Россия и ОИК: Историческая миссия Путина

26 мая 2004
Когда в августе прошлого года президент Путин заявил о том, что Россия может вступить в ОИК, это высказывание произвело фурор в мире, оно прозвучало как гром среди ясного неба. Данная мысль оказалась настолько нестандартной, что многие не могли понять: это просто блеф или чрезвычайно хитроумный ход российского лидера. Тогда многие предложение Путина восприняли как чисто популистское и эмоциональное желание понравиться лидерам Малайзии и других стран исламского мира.

Действительно, на протяжении многих десятилетий мировая политическая мысль, особенно западная, создавала тысячи бюрократических препон на пути любой новизны и оригинальности. Данная традиция совершенно не допускала проявления подобной смелости и находчивости. А Россия, между тем, менялась и очень быстро. Ее экономический, общественно-политический потенциал требовал новых подходов и решений. И президент Путин это понял первым: Россия должна играть новую роль в мировой политике, а мировое сообщество, особенно его исламская часть, вполне готово для адекватного восприятия этой роли. Ведь именно новая роль России с имеющимися на настоящий момент политико-экономическими инструментариями наиболее полно отвечает ее интересам. Идеи и поступки российского лидера за последние несколько месяцев привели к трансформации мировой политики, на которые раньше потребовались бы десятилетия.

1. Новая роль России.

Президент Путин, прежде всего, заявил о готовности России сыграть новую роль в мире. Нашей стране надоело находиться на обочине мировой политики. Она готова и жаждет активно и полно участвовать во всех процессах, напрямую или косвенно затрагивающих ее интересы. В этом ряду можно назвать и надоедливое вмешательство во внутреннюю политику России, связанное с Чечней, и упреки, касающиеся свободы слова в стране, процессов денационализации и возможной опять национализации, существующей формы экономики, ограничений деятельности российских государственных и коммерческих структур на мировых рынках и т.д.

Во внешней политике - это, прежде всего, процессы, связанные с расширением НАТО, ситуацией в Афганистане, Ираке, в странах Центральной Азии, с решением каспийского вопроса, с порядком и условиями вступления России в ВТО и т.д. Главные игроки на мировой арене создали множество фактически непреодолимых препятствий на пути организации как глобальных, мировых, так и локальных инфраструктур российского бизнеса. Все это до последнего времени связывало Россию по рукам и ногам, не позволяло ей выйти на новые рынки. Соответственно, российская экономика была лишена новых импульсов для своего развития. Самое печальное - данная ситуация имела стабильную тенденцию.

2. Привлечение финансовых ресурсов ОИК в экономику России.

ОИК объединяет 57 стран исламского мира. В этих странах проживают 1 миллиард 300 миллионов человек. ОИК обладает 40 процентами всех мировых энергозапасов. Колоссальные финансовые ресурсы стран-членов ОИК сосредоточены на Западе, и они, по сути, являются основным кровеносным сосудом экономики ведущих индустриальных государств. Тем не менее, значительная часть финансовых ресурсов стран-участниц ОИК или не эффективно задействована или не задействована вовсе. Установление дружеских и более доверительных отношений России со странами ОИК может стать естественной основой для притока серьезных капиталов1 ОИК в российскую экономику, причем без предъявление каких бы то ни было кабальных условий, как это делал в отношении нашей страны на протяжении десятилетий Запад. Очевидно, что все или почти все ныне существующие мировые финансовые институты контролируются основными игроками, и они крайне не заинтересованы в росте российской экономики. Запад понимает, что привлечение Россией финансовых ресурсов ОИК неминуемо даст новый импульс российской экономике и вместе с тем может серьезно осложнить бесперебойное снабжение экономики Запада легкими и дешевыми финансовыми ресурсами. С приходом ОИК в экономику России многие ее отрасли, такие как ВПК, космическая отрасль, машиностроение и некоторые другие будут задействованы более эффективно и надолго.

3. Ресурсы России на службе ОИК

Если колоссальные экономические, технологические, кадровые и иные ресурсы России будут ориентированы и интегрированы в инфраструктуру стран ОИК, то в самое ближайшее время в национальных экономиках этих стран произойдет качественный скачок, причем по самым различным направлениям. Например, являясь одной из ведущих космических держав, Россия могла бы оказать странам ОИК реальную помощь в освоении космических технологий, в разработке новых направлений, но уже на корпоративной основе, приближая их к освоению высоких технологий, имеющих широчайшее применение в повседневной жизни.

