Первый год правления Ильхама Алиева

23 августа 2004


Начиная с августа прошлого года Ильхам Алиев фактически встал у руля страны. Думается, это достаточный срок для того, чтобы сделать некоторые умозаключения о стиле его правления.

Решения, которые принял глава государства за этот период, четко указывают на основные векторы его политики, на экономические взгляды.
Первое, что сразу стало ясно сразу после выборов - при необходимости президент готов принимать достаточно жесткие и радикальные, но необходимые решения, удивляя своих оппонентов, считавших, что на подобное он не способен. Результатом этих расчетов и стали события 15 и 16 октября. Это было испытание нового президента на прочность, и он прошел его вместе с ближайшими соратниками. А в это время многие представители истеблишмента заняли выжидательную позицию, затаили дыхание. До 18 октября многие из властной команды не выступали в защиту нового президента, даже те, кто на самом деле хотел его победы.

Второй важный момент в стиле правления Ильхама Алиева - политический ЛИБЕРАЛИЗМ. В качестве главного аргумента можно привести неожиданное освобождение известных политзаключенных, таких, как Искендер Гамидов, Сурет Гусейнов и др. В результате мы стали свидетелями сочетания жесткости в процессе решения проблем на улице и либерального подхода при решении политических вопросов "за столом". Может быть, тем самым глава государства хотел сказать, что готов к сотрудничеству, но не приемлет давления. И тем самым подтвердил свой предвыборный призыв к диалогу. Да и к тому же Ильхам Алиев является президентом всех азербайджанцев. В результате этой либеральной политики в местах заключения не осталось ни одного опоновца, постепенно сошел на нет и вопрос политзаключенных. Этот момент можно отметить как начало развития либеральной линии во внутренней политике президента. Как видно, общество адекватно реагирует на происходящее. Например, в последний раз освобожденные опоновцы удачно решили свои проблемы с министром внутренных дел не с помощью давления, а путем переговоров.

Третий момент, это СОЦИАЛЬНАЯ направленность, четко прослеживающаяся в указах Ильхама Алиева. Эта сфера становится приоритетом главы государства. Символично было то, что президент урезал себе зарплату.

Еще один немаловажный фактор и яркий символ либерализации и открытости власти проявляется во время проезда президентского кортежа: дороги уже не перекрывают. Тем самым он пытается сократить расстояние между собой и рядовым гражданином. Иными словами он отдает предпочтение западным стандартам стиля поведения глав государств. Во всех указах, связанных с социально-экономическим развитием страны, тезис о социальной защите населения проходит красной нитью. А в документе, подписанном в ноябре прошлого года, особо упоминается Европейская социальная хартия, применение норм, предусмотренных в ней. Его подход к экономике через призму открытия новых рабочих мест также говорит о социальной направленности всей политики. Например, главным индикатором экономического развития можно назвать рост ВВП. Однако чтобы подчеркнуть социальную сторону своей деятельности, Ильхам Алиев выбрал показателем экономического развития именно создание новых рабочих мест. Это более конкретно и близко для понимания людей. Простым гражданам Азербайджана таким образом легче судить об экономике и действиях президента. Склонность к ЗАЩИТЕ СЛАБЫХ и социально направленные шаги президента наблюдалась в снижении цен на воду, потребляемую населением, в переводе поликлиник на бесплатную систему, обеспечении вынужденных переселенцев квартирами, а учеников - бесплатными книгами и т.д. Возможно, все это связано с его социал-демократическими взглядами на политику.

Но с другой стороны, это можно расценить как результат холодных политических расчетов. Ведь еще около 40 процентов населения Азербайджана находятся за чертой бедности и нуждается в этой политике. Начало нового этапа развития азербайджанского государства, основным направлением которого стала "социальная справедливость и защита слабых", отвечает теоретической логике становления и развития государства вообще.

Такие известные теоретики, как Габриель Альмондо, Пауэлл и др. определили функции правительства в такой последовательностью:
а) "создание национального единства";
б) "безопасность и порядок";
в) "достижение экономической эффективности".
А после следует: г) "социальная справедливость и защита слабых". Все это на первый взгляд различные, но последовательные этапы развития государства. И в этом смысле мы можем разделить развитие нашего государство на два этапа.

Первым этапом было ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОРЯДКА, создание благополучной геополитической среды для развития экономики. Может быть, поэтому до 2001 года главным приоритетом и лозунгом покойного президента Азербайджана Гейдара Алиева были геополитическая устойчивость, внутриполитическая стабильность, регональная безопасность и нефтяные контракты, которые стали экономической основой именно геополитической безопасности страны. На этом этапе он видел свою миссию, выражаясь геополитическим языком, "в сохранении пространства и укреплении контроля над этим пространством". Это и есть строительство государства. А после 2001 и в течение 2002 гг. основные проблемы этого по сути бесперерывного процесса решились. Правда, без Карабаха. В результате главный лозунг Гейдара Алиева о "внутриполитической стабильности" сменился на главный лозунг Ильхама Алиева - "экономическая эффективность" и "создание 600 тысяч рабочих мест". Изменение лозунгов может означать переход к новому этапу по двум направлениям:

1. Переход от развития нефтяного сектора к ненефтяной сфере. Ведь с выделением и санкционированием кредитов на строительство БТД проблемы нефтяного сектора в основном можно считать решенными. Теперь начинается новый этап развития экономики. Ее основа была заложена в 2002 году. Судя по первой половине 2004 года, можно сказать, что процесс развития регионов приобретает необратимый характер, получил хороший импульс и имеет практические очертания. Теперь темой для дискуссий в обществе стал вопрос: "сколько же новых рабочих мест у нас открыли за прошедшие шесть месяцев: 5, 40 или 75 тысяч".

