Станислав Белковский: СНГ может официально распасться через 5 лет

14 февраля 2005


Станислав Белковский считает, что распад СНГ – дело скорое. Он предсказывает Содружеству независимых государств от 1 до 7 лет жизни, если Россия не изменит свою политику на постсоветском пространстве. За последние 13 лет бездеятельности, по словам политолога, наша страна успела растерять свое влияние на постсоветском пространстве. Если его в ближайшее время не восстановить, предложив каждому из наших соседей альтернативные и интересные им геополитические проекты развития, зона влияния в этих регионах может полярно поменяться. Азиатская часть СНГ, как считает Белковский, может отойти под влияние Китая или Казахстана, Украина будет тяготеть к Польше и Европе в целом, а Молдова – присоединится к Румынии. На своей пресс-конференции в РИА "Новости", где присутствовала и корреспондент ПСДП.ру, политолог ответил на вопросы журналистов по поводу взаимоотношений России со странами СНГ.

СНГ может официально распасться через 5 лет

- Какова, по-вашему, судьба такого объединения, как СНГ? Нет ли тенденции смещения в нем центра влияния? В каком случае его можно будет сохранить как действующую политическую структуру?

- На смену членам Политбюро ЦК КПСС, превратившихся в безраздельных хозяев своих стран, приходит новое поколение лидеров. В этом плане события на Украине и в Грузии имели знаковый характер, потому что эти лидеры уже ни психологически, ни исторически не связаны с властным пулом конца 80-х годов и не нуждаются в легитимации через механизм СНГ, поскольку их признает мировой гегемон США напрямую, этого вполне достаточно. Украина не станет альтернативным центром СНГ. Сейчас в этой стране есть два проекта: колониальный (превращение Украины любой ценой в провинцию Европы, присоединение к Евросоюзу поможет мобилизовать нацию на эту труднодостижимую цель и тем самым отвлечь от внутренних проблем). Другой проект – проект полноформатной независимости как от России, так и от ЕС, и формирование новой единой политической национальной концепции "альтернативной Руси". В ближайшее время эти концепции будут бороться между собой, и площадкой этой борьбы станут парламентские выборы 2006 года. Сторонники второй концепции развития страны могут опасаться потери суверенитета Украины в случае ее форсированного вступления в Евросоюз.

О смещении центра влияния в пространстве СНГ из Москвы речи не идет, речь идет о фактическом распаде этой структуры. Отдельные страны будут выходить из московской орбиты и ориентироваться на другие центры влияния. Азиатская часть СНГ будет ориентироваться на Китай или в локальном смысле слова на Казахстан, если последнему удастся реализовать свои геополитические амбиции регионального уровня. Молдавия неизбежно будет в Румынии. Белоруссия будет либо небольшим автократическим националистическим государством, если Александр Лукашенко останется у власти, либо придатком Украины и Польши, если он у власти не удержится. Россия при этом может остаться одинокой в отсутствие у нее самой национального проекта. Ситуация с перекрытием газа в Белоруссии в минувшем году, когда многие стратегические вопросы были поставлены под удар только из-за того, что Белоруссия в лице Лукашенко не пошла на теневые условия приватизации Белтрансгаза, доказали, что Кремль не станет просчитывать ситуации даже на два шага вперед даже в широком геополитическом контексте.

Распад СНГ можно будет считать реальность через год-другой, а формальный распад произойдет через 5-7 лет. Изменить эту ситуацию можно лишь в том случае, если Россия предложит новую доктрину СНГ как буфера и альтернативы набирающему силу Китаю. Для США как мирового гегемона эта идея очень интересна, несмотря на готовность и заинтересованность США контролировать СНГ напрямую. США оставляют за собой право быть источником легитимации постсоветских режимов, не делегируя его никому, даже России, такой антикитайский буфер штатам нужен. С учетом нарастания количества и качества региональных конфликтов, в которые США вовлекается, например. предстоящая война в Иране, которая дестабилизирует весь регион. Но эта концепция не может быть не предложена, ни реализована без смены политических элит России, поскольку сегодняшняя политическая элита к осмыслению и реализации подобных доктрин просто не готова.

Прогноз перспектив революционных ситуаций в пространстве СНГ

- Как объяснить приезд Смирнова в Москву, если Россия теряет влияние в Приднестровье? С чем, кроме годовщины МГУ, связан этот визит?

