Иранизация украинских самолетов

14 февраля 2005
A A A


В ходе выставки Iran Airshow 2005, прошедшей в прошлом месяце на о. Киш, с журналистами встретился Аббас Фаллах, генеральный директор HESA (сокращение на фарси для Iran Aircraft Manufacturing Company) - крупнейшей фирмы-производителя авиатехники в Иране. Он ответил на вопросы корреспондента "ВПК". - Господин Фаллах, расскажите, пожалуйста, о состоянии проекта Iran-140. - В ходе многолетней совместной работы (контракт по лицензионному производству в Иране 52-местного самолета региональных линий Ан-140 был подписан в 1995 году) мы установили тесное взаимодействие с украинскими и российскими предприятиями. Один из результатов этого взаимодействия - поставка двух самолетов Ан-140 иранской сборки (Iran-140) в авиакомпанию "Сафиран" (Safiran). В настоящее время оба самолета выполняют регулярные пассажирские рейсы по расписанию между Тегераном и Горганом. Этот маршрут не из простых. Каждый раз самолеты пролетают над вершинами горного хребта Эльбурс, высшая точка которого - гора Демавенд (5671 м). До сего момента Ан-140 успешно эксплуатировались на данном маршруте. Один из самолетов "Сафирана" принял участие в выставке Iran Airshow 2005. Сейчас на HESA проходит заводские испытания третья машина, которую в течение месяца планируется поставить заказчику. В целом график поставок предполагает, что до конца текущего иранского года (20 марта) мы поставим еще один Ан-140. В следующем году (тоже иранском - с 21 марта 2005 года по 20 марта 2006 года) будет собрано четыре самолета, а затем - еще восемь. На третий год (1386 по иранскому календарю) у нас запланирован выход на полную мощность - 12 самолетов в год. Тесные связи, установленные с украинскими и российскими партнерами, дают уверенность в том, что нам удастся обеспечить высокое качество сервиса для пользователей нашей продукции. - Как могут повлиять прошедшие на Украине президентские выборы на будущее проекта? - Проект Iran-140 - символ дружбы и сотрудничества между Ираном и Украиной. Наше сотрудничество в авиационной сфере идет с соблюдением всех международных правил, что экономически выгодно для обеих сторон. У любого правительства, которое будет управлять Украиной, нет иного выбора, кроме поддержки сотрудничества между предприятиями наших стран. По одной причине - потому что оно взаимовыгодное. Успешное развитие нашего сотрудничества дает все основания надеяться, что часть международного рынка региональных самолетов будет принадлежать нашему общему продукту - самолетам типа Ан-140. Исламская Республика Иран (ИРИ) занимает обширную территорию. В различных ее провинциях построены и действуют аэропорты разного класса. И у нас есть хорошая перспектива реализовать достаточно большое количество самолетов на внутреннем рынке. А учитывая положение Ирана и особые отношения, сложившиеся между ИРИ и некоторыми другими государствами в этом регионе и за его пределами, можно надеяться, что наши самолеты найдут покупателей за рубежом. Таким образом, авиационная промышленность Украины получает возможность активизировать свою деятельность и присутствие как в Иране, так и, через Иран, в других государствах мира. Отношения Украины и Ирана имеют глубокие исторические корни. Желание у народов двух стран одно - расширять взаимовыгодное сотрудничество, переводить его на долгосрочную основу. После выборов на Украине мы провели консультации с представителями политических кругов и промышленности страны, и у нас появилась уверенность, что будущее украинское правительство обязательно поддержит этот проект, продолжит курс на углубление сотрудничества между нашими странами. - Какие авиакомпании готовы взять Ан-140? - Кроме "Сафирана", к самолету проявляют интерес и другие иранские авиаперевозчики. Состоялись переговоры с представителями авиакомпании "Саха" (Saha Air). Ранее у нас был подписан контракт с "Асеман" (Iran Aseman) на 20 Ан-140. Но с его реализацией эта авиакомпания заняла выжидательную позицию. Недавно она закупила несколько самолетов типа ATR-72 и Fokker-100, до известной степени решив проблему нехватки воздушных судов. В целом, однако, в Иране остается большая потребность в самолетах типа Ан-140. Страна имеет большие территорию (есть внутренние линии протяженностью свыше 2000 км) и численность населения (70 млн.). Маркетинговые исследования показали, что иранским авиакомпаниям необходимо более 80 таких воздушных судов. Они станут частью транспортной системы типа "hub'n'spoke". Крупные авиаузлы располагаются в Тегеране, Исфахане, Ширазе, Ахвазе и Мешхеде. В пределах 300-500 км от них строятся менее крупные аэропорты. Задача Ан-140 - доставлять пассажиров в авиаузлы, откуда они смогут продолжить свое путешествие - как по стране, так и за рубеж - на борту больших реактивных авиалайнеров. Система "hub'n'spoke" уже работает, но парк воздушных судов наших авиакомпаний нуждается в пополнении и обновлении. Кроме того, самолеты данной размерности необходимы и другим государствам - Афганистану, Судану, Ливии, Сирии, а также странам Персидского Залива и Северной Корее. А это большой рынок для Ан-140. С рядом стран мы уже провели переговоры и получили первые контракты, в том числе от Судана. - Почему выход на проектную мощность линии Iran-140 осуществляется столь медленно? - Могу назвать две причины. К сожалению, инвестиции, которые направлялись на реализацию этого проекта, поступали с задержками. Это обстоятельство привело к тому, что мы несколько запоздали с закупкой части производственного оборудования, а также с размещением заказов на покупные комплектующие изделия. Я уже говорил, что у нас сложилось очень плодотворное и тесное сотрудничество с украинскими партнерами, однако надо принять во внимание, что оно было для нас новым. Ведь в прошлом мы сотрудничали только с предприятиями стран Запада. Потребовалось некоторое время, чтобы найти общий язык между предприятиями и их службами. Так, проблемными были отношения с поставщиками комплектующих изделий для наших самолетов. К настоящему времени большая часть имевших место трудностей ликвидирована. Созданы благоприятные условия для взаимодействия между потребителями и поставщиками комплектующих изделий (а их немало: на Ан-140 поставляют свои изделия 300 фирм Украины, 300 - России и еще 50 - третьих стран). Сейчас, повторюсь, у нас хорошее взаимопонимание и взаимодействие с партнерами на Украине, и это придает уверенность, что в ближайшем будущем мы выйдем на проектные цифры по программе Iran-140. - На стенде HESA представлены новые варианты исполнения самолета: морской патрульный Iran-140MP и рамповый военно-транспортный Iran-140T. В каком состоянии находятся работы по ним? - Морской патрульный самолет - это одно из возможных исполнений базовой машины. В числе других мы рассматриваем его в перспективе развития проекта. Нам еще предстоит построить такой самолет. Возможно, что один из пассажирских самолетов послужит в качестве демонстратора Iran-140MP. Иранские структуры разместили заказы на морской патрульный самолет. Еще один вариант исполнения базовой машины - рамповый. Пока я не могу назвать точных сроков создания этих перспективных вариантов. - Индия и Малайзия выразили желание приобрести морские патрульные самолеты. Будет ли им предложен Iran-140MP? - Мы пока не обсуждали такой возможности с данными странами. - Если поступит соответствующее обращение, готовы ли вы предложить ваш самолет? Могут ли в таком случае возникнуть затруднения по линии правительства ИРИ? - Да, мы готовы ответить на подобные обращения. Я не вижу причин для возникновения каких-либо затруднений. - Есть ли у вас виды на Ан-148? - Да. Мы надеялись, что первый летный прототип Ан-148 примет участие в Iran Airshow 2005. Однако, по мнению АНТК "Антонов", самолет еще не готов к визиту в Иран. На день открытия выставки Ан-148 совершил всего восемь полетов в рамках программы летных испытаний. Мы находимся в контакте с иранскими авиакомпаниями, и, если они выразят желание взять такой самолет, можем принять участие в его производстве. Мы оговаривали это с руководителями АНТК "Антонов" и получили их согласие. Так что решение о нашем участии в проекте Ан-148 будет зависеть от позиции авиакомпаний. - Какая перспектива в Иране у Ан-72/74? - Пока мы не знаем, будут ли продолжены закупки этих самолетов для эксплуатирующих организаций Ирана. Как известно, Иран закупил партию Ан-74 (12 единиц). А самолетов типа Ан-72 в ИРИ нет. - Есть ли планы по ремонту в Иране самолетов "Антонова"? - И не только планы. Уже освоен ремонт Ан-74. Мы также проводим работы по ремонту Ан-140 на основной площадке фирмы в Исфахане. Еще две базы (расположенные в Тегеране и Горгане) используем для выполнения линейного обслуживания этих самолетов. То есть у HESA есть три площадки для такого рода деятельности. Ан-140 - современный тип воздушного судна. В отличие от самолетов и вертолетов прошлых поколений, он эксплуатируется без капитального ремонта. Работает другая система: обслуживание по состоянию. Она предусматривает регулярные проверки, в том числе А-/B-/C-check. Смысл ее в том, что необходимые ремонтные работы на самолете, конечно, проводятся, но система проверок построена таким образом, что "проблемы" в эксплуатации не накапливаются, их выявляют и устраняют по мере возникновения. Так что необходимость капитального ремонта отпадает. Что касается уже освоенных нами работ на Ан-140, то мы уже проводим линейное обслуживание и уже выполняли A-check и B-check. Наша база в Исфахане оборудована всем необходимым и для проведения С-check, но пока в такого рода работах не было необходимости. - Будете ли вы участвовать в проекте Ту-204? - Да. В недавнем прошлом много времени ушло на обсуждение проекта Ту-334. Был даже составлен большой контракт в 1,2 млрд. долларов на 100 самолетов. Однако по ряду причин сделка не состоялась. А недавно Министерство транспорта ИРИ приняло решение по закупке пяти Ту-204. Я пока не знаю, ограничится ли дело простой покупкой или получит некое развитие. Если Ту-204 придут в Иран и будут успешно здесь эксплуатироваться, то продолжение последует. По крайней мере, Иран наверняка захочет иметь центр по ремонту и обслуживанию этих самолетов на своей территории. Следующий шаг - производство. - Кто будет эксплуатировать Ту-204 и кто займется их обслуживанием? - Наверное, самолеты уйдут в авиакомпанию Iran Air (вероятно, в ее дочернее предприятие Iran Air Tours. - Прим. авт.). Обслуживанием будет заниматься не HESA, а другая крупная иранская компания - SAHA (сокращение на фарси от Iran Air Craft Industries). Она традиционно занимается вопросами обслуживания и ремонта авиационной техники. Ее основная база расположена в тегеранском аэропорту "Мехрабад". Там не только ремонтируют самолеты, но и проводят капитальный ремонт авиалайнеров типа "Боинг" 707 и 747, "Эрбас" А300 и А310, а также истребителей ВВС Ирана типа F-4 "Фантом", F-5 "Тайгер II", F-14 "Томкэт", других военных самолетов и вертолетов. Владимир КАРНОЗОВ Остров Киш - Москв ВПК.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.