Политика Буша угрожает безопасности США

10 августа 2004
При всей своей неожиданности, принятое администрацией Буша в прошлом месяце решение выступить против включения в Договор об ограничении использования расщепляющихся материалов положений об инспекциях и проверках, никого не удивило. С момента прихода к власти администрация уже предприняла ряд шагов, подрывающих способность Соединенных Штатов и мирового сообщества обуздать распространение ядерного оружия.

Однако, поскольку Буш разделяет мнение большинства аналитиков о том, что главная опасность для Соединенных Штатов связана с тем, что ядерное оружие может попасть в руки одной из 'стран-изгоев' или террористических группировок, его действия контрпродуктивны и противоречат здравому смыслу.

Договор об ограничении использования расщепляющихся материалов предусматривает запрет на производство обогащенного урана и плутония - двух компонентов, используемых для запуска цепной реакции и ядерного взрыва. Он призван дополнить Договор о нераспространении ядерного оружия и ограничить возможности трех ядерных держав, не присоединившихся к этому договору.

Отказываясь ввести режим инспекций в области ограничения использования расщепляющихся материалов, администрация Буша сводит на нет десятилетние попытки мирового сообщества убедить Пакистан, Индию и Израиль хотя бы частично поставить свои ядерные программы под международный контроль.

Договор о нераспространении представляет собой общее соглашение между пятью официально признанными ядерными державами и остальным миром о том, что неядерные державы воздержатся от разработки ядерного оружия, а ядерные державы, в свою очередь, будут сокращать, а в конечном итоге и ликвидируют свои ядерные арсеналы.

С момента прихода к власти администрация Буша самыми разнообразными способами подрывает это соглашение, основанное на принципе взаимности, хотя его соблюдение способно укрепить безопасность США.

Во-первых, вместо ликвидации ядерного оружия администрация Буша ищет средства для финансирования разработки двух новых его типов - 'мини-заряда' малой мощности и 'разрушителя бункеров' - ядерного боеприпаса повышенной прочности, предназначенного для подземного взрыва.

Во-вторых, поскольку для разработки этого нового оружия понадобятся испытания, администрация отказывается внести Договор о всеобщем запрете ядерных испытаний в сенат для ратификации, стремясь вместо этого получить финансирование для подготовки полигона в Неваде к новым испытаниям. В проекте бюджета на 2005 г. администрация запрашивает 6,8 миллиардов долларов на проведение исследований и совершенствование ядерного потенциала США. Это вдвое больше, чем США тратили на аналогичные цели десять лет назад.

В-третьих, поскольку на самом деле эти новые типы боеприпасов представляют собой оружие первого удара, администрация пересматривает ядерную стратегию страны. В 'Обзоре позиции по проблемам ядерного оружия', распространенном в декабре 2001 г., администрация недвусмысленно заявила о своей готовности применять ядерное оружие против неядерных государств, в том числе совершать превентивные нападения с использованием ядерного оружия на страны, близкие к созданию ядерных арсеналов.

Вполне возможно, именно эта новая стратегия побудила Северную Корею и Иран ускорить осуществление своих ядерных программ.

В-четвертых, заявляя, что другие страны не имеют права выходить из Договора о нераспространении, сама администрация Буша вышла из договора по ПРО, и уже разместила комплексы противоракетной обороны на Аляске. Хотя эта система предназначена для защиты от межконтинентальных баллистических ракет Северной Кореи, ее развертывание уже побудило Россию к наращиванию своего ядерного потенциала, и вполне может вынудить Китай поступить аналогичным образом.

Помимо подрыва Договора о нераспространении, администрация Буша ослабила усилия самих США в области борьбы с распространением ядерного оружия. Например, она сократила финансирование программы 'За совместное снижение опасности' в рамках инициативы Нанна-Лугара, осуществление которой уже позволило демонтировать более 6000 ядерных боеголовок на территории бывшего СССР.

Более того, подписав с Россией Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, обязывающий обе стороны к 30 декабря 2012 г. сократить количество ядерных боезарядов на стратегических носителях до 1700-2000 штук, администрация намеревается складировать еще 3000 боеголовок, отказывается включить в договор новые механизмы проверки и не соглашается распространять его условия на период после 2012 г.

Предотвращение создания Ираком ядерного оружия или его передачи террористическим группировкам вроде 'Аль-Каиды' стало главным обоснованием войны, которая стоила Америке тысяч убитых и раненых, а налогоплательщикам обошлась в сотни миллиардов долларов.

Однако своим подходом к вопросам нераспространения администрация увеличивает опасность того, что ядерное оружие попадет не в те руки.

Лоуренс Дж. Корб - старший научный сотрудник Центра прогресса Америки (Center for American Progress). Он был помощником министра обороны в администрации Рейгана

"The International Herald Tribune", 09.08.04
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03664 sec