2. Приобретение государством нового качества. Раньше казалось, что мы строим государство, выполняющее функции "ночного сторожа". Т.е. госорганы, вроде бы, занимаются только охраной общественного порядка. Но теперь курс изменился под влиянием социальной направленности. Новый президент хочет придать стране лицо "государства всеобщего благоденствия". И он часто повторяет: "каждый гражданин должен почувствовать силу и защиту государства". Социальная защита не за счет традиционной политики (дотации из государственного бюджета). Обеспечение нормальных условий для улучшения условий жизни путем кредитования малого и среднего бизнеса, который выгоден как для крупного бизнеса, так среднего и малого. Все это и есть новое направление в истории политических учений. Долгие десятилетия мир боролся между противоположными либеральными и социал-демократическими взглядами. А теперь оказалось, что несмотря на сложности, найти способ их соединения возможно. Речь идет о СОЦИАЛ-ЛИБЕРАЛИЗМЕ. Говоря об экономике, важно отметить один момент: в Азербайджане наблюдается "РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ". То есть политические цели определяются и обосновываются с учетом экономических интересов. Экономический аспект присутствует в решении всех проблем. Он стал базовым принципом не только внутренней, но и внешней политики. Например, на совещании с послами Азербайджана в зарубежных странах наряду с карабахским вопросом одним из важных принципов внешней политики была названа экономическая выгода. И впервые министр экономического развития принимал участие в собрании, где определялись приоритеты внешней политики. Теперь внешняя политика Азербайджана будет оцениваться сквозь призму экономической целесообразности. То есть товарооборот с другими странами может быть одним из ярких показателей того, насколько эффективна внешняя политика по отношению к этому государству. Еще одним показателем рационализации политики является тот факт, что во время визита Ильхама Алиева в Казахстан, Узбекистан, Турцию, Россию и Украину во главу угла была поставлена задача по увеличению товарооборота в два раза. Фактически появляются ростки новой "экономической дипломатии". Увеличились бюджетные средства не только за счет продажи нефти, но и от увеличения сбора налогов, укрепления контроля над расходами. Благодаря этому увеличена заработная плата полиции, военнослужащим. Пошел процесс обеспечения их квартирами и т.д. Все это не за счет дополнительных средств из нефтяного фонда, а благодаря более эффективному использованию бюджетных средств.

Экономический фактор стал главным и в решении карабахского вопроса. Об этом Ильхам Алиев заявил еще во время своего выступления на инаугурации. Экономика стала локомотивом, который тащит за собой военные и дипломатические элементы урегулирования. С другой стороны усиливается военное сотрудничество с другими странами. Военный фактор постепенно становится важной частью внешней политики наряду с экономикой. Интенсифицируется военное сотрудничество с Пакистаном, Украиной, Турцией, США и Китаем.

Что касается политической части карабахского вопроса, за последние полгода мы стали свидетелями серии новых заявлений. Президенты Казахстана и Узбекистана однозначно заявили о необходимости защиты территориальной целостности Азербайджана. Глава украинского государства Леонид Кучма откровенно заявил, что "территория Азербайджана оккупирована" и надо эту оккупацию прекратить. Президент Пакистана не менее однозначно выступил на стороне Азербайджана. Президент Греции заявил о поддержке территориальной целостности Азербайджана. Наконец, президент Ирана Хатами впервые за всю историю существования карабахского конфликта сказал: "Мы считаем необходимым восстановление контроля Азербайджана над оккупированным анклавом". И все это - за 6 месяцев. Часто возникает вопрос: проводится ли внешняя политика Азербайджана исключительно из соображении собственных национальных интересов. В пользу ответа "да" можно привести несколько примеров. Например, запретив размещение иностранных войск в Азербайджане, официальный Баку сверил свои интересы с интересами России и Ирана. Но в то же самое время президент Азербайджана не подписал заявление против ОБСЕ, предложенное Россией.

Несмотря на возражение Ирана, Азербайджан углубляет военное сотрудничество с США, но в то же самое время официальный Баку отказывается быть ведущим элементом политики США против Ирана. Тем не менее остается нерешенным и ряд важных проблем. Президенту предстоит вплотную заняться такими вопросами, как борьба с коррупцией, кадровые изменения и проблемы монополий в экономике. Кадровые и организационные решения президента за эти прошедшие месяцы свидетельствует о том, что он постепенно создает структурную и правовую почву для дальнейших шагов. Можно сказать, что этот год стал благоприятным для новой волны реформ в Азербайджане. Наконец, этот курс явно увеличивает внутренние и внешние ресурсы, в результате чего Ильхам Алиев получает более удобное поле для деятельности.

Ибрагим Мамедов,
Day.Az, 21.08.04


Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03696 sec