- Он приезжал к чиновникам не самого высокого уровня, с которыми он, в силу инерционности своего мышления, связывает надежду на решение своих проблем. Приднестровская власть очень жестко вписала себя в политический проект под названием "Виктор Янукович". С ним были достигнуты жесткие политические и экономические договоренности по транзиту приднестровских товаров через украинскую границу, через порт Одесса и Ильичевск. 92% процентов избирателей Приднестровья проголосовали за Януковича, даже когда его поражение в третьем туре уже было очевидно. Чтобы выйти из этой ситуации, приднестровские власти не имеют системы коммуникации с новыми властями Украины, поэтому пытаются решить этот вопрос через Россию. Но пока это не удалось.

Думаю, что в ближайшее время Смирнов и его соратники большее количество времени будут проводить в Киеве, чем в Москве.

- Ваше мнение о первых шагах нового правительства Юлии Тимошенко? В какой мере они адекватны и логичны?

- В сформированном правительстве наряду с предсказуемыми фигурами есть просто удивительные. Но такова логика постреволюционного процесса. Состав правительства Тимошенко на протяжение года поменяется ни раз и не два, многие политические фигуры отпадут и будут заменены фигурами профессиональными. А на сегодняшний момент это правительство не является командой единомышленников. Дальше предстоит легитимация приватизации. По моей информации уже подготовлен список из 1000 предприятий для ревизии, после которой они должны будут либо расстаться со своей собственностью либо доплатить за ту бесплатную приватизацию, которая была проведена в начале 90-х годов. Этот шаг будет поддержан широким большинством народа. Если это программа будет реализована хотя бы на 40%, то это очень укрепит позиции правительства Тимошенко, но если проект будет провален, политика этого правительства может быть дискредитирована.

- Как будет дальше продвигаться волна бархатных революций по пространству СНГ?

- Я не отношусь к тем, кто считает бархатные революции порождением Соединенных Штатов. США препятствовали развитию событий в Киеве дальше определенного предела, например, 23 ноября они фактически заблокировали штурм администрации президента сторонниками Ющенко, а 30 ноября – штурм кабинета министров, хотя и в том, и в другом случае риски были минимальны. Для США было важно, чтобы легитимность новой власти определялась авторитетом международного посредничества при активном участии США, а не революцией. И они этого добились.

Сегодня все хвалят Ющенко, который добился решения ситуации юридическим путем, а не повел народ на штурм, но если бы народ уже не шел на штурм, никто не взялся бы решать вопрос юридически.

Революции происходят в силу внутренних причин, главнейшими из которых являются интеллектуальная и моральная деградация правящей элиты, и кризис национального проектирования. В Грузии и в Украине эти факторы достигли максимума.
В Киргизии и в Казахстане такие предпосылки существуют, причем в Киргизии значительно больше, чем в Казахстане. Но США не будут инициировать там революций, если процесс эрозии власти не начнется изнутри и не будет полной уверенности в успехе такой революции. Поэтому я не ожидаю обвального процесса революционизации постсоветского пространства.

- Какова предвыборная ситуация в Молдове и какова вероятность повторения там киевского сценария?

- Лидер коммунистов нынешний президент Молдовы Владимир Воронин пытается перехватить инициативу и стать революционером сам. В Молдове два вышеприведенных фактора присутствуют в полной мере. Но, в отличие от Украины или Грузии там не сформирован политический субъект, который мог бы воспользоваться ситуацией для взятия власти. И этот субъект не созреет к грядущим выборам. Поэтому я считаю, что у молдавской оппозиции не хватит ресурсов для повторения украинского или грузинского сценария. Хотя партия коммунистов едва ли получит абсолютное большинство в парламенте, и скорее будет реализована коалиционная модель власти. Параллельно Воронин, естественно, сделает все возможное, чтобы заручиться поддержкой США и Евросоюза и легитимировать себя на Западе, а не в качестве друга России, каковым он приходил к власти 4 года назад.

Об отношениях России с Украиной и странами Балтии

- Реален ли переезд Березовского в Киев? Какой вред это может принести российско-украинским отношениям?