4. Участие России в ОИК вынудит ее к серьёзным реформам

Как только произойдет более или менее полная интеграция России в жизнь ОИК, это обязательно приведет к серьёзным изменениям в политике и экономике данной организации, вплоть до полной переориентации в соответствии с вновь открывшимися возможностями. Здесь и сбалансированная ценовая политика по энергоресурсам, и корпоративные решения по самым насущным вопросам мировой политики, и максимальное использование статуса и возможностей России в решении задач даже внутри самой ОИК, более эффективный выход через Москву на ООН и ЕС в решении глобальных проблем, связанных с интересами ОИК. Подобная переориентация в перспективе приведет к ощутимым реформам в ОИК, к изменению ее Устава и программных документов, к более широкому, корпоративному подходу в решении задач не обязательно исламского характера.

5. Чеченский вопрос и ОИК

ОИК с самого начала строго и однозначно осуждала чеченскую кампанию. Данная позиция происходила из самой сути ОИК, и иной реакции от нее ожидать было невозможно. Во время второй чеченской кампании, когда председательское кресло в организации занимал Иран, несмотря на чудовищное давление со стороны других исламских государств, требовавших принятия организацией во чтобы ни стало специальной резолюции, осуждающей политику России в Чечне, Тегеран не пошел на это и, приняв весь гнев исламского мира на себя, объявил, что чеченский вопрос является чисто внутренним вопросом России. Тогда, в самый разгар второй фазы чеченской кампании, все мировое сообщество и особенно Запад очень резко осуждали действия России в этом российском регионе. Если бы ОИК в то время принял резолюцию, осуждающую действия России в Чечне, то это стало бы сигналом к началу действий для многочисленных экстремистских группировок и радикальных исламских движений. Тогда бы открылись каналы финансирования этих структур, и это означало бы, что при переходе этими группами границ, власти, даже зная об их миссии, смотрели бы на все это сквозь пальцев и т.д. Для России же это обернулось бы колоссальными людскими и материальными потерями, а между ней и ОИК встала бы железная стена недоверия и неприязни. Надо отдать должное Ирану, несмотря на давление, которое оказывалось на него как на председательствующего в ОИК, он так и не допустил принятия столь нежелательной резолюции для России.

Сейчас многие думают, что именно благодаря последним достижениям России в чеченском урегулировании стало возможным приглашение Путина на саммит ОИК. Безусловно, принятие новой конституции Чечни и избрание всенародным голосованием нового президента республики положительно воспринимаются, в том числе и странами ОИК. Однако ясно, что без Кремля организация и проведение этих мероприятий было бы абсолютно невозможно. И это тоже хорошо понимают в странах ОИК. Поэтому не только последние положительные изменения в решении чеченского вопроса стали причиной для приглашения России на саммит ОИК, но и ее целенаправленная позиция по важнейшим вопросам современности, таким, как решение афганского вопроса, вторжение в Ирак, по ближневосточное урегулирование, а также осуждение Россией политики двойных стандартов в борьбе с международным терроризмом и т.п. стали основой для укрепления имиджа России и признания ее новой роли.

6. Кому больше всего не понравится сближение России и ОИК?

Прежде всего, Израилю, причем во всех отношениях. Тандем России и ОИК несомненно придаст более серьёзный вес мнению исламского мира в существующих ныне международно-правовых структурах. В дальнейшем даже США больше не смогут так легко, без оглядки на ОИК наложить вето по любому вопросу, в решении которого они сами не заинтересованы. В самом Израиле почти треть населения составляют мигранты из России и стран СНГ. «Русские евреи», как их еще там называют, всегда с симпатией относились к своей бывшей родине и продолжают с интересом следить за ее развитием. И если голос России по многим мировым вопросам будет приплюсован к позиции ОИК, то эта часть населения Израиля будет, по крайней будет, с пониманием относиться к действиям России. Исламский мир с приходом России в качестве партнера почувствует невероятный прилив новых возможностей, что непременно скажется на дальнейшей тактике и стратегии политики ОИК в отношении Израиля конкретно. В этой связи эмоциональное выступление премьер-министра Малайзии на конференции ОИК было ни чем иным, как выражением ощущения прилива новых сил и энергии от одного лишь осознания того факта, что в зале заседания присутствует лидер России.

7. Реакция Запада на сближение России и ОИК.

