соединённые Штаты искренне пытались остановить ядерную программу Израиля – а это само по себе станет хорошим результатом.

4. Рекомендации

Рекомендуем Вам уполномочить нас начать совместную с заинтересованными подразделениями госдепартамента, министерства обороны и ЦРУ разработку окончательных рекомендаций – «за» и «против» – для представления Вам в кратчайшие сроки.

Перевод сайта IranAtom.Ru

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04456 sec