Ирану нужно строить коалицию большинства в СУ МАГАТЭ

13 сентября 2005
Парвиз Эсмаели

Решение Ирана по расширению формата ядерных переговоров с вовлечением в них других членов Совета управляющих МАГАТЭ, равно как и некоторые иные события, могут сделать 19 сентября 2005 года ключевой датой для Ирана, МАГАТЭ и всего мирового сообщества, а также принести Исламской Республике крупнейшую стратегическую победу.

Позиция Ирана по расширению формата, недавние заявления Али Лариджани и его переговоры с Мохаммадом Эльбарадеем и представителями влиятельных государств, а также наметившийся сдвиг баланса сил в Совете управляющих позволяют ожидать наступления 19 сентября как действительно важной даты.

В ближайшие дни в ходе пребывания иранского президента в Нью-Йорке будет объявлена новая ядерная инициатива Махмуда Ахмадинежада. Может быть сформулирован логичный и опирающийся на закон механизм предоставления Ираном объективных гарантий мирной направленности своей ядерной программы. Через эффективные и всеобъемлющие переговоры с мировыми лидерами могут быть достигнуты компромиссные решения по политическим, правовым и техническим вопросам.

В указанную стратегию должны хорошо вписываться встречи Ахмадинежада с мировыми лидерами в Нью-Йорке. Наконец, иранская инициатива должна принести пользу не только самому Ирану, но и послужить примером для мирного технологического развития развивающихся и неприсоединившихся государств.

Тегеран может предположить, что результаты последних восьми раундов переговоров по ядерному досье в Совете управляющих, активные действия фракции Движения неприсоединения (ДН), участие в пятничных переговорах представителей Китая, вялая поддержка России и, наконец, знаки, поданные Индией и некоторыми другими странами, показывают – сессия, открывающаяся 19 сентября 2005 года, будет резко отличаться от всех предыдущих.

Те политические манёвры, которые Тегеран успеет предпринять в оставшееся время, станут очень важными. К официальному отказу от поддержки передачи досье в Совет Безопасности, который собираются озвучить ДН, Китай и Россия, могут присоединиться и некоторые другие страны. Формирующаяся коалиция может заявить о себе и путём представления Совету управляющих своего собственного проекта резолюции по Ирану.

Бразилия, Мексика, Аргентина и ряд других стран также могут стать союзниками Ирана в Совете управляющих. В таком случае, общее число сторонников ИРИ может достичь 18 (из 35). Если новая коалиция возьмёт на себя инициативу по подготовке проекта резолюции, не дожидаясь, пока это сделают Соединённые Штаты и Великобритания, то американцам и европейцам придётся перейти в оборону.

Властям Исламской Республики необходимо также подготовить, распространить и официально зарегистрировать в Секретариате свои возражения в связи с последним докладом Эльбарадея. Ирану следует чётко продекларировать – страна не собирается принимать во внимание политизированные части доклада Эльбарадея.

Даже беглый взгляд на доклад главы МАГАТЭ позволяет понять, что Ирану есть, что сказать в адрес Эльбарадея. В то время, как сотрудничество ИРИ с агентством укрепляется день ото дня, Мохаммад Эльбарадей уступает всё новым и новым требованиям США и Евросоюза. В своём официальном протесте Тегеран должен указать все имеющиеся в последнем докладе факты принижения уровня сотрудничества с Ираном и раздувания тех неясных моментов, что были объяснены ранее, равно как обман, повторение не относящихся к делу утверждений, бесстыдная ложь и намеренное затягивание времени, столь характерные для нынешнего главы МАГАТЭ.

К сожалению, в ходе предыдущих сессий определённые государства предпринимали попытки разрушить царящую между странами ДН гармонию. Многие члены Движения подвергались настоящему унижению со стороны авторов проектов резолюций. Фракции ДН необходимо сделать заявление, в котором следует предупредить о недопустимости повторения подобной практики в будущем. Движение может пойти на бойкот заседаний сессии Совета управляющих, если к нему не будут относиться с должным уважением. Не следует забывать, что в состав Совета входит 14 государств, участвующих в ДН (13 из них имеют право голоса в Совете).

От Исламской Республики требуется также переключить внимание Совета с конверсионного завода UCF в Исфахане на ядерный объект в Натанзе. Этому может способствовать подготовка официального письма в МАГАТЭ с предложениями агентству по наблюдением за процессом возобновления производства комплектующих для обогатительных центрифуг. Станет полезным, чтобы к наблюдению были бы привлечены такие страны, как Китай, Россия и Индия.

Наконец, иранской дипломатии нужно активнее использовать внешние факторы, такие как неспособность властей США справиться с последствиями урагана «Катрина», предвыборные кампании во Франции и Германии, противостояние Китая и Индии американским посягательствам на внешние связи этих стран, торговый дисбаланс в отношениях Китая с США и Европой и некоторые другие обстоятельства.

«Тегеран Таймс»

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04182 sec