Иранская удавка

04 марта 2005
Прочерченная Джорджем Бушем-младшим "ось зла", проходящая через Пхеньян, Тегеран и Дамаск, не только определяет главных противников США, над которыми нависла угроза американских военных акций. Эта линия как бы отсекает Россию от Китая и Индии.

Так Вашингтон пытается разобщить три великие державы, способные объединенными усилиями вместе противостоять гегемонистским устремлениям Соединенных Штатов.
Одновременно та же ось отрезает Индию и Китай от нефти. Между тем в этих бурно развивающихся странах уже сейчас ощущается нехватка энергетических ресурсов, без которых дальнейший рост их экономик невозможен.

По замыслам американских стратегов, нефтяные запасы Ближнего и Среднего Востока, которые объявлены зонами стратегических интересов США, станут рычагом воздействия на Дели и Пекин. Путем захвата Ирака, планируемой военной акции против Исламской Республики Иран, "патрулирования" Малаккского пролива Вашингтон хочет стать хозяином "нефтяного крана" и, вместе с тем, регулятором развития промышленности стран АТР.

УДАР ПО КОММУНИКАЦИЯМ

Однако в случае развязывания военных действий против Ирана сильно пострадают Европа и Украина. И не только они. На первый взгляд может показаться, что война США против ИРИ не скажется на России. К сожалению, это не так. Во-первых, "исключение" Ирана из мировой экономики путем агрессии сведет к нулю товарообмен между нашими странами, который составляет порядка 1,5 млрд. долл. в год. Примерно такой же объем торговли у ИРИ с Украиной, народное хозяйство которой тесно связано с российским.

Остановимся подробно еще на одном аспекте. ВНП России в течение последних пяти лет рос столь динамично, как ни в одной из стран Европы, а потребление иностранных продуктов в стране увеличивалось более чем на 10% ежегодно. На протяжении последних нескольких лет участие российских предприятий в глобальной экономике отражается в динамичном росте перевозок в РФ и из нее, сказал "ВПК" Детхольд Аден, председатель правления BLG Logistics group и председатель Центрального объединения немецких морских портов ZDS.

Сегодня 95% межконтинентальной торговли осуществляется по морю, с использованием контейнеров. Для контейнерных перевозок в Россию возможны несколько водных путей, в т. ч. через Балтийское море, Черное, Тихий океан и Персидский залив - Иран - Каспий. На всех трех маршрутах крупногабаритные грузы от соответствующего порта к месту назначения и обратно доставляются главным образом железнодорожными составами. На Черном и Балтийском морях только несколько портов в состоянии принимать крупнотоннажные морские суда.

К 2012 г., по расчетам BLG, объем годового российского трафика достигнет 12 млн. контейнеров, из которых балтийские порты смогут обслужить только 3,5 млн., черноморские - 1,5 млн., дальневосточные - максимум 1 млн. А что делать с остальными? Их предполагается пустить по новому пути, через Иран.

В основном, это будут грузы из Китая и Индии (а их доля в 2012 г. составит, по разным оценкам, от 33 до 66%). После выгрузки в портах Бандар Аббас и Имама Хомейни они пойдут по железной дороге до Каспия, затем на судах в Астрахань и далее по железной дороге к грузополучателям.

Иранский путь - самый короткий для индийских и китайских товаров. Сегодня же они плывут через Суэцкий канал в Средиземное море и затем в балтийские и черноморские порты. "Грузы можно перевозить и через Дальний Восток, но лимитирующим фактором выступает Транссибирская железная дорога, которая пропускает только 150 тыс. контейнеров в год", - говорит Аден.

"Иранцы подготовились к началу реализации транспортного проекта, - продолжает он, - развязывание войны станет настоящим бедствием". Россия не только не сможет получить все направляющиеся грузы, но и отправить собственные.

"Сегодня контейнерный поток, в основном, идет из Азии в Европу. Россия также импортирует больше, чем экспортирует. Но ситуация меняется. В течение нескольких лет Россия достигнет баланса между импортом и экспортом", - утверждает Детхольд Аден.

Открытие боевых действий мало отразится на американской экономике - между ИРИ и США практически нет торговых отношений. В случае же победы американцам достается огромный платежеспособный рынок: Иран занимает четвертое место в мире по разведанным объемам нефтяных месторождений.

А НА УМЕ ИНОЕ...

Сегодня претензии к ИРИ есть только у США. Никто из ближайших друзей Вашингтона, даже Лондон, не видит в Тегеране нарушителя мирового спокойствия. Реальных доказательств работ по созданию ОМП или наличия в Иране баз террористов нет, как не было их у Вашингтона перед вторжением в Ирак.

