Делегируемая демократия. Следующий - Иран?

03 августа 2004


В отличие от многих стран северного полушария, политическая жизнь в которых с началом августа как правило переходит на "летний режим", накал политических страстей в России не спадает.

Не умолкают и споры о политической системе, которая развивается на ее просторах. Алексей Ситников на страницах "Независимой газеты" объясняет, что было бы наивно полагать, что Россия следует своим пресловутым "особым путем".

Напротив, политический строй к которому она пришла можно довольно четко определить с точки зрения мировой истории и аналитической политологии. Строй этот называется делегируемой демократией. Подобный строй "возникает тогда, когда представительная функция демократии исчезает, а ее место занимает делегирование президенту широкого, если не всеобъемлющего, избирательного мандата", - пишет Ситников.

"Делегируемая демократия - это фиксированная стадия в процессе политической трансформации, когда после первичного импульса демократизации происходит резкое торможение в развитии политических институтов и инструментов представительной власти, - развивает тему автор - Неокрепшая политическая система становится заложником сильной централизованной власти, монополизированной президентом страны. В такой ситуации президент неизбежно принимает на себя обязанности опоры нации".

Подобное происходило в латиноамериканских странах, которые в 70-80-х годах прошли через сложный процесс политической демократизации и экономической либерализации. Осознавая масштабы насущных реформ и их социальную непопулярность, политические элиты многих из этих переходных режимов остановили выбор на президентской форме правления, полагая, что только сильный и независимый глава государства способен повернуть ход развития, продолжает Сотников.

При отсутствии общественного контроля даже самый многоопытный президент не сможет выстроить эффективную вертикаль власти. В результате политически безвластное правительство вынуждено работать с непрофессиональной, а иногда и нелояльной бюрократией.

В настоящее время, российская делегируемая демократия получила окончательное оформление в лице Путина как единственного и единственно правильного лидера народа, указывает автор. "Если во времена Ельцина формировались зачатки партийной системы и политического плюрализма, то парламентские выборы 2003 и президентские выборы 2004 года остановили процесс развития этих инструментов представительной демократии".

Таким образом, избиратели "просто наделили президента мандатом на претворение в жизнь его видения процесса реформ".

Тем не менее, демократическое устройство по принципу делегирования еще не диктатура. Конечно, такая "демократия" не отличается либерализмом, но политические процессы в ней проходят в рамках конституционного поля, рассуждает автор.

По его мнению, среди положительных факторов подобного строя можно назвать наличие у президента рычага для осуществления краткосрочных и среднесрочных реформ. Однако, этим, пожалуй, эти положительные моменты и исчерпываются. Гораздо больше делегированный характер демократии таит в себе "подводных камней".

Когда все коридоры власти ведут в кабинет президента, остальные ее составляющие неумолимо отстают в своем развитии и теряют эффективность.

Во-первых, в случае неудачных реформ власть законодательная, как показывает опыт Латинской Америки, стремительно теряет лояльность президенту. Концентрация власти несостоятельна в долгосрочной перспективе еще и потому, что за периодом экономической стабилизации должен следовать период осуществления структурных реформ. А для этого требуется уже не только железная воля популярного президента, но и широкая поддержка в обществе. Именно на этом этапе сейчас находится Россия.

Однако, решение таких задач как удвоение ВВП, диверсификации производства и устранение бедности методами делегирования доверия может оказаться весьма проблематичным, продолжает автор. "Когда все коридоры власти ведут в кабинет президента, остальные ее составляющие неумолимо отстают в своем развитии и теряют эффективность".

Более того, "при отсутствии общественного контроля даже самый многоопытный президент не сможет выстроить эффективную вертикаль власти. В результате политически безвластное правительство вынуждено работать с непрофессиональной, а иногда и нелояльной бюрократией".

"Президент Путин имеет достаточно власти для реструктуризации центрального бюрократического аппарата и вполне способен напрямую контролировать силовые ведомства. Но для того, чтобы увеличить эффективность региональных бюрократий среднего и низшего звена, одной лишь власти президента недостаточно".

До недавних пор затяжной экономический кризис, насущность и масштаб проблем создавали потребность в кризисном управлении, которое осуществлялось президентом и его ближайшим окружением. Однако теперь, по мнению Ситникова, кризис почти что позади и пришло время изменить формы управления.

Следующий - Иран?

Потерпев политическое поражение в Ираке, нынешняя американская администрация стремится найти новые оправдания своих действий в регионе, реанимируя, в частности, иранскую угрозу. Отсюда и утверждения, что "возможно, мы пошли воевать не с той страной",
"Красная звезда"


Армейская газета "Красная звезда" утверждает, что в последнее время средства массовой информации США и ряда других западных стран начали интенсивную пропагандистскую атаку на мировое сообщество с целью убедить его в необходимости принятия срочных и самых решительных мер против Ирана.

В этой связи "Красная звезда" цитирует недавно приведенное газетой "Таймс" заявление высокопоставленного источника в американской администрации о том, что в случае переизбрания Джорджа Буша на второй президентский срок США попытаются свергнуть правительство Ирана, а также заявления "Вашингтон пост" о том, что "возможно, мы пошли воевать не с той страной" и что "настоящая угроза исходит из Ирана".

"Красная звезда" вполне допускает, что в условиях постоянного политического и экономического прессинга со стороны США и имея перед глазами опыт Ирака, руководство Ирана и на самом деле надеется получить возможность создания обогащенного урана, что в принципе может ускорить появление у него атомного оружия.

Однако, по мнению газеты, "делается это не столько для реального овладения ядерным оружием, сколько ради получения политических козырей для торга с Вашингтоном". Вполне возможно предположить, что даже теоретическую способность создания ядерного оружия в Тегеране рассматривают в качестве сдерживающего фактора.

Иран нуждается в нем поскольку находится в окружении американских войск и баз. Другое дело, если бы США, а вместе с ними и международное сообщество отказались от политики давления и предложили Тегерану, скажем, систему региональной безопасности, которая учитывала бы интересы Ирана и других стран в этой части мира.

Тегеран наверняка повел бы себя иначе, рассуждает "Красная звезда". Однако, "американская политическая элита, стремящаяся закрепить за США право править всем и всеми, не может допустить, чтобы кто-то жил по своим законам", - заявляет газета. "Кроме того, ее гложет обида на Иран - одну из немногих стран, которая в свое время унизила Соединенные Штаты Америки, захватив их посольство".

По мнению газеты, нынешний "наезд" на Тегеран, несомненно, связан с предстоящими президентскими выборами в США. "Потерпев политическое поражение в Ираке, нынешняя американская администрация стремится найти новые оправдания своих действий в регионе, реанимируя, в частности, иранскую угрозу. Отсюда и утверждения, что "возможно, мы пошли воевать не с той страной", пишет "Красная звезда".



bbcrussian.com, 03.08.04
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03514 sec