Она однозначно негативная, так как Запад, по большому счету, никогда не был заинтересован в развитии ОИК, в том, чтобы исламские страны превратились в современные индустриально развитые государства. Для Запада крайне выгодно, чтобы страны ОИК оставались как можно дольше его сырьевым придатком, чтобы всегда технологически зависели от него и нуждались в нем. Запад и сейчас не подпускает ОИК к высоким технологиям, искусственно создавая проблемы для этих стран в различных сферах, и затем делает вид, что он их решает и что страны ОИК без Запада увязли бы в своих собственных конфликтах и, возможно, даже воевали бы друг с другом.

В случае вступления России в ОИК неминуемо изменится роль и значение ЕС, так как ОИК после этого станет, по сути, третьей по влиятельности после ООН и ЕС организацией в мире. Причем в отдельным сферах ЕС гораздо больше будет нуждаться в кооперации с ОИК, нежели ОИК с ЕС. Поэтому ЕС не сможет не учитывать в своей деятельности произошедшие новые изменения в мире и сам подвергнется реформам.

Как только Россия присоединится к ОИК, Запад станет с замиранием сердца следить за каждым шагом ОИК в деле регулирования цен на энергоресурсы. Ибо экономика Запада, оставшись вдруг без энергоресурсов ОИК, окажется парализованной буквально за нескольких дней. По сути, ОИК с Россией смогут реально влиять на мировую экономику в любое время по своему усмотрению.

8. Реакция США на сближение России с ОИК.

Она будет крайне настороженной. Ведь на протяжении десятилетий именно США были главным идеологом политики, которая должна была бы представлять Советский Союз, а затем и Россию в самом дурном свете перед всем исламским миром. И сейчас они, постоянно передергивая чеченские события, пытаются подбросить масла в огонь исламского гнева. Именно Соединенные Штаты, чтобы унизить Россию, до недавних пор при каждом удобном случае принимали чеченских эмиссаров, причем на высоком уровне, тем самым демонстрируя всему исламскому миру, какими они являются защитниками прав мусульман в России и во всем мире. В случае с Афганистаном и Ираком же они пошли еще дальше: во имя защиты прав мусульман взяли и изменили конституционный строй этих стран.

Путин своим призывом к диалогу с исламским миром практически выбил из рук американцев самый главный их козырь. США, постоянно поднимая вопрос об исламском факторе в России, фактически пугали Кремль гневом исламского мира. А тут лидер России сам, без всякой подсказки, пошел навстречу исламскому миру с желанием наладить нормальные дружеские отношения, сняв при этом раз и навсегда имевшийся дискомфорт из-за отсутствия элементарных рабочих контактов.

США хорошо понимают, что Россия, которая будет подпитываться ресурсами ОИК, за очень короткий промежуток времени сможет превратиться в могучую силу и в самом ближайшем будущем сможет самым серьёзным образом влиять на мировые процессы. Для США остановить и задержать Россию как можно дольше на обочине мировой политики - гораздо более привлекательная задача, нежели получить новую, сильную Россию, с которой необходимо будет считаться при решении практически всех вопросов современности.

Российско-исламское сближение серьёзно ослабит пыл и израильтян, которые, опираясь на безграничную помощь США, не считаясь с ничьими интересами, практически ежедневно унижают и оскорбляют исламский мир. После вхождения России в ОИК США уже не смогут, как раньше, так же рьяно помогать Израилю, особенно в военно-технической сфере, а Израиль, в свою очередь, без помощи США не сможет продолжать так же нагло и безнаказанно вести себя в отношении исламского мира.

Как ни странно, но российско-исламское сближение может оказать и серьёзную услугу США. Ведь не секрет, что образ США за последние несколько лет из-за их откровенной экспансионистской политики, бездумной и безграничной поддержки Израиля во всем и повсеместного применения политики двойных стандартов, значительно ухудшился. Волна антиамериканизма до такой степени захлестнула мир, что, как даже признал сам американский конгресс, США срочно нужны миллиарды долларов на улучшения своего имиджа в мире. Во многом это произошло из-за отсутствия в мире механизмов сдерживания и альтернативной силы. В итоге США все больше напоминают авианосец, плывущий в безграничном океане, а другие страны вокруг выступают в роли как бы легких прогулочных катеров. И в результате США привыкли к безнаказанности и вседозволенности. Вместе со сближением России к ОИК одиночному плаванию американского авианосца будет положен конец, так как на