Поэтому неслучайно, что разговор между Вашингтоном и Тегераном напоминает диалог волка и ягненка из известного литературного произведения. Давайте реально посмотрим на вещи: выполнить все американские требования Иран сможет, только сменив нынешнее государственное устройство, перейдя от Исламской Республики к "демократии" американского образца.

О решении президента Путина развивать отношения с Ираном и в дальнейшем свидетельствуют заявления главы Российского государства, сделанные недавно на встрече с Хасаном Роухани, секретарем Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) ИРИ. Принимая его в Кремле накануне европейского турне Буша, Владимир Путин сказал, что мирный характер ядерной программы Ирана в Москве не вызывает сомнений.

США настаивают на прекращении создания атомной электростанции в Бушере. Это требование - "беспроигрышное" для Вашингтона. Станция практически готова (ввод в действие планируется уже в этом году), и отказ от завершения ее строительства лишит российские компании платежей заказчика за выполненные работы. Во-вторых, тот же шаг чреват сильным "внешним эффектом". России, и без того имеющей неважный имидж долгосрочного партнера (вспомним хотя бы замораживание сотрудничества с Ливией под давлением США), проект, аналогичный бушерскому, больше никто не закажет.

Для чего ИРИ нужны атомные электростанции? Во-первых, развивающаяся экономика страны требует все больше электроэнергии. Однако экологическая ситуация в Иране неблагополучная в связи с большими вредными выбросами тепловых установок и двигателей внутреннего сгорания. Так получилось, что десятилетиями иранцы приобретали "экологически грязные" силовые установки и автомобили, ориентируясь на низкие внутренние цены на мазут, керосин и бензин. Строительство ядерных станций рассматривается правительством Ирана как одна из важнейших программ по переходу на более "чистые" виды энергии.

Иранский рынок обладает высоким потенциалом. К сожалению, Россия медленно его "осваивала". Медлительность была часто вызвана окриками из Вашингтона. Президент Ельцин практически прекратил ВТС с ИРИ после того, как США ввели санкции против российских предприятий, поставляющих в Иран военную технику и обучающих иранских специалистов. А также "квоты" на пусковые услуги СП International Launch Services (ILS) по выводу в космос российскими ракетами "Протон" коммерческих спутников (тогда практически все они были американского производства). Россия отказалась от выгодных и подготовленных к реализации контрактов по поставке в Иран и лицензионной сборке там пассажирских авиалайнеров Ту-334 (всего сто машин, стоимость сделки - 1,2 млрд. долл.), истребителей МиГ-29 и другой аэрокосмической техники.

Когда Франция и Германия вместе с Россией выступили с осуждением американского вторжения в Ирак, в Вашингтоне выработали тактику поведения, которая вкратце формулировалась бушевскими стратегами следующим образом: "Простить русских, игнорировать немцев и наказать французов". Какое-то время Буш так и действовал, пока не осознал несостоятельность выбранной тактики.

Если кто кого и проигнорировал, так это немцы и французы американцев, когда, вопреки позиции Вашингтона, европейцы резко активизировали торговлю с Ираном, доведя ее до 15 млрд. долл. в год.

Товарооборот был бы еще больше, если бы "Эрбас" решился переступить нарисованную Белым домом "черту", разрешающую экспорт в Иран только таких гражданских самолетов и вертолетов, доля американских частей в которых не превышает 10% (в противном случае против нарушителей вводятся санкции). В результате сделка по поставке иранским авиакомпаниям 30 новых лайнеров общей стоимостью порядка 1,5 млрд. долл. не состоялась.

Иранский авиарынок сравним по объемам с российским: в 2004 г. аэропорты ИРИ обслужили 27,7 млн. человек, а РФ - 34 млн. В 2004 г. "Аэрофлот" перевез 6,9 млн. пассажиров, Iran Air - 6,6 млн. Как сказал "ВПК" Али Башири, старший директор Iran Air по связям с общественностью, только этой авиакомпании требуется 50 самолетов с общим количеством мест 6 тыс. на замену давно летающих "на честном слове" старых "Боингах" и "Эрбасах", закупленных при шахе.

Правда, частично авиационную проблему решить удалось: иранцам продали несколько десятков подержанных региональных самолетов Fokker 50/100 и новых ATR-72 голландской и французской сборки. В ходе поиска более крупных авиалайнеров Тегеран был вынужден вновь обратиться к России. Напомним, что в 1990-х гг. иранские авиакомпании приобрели или взяли в лизинг в РФ свыше 50 авиалайнеров, в том числе 30 Ту-154М, из которых половина продолжает работу в ИРИ.

