Россия усилит базу ВВС в Киргизии

14 июля 2005
Совет Федерации 13 июля одобрил закон «О ратификации Соглашения между РФ и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизии», подписанный в сентябре 2003 г. в Москве.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, в соответствии с документом российская авиабаза будет обеспечивать защиту суверенитета и безопасности обоих государств совместно с киргизскими Вооруженными силами. Положения договора носят оборонительный характер и не направлены против других государств.

Как сообщил главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов, авиабаза уже практически существует, первый этап ее создания завершен. В будущем предполагается реконструировать ряд летных полей, а также увеличить количество авиатехники и довести личный состав до 600 человек.

Примечательно, что договор между Россией и Киргизией был ратифицирован спустя неделю после того, как Шанхайская организация сотрудничества приняла декларацию с требованием определения сроков временного использования военных баз странами «антитеррористической коалиции».

В переводе с дипломатического языка на русский это означает, что страны - члены ШОС не согласны с присутствием баз США в Манасе (Киргизия) и в Карши-Ханабаде (Узбекистан). После саммита посол Киргизии в РФ Апас Джумагулов прямо заявил, что военная база США в Манасе постепенно будет выведена, а российская, находящаяся в Канте, должна остаться. Ранее президент Узбекистана Ислам Каримов ввел ограничения на использование базы в Карши-Ханабаде авиацией США.

Приходится констатировать: для политиков стран Средней Азии, и прежде всего для элит Узбекистана и Киргизии, США больше не являются «стратегическими союзниками».

Но с чем связан такой внешнеполитический поворот Ташкента и Бишкека? С таким вопросом корреспондент KMnews обратился к заведующему отделом стран Центральной Азии Института стран СНГ Андрею Грозину.

По мнению эксперта, «в первую очередь это связано с тем, что Соединенные Штаты устами и госсекретаря, и президента дали четко и однозначно понять, что будут проводить курс на «демократизацию» центрально-азиатских политических режимов. Сама по себе такая постановка вопроса предполагает смену существующих политических режимов. Изначально приход американских военных в Узбекистан, Киргизию, в меньшей степени в Таджикистан, связывался местными политиками с совершенно другими ожиданиями, с совершенно другими представлениями. Местные элиты рассчитывали, что, допустив западных военных, тем самым можно будет получить гарантии неприкосновенности своих политических систем, а также заработать на этом. Однако заработать не получилось: выделенные суммы за аренду баз оказались на несколько порядков меньше ожидаемых.

Но самое главное - после крушения режима Аскара Акаева стало понятно, что США не будут делать ничего для сохранения сложившегося статус-кво, а может, даже подтолкнут ситуацию, если появится возможность сменить тех или иных лидеров и поставить более управляемые фигуры».

Факты:

5 июля в ходе 10-го саммита Шанхайской организации сотрудничества (страны - члены: Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) страны - участницы организации приняли декларацию, в которой предложили участникам антитеррористической операции в Афганистане определить сроки временного использования военных баз, расположенных на территории стран, входящих в ШОС. Кроме того, в ходе саммита статус стран - наблюдателей при ШОС был предоставлен Индии, Пакистану и Ирану.

KM.Ru

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04194 sec