- Думаю, что Борис Абрамович очень хочет приехать на Украину по множеству причин: от личных до политических. Думаю, что рано или поздно он туда приедет. Официальная позиция Украины по этому вопросу озвучена Романом Зваричем, новым министром юстиции Украины. Он сказал, что Женевская конвенция о правах беженцев имеет приоритет перед двусторонними обязательствами Украины. Поэтому Украина России Березовского не выдаст. Новая украинская власть имеет разнообразные обязательства перед Березовским, но прекрасно понимает, что его визит вызовет ярость Кремля, поэтому захочет отсрочить этот визит. Скорее всего, она будет плести тонкие интриги, чтобы он приехал как можно позже и задержался в Киеве как можно меньше. Думаю, что в ближайший месяц-полтора он появится в Киеве на пару дней, но жить на Украине он не будет, потому что это приведет к обострению его отношений уже с Ющенко.

- Как будут складываться российско-украинские отношения после выборов?

- Россия является проигравшей стороной на украинских выборах и из этого нужно исходить. Думать, что новая власть будет подползать на коленях и просить прощения за свою победу - преступная наивность. Отношения России и Украины будут ухудшаться до тех пор, пока Россия не предложит Украине геополитический проект, который был бы Украине очень интересен. Но в ближайший год этого не произойдет, потому что в России нет политического субъекта, способного такой проект предложить. А значит, в ближайший год, дистанция будет все нарастать. Но через 5-10 лет будет очевидно, что евроинтеграция откладывается, а экономический ущерб от нее может быть очень велик и превзойдет любые блага от этого процесса, она снова может повернуться к России. Но дружба и любовь не возникнут сами собой.

- Есть ли способы нормализовать отношения России и стран Балтии? Прокомментируйте, пожалуйста, заявления президентов Литвы и Латвии, что они могут не приехать на празднование 60-летия победы над фашизмом в Москву.

- Надо дать возможность лидерам стран Балтии не приехать на 60-летие Победы, чтобы пожать плоды беззубой и бессильной политики России, которую она проводила последние годы по отношению к странам Балтии. Россия ничего реально не сделала для поддержки русского языка и русских движений, не ударила палец об палец. Никаких усилий по тому, чтобы повлиять на результат выборов в Прибалтике в нужную для России сторону тоже не было. Например, так было на выборах президента Литвы, хотя удачное для России развитие событий на этих выборах могло бы решить проблему калининградского транзита.

Президенты стран Балтии пришли к власти на антирусской волне в конце 80-х годов. Они позволяют себе подобные заявления, чтобы мобилизовать свой электорат. Во многом элиты Латвии и Литвы дискредитированы, и для того, чтобы поменять контекст обсуждения и провести идеологическую мобилизацию своих сторонников, им нужно нагнетать представления о российской угрозе. Москва сама поставила себя в такое положение, когда позволяет делать против себя хамские выпады.

Если же лидеры стран Балтии не хотят приезжать на празднование юбилея Победы над фашизмом, пусть не приезжают. Все-таки 60-летие Победы это не только российский, а международный праздник. И если Прибалтика захочет игнорировать этот праздник, то она рискуют поссориться с США и Евросоюзом, которых ныне боготворят.

- На 21 февраля намечен 1-ый рабочий визит министра иностранных дел России Лаврова в Украину. Как вы думаете, какие вопросы будут обсуждаться в первую очередь?

- Это будет 3 вопроса. Проблема Единого экономического пространства. Москва ждет от Киева формальной декларации приверженности концепции ЕЭП. Но за этими формальными заверениями, которые, скорее всего, Лавров получит, не будет ничего стоять фактически. Во-вторых, очень остро стоит проблема газа и газового транзита. Для Владимира Путина очень важно сохранение нынешнего руководства концерна "Госторггаз" Украины. Также будет актуальна приднестровская проблема.

- Какова перспектива Единого экономического пространства?

- Она еще менее радостна, чем перспектива СНГ, потому что пока никто не знает, что такое ЕЭП, кроме как что это некая бюрократическая декларация. Главным врагом ЕЭП является Александр Лукашенко, для которого от ЕЭП минусов больше, чем плюсов. Думаю, что Белоруссия торпедирует этот проект вне зависимости от позиции Украины.

- Озвучьте, пожалуйста, повестку дня предстоящего российско-американского саммита в Братиславе?

- Из неформальных вопросов важнейшим будет иранский. США будут консультироваться по поводу сроков и формата военной операции в Иране, учитывая, что Россия по-прежнему связана с Ираном коммерческими узами сотрудничества.

ПСДП.ru
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04195 sec