Однако московские чиновники заняли выжидательную позицию. В их кабинетах "завис" вопрос о передаче Тегерану российских технологий авиастроения в рамках выпуска по лицензии в Иране авиалайнеров "Туполев" семейства Ту-204. При том, что гражданский сектор российской авиапромышленности "больше мертв, чем жив": в год выдает 10-12 новых авиалайнеров, а для минимального "расширенного производства" требуется как минимум 30-40.

Не дождавшись ответа по лицензионному производству, Иран принял решение закупить пять Ту-204-100. Сейчас проговариваются детали финансовой стороны сделки. Но Тегерану не предлагают столь же выгодных условий, как Кубе. Строительство двух Ил-96-300 для авиакомпании Cubana ведется на средства льготного кредита правительства РФ.

С Ирана же требуют полной единовременной оплаты. Это, мягко говоря, странно. Подобное редко встречается в практике поставочных соглашений пассажирской авиатехники. Иногда создается впечатление, что "срывы" реализации авиационных программ с Ираном вызваны прежде всего коррумпированностью некоторых чиновников.

Несколько лучше идут дела в космосе. Важнейшим шагом по расширению взаимовыгодного сотрудничества в высокотехнологичной области стало подписание в прошлом месяце контракта на создание, строительство и вывод на орбиту спутника связи типа "Экспресс-1000", который получил название Zohreh ("Венера"). Он предназначен для телевизионного вещания.

Здесь вызов Вашингтону бросила и Франция: фирма Alcatel Space поставляет целевое оборудование для спутника разработки красноярского НПО ПМ. Таким образом, Zohreh будет первым спутником, который Франция и Россия создают совместно для третьей страны. На очереди новые проекты для Ирана, Китая и других государств, сказал "ВПК" Аделен Бэжэ, руководитель проекта "Экспресс" с французской стороны.

Совместный выход на рынок коммуникационных спутников фирм России и Франции - это не только игнорирование американских требований по недопущению "стран-изгоев" к высоким космическим и ядерным технологиям. НПО ПМ и Alcatel Space намерены окончательно разрушить былую американскую монополию на коммерческие спутники связи.

РИСКОВАННЫЙ РЕВАНШ

Военное поражение Тегерана - желанная цель вашингтонских "ястребов", американские политики и военные иначе не смогут "простить" персам скандального провала авантюры 1979 г. Тогда спецназ и морские пехотинцы США, понеся большие потери, не смогли освободить своих дипломатов, удерживаемых в качестве заложников в здании посольства Соединенных Штатов. Эта громкая неудача и национализация собственности американских компаний в Иране до сих пор терзают Белый дом, подпитывая ненависть к Исламской Республике.

Однако оккупация Ирана чревата новым Вьетнамом. Даже с привлечением межнациональных сил американским военным не удается контролировать Ирак и большую часть Афганистана. А если к этим "горячим точкам" присоединится еще и 70-миллионный Иран с его обширной территорией, то положение ВС США в регионе и вовсе будет незавидным.

Поэтому представляется, что американцы, скорее всего, изберут "югославский" вариант. А он предполагает несколько направлений воздействия. Первое - попытка расчленения страны по национальному (кроме персов в Иране проживают курды, азербайджанцы, армяне и другие народы, иракские и афганские беженцы) и религиозному (шииты, сунниты) признакам.

Второе - высокоточные удары по правительственным объектам, узлам связи, средствам радио- и телевизионного вещания и т. п., чтобы нарушить систему управления страной. Третье - атака на военные и экономические объекты, в том числе на транспортную инфраструктуру.

Цель - разрушить экономику и снизить военный потенциал страны. А затем можно приступать и к заключительному этапу - либо прямой военной интервенции, либо, действуя через оппозицию, привести к власти марионеточный режим.

Стоит заметить, что второе направление в практическом плане решает многие "внешние" задачи. Начало бомбардировок иранских объектов неизбежно вызовет эвакуацию иностранных граждан и фактическое прекращение торговли ИРИ с Европой, Россией, Украиной, Китаем и Индией. Затяжной характер воздушной кампании выгоден только Вашингтону.

Иран, ввиду отсутствия у него ракет и бомбардировщиков, обладающих большой дальностью полета, не сможет нанести ответных ударов по американским авианосным соединениям и базам стратегической авиации США, расположенным за сотни и тысячи миль от границ ИРИ.

Слабое место в американской обороне - Ирак и Афганистан. Если иранцы решатся поспособствовать резкой активизации партизанской войны на их территории, а удары по частям и объектам ВС США здесь участятся и усилятся, Белому дому надо ожидать нарастающую волну протестных настроений в собственной стране.

Но, подчеркнем еще раз, при любом сценарии возникновения и протекания конфликта, среди проигравших окажутся Россия, Украина, Европа, Индия и Китай.

Источник:"vpk-news",04.03.05
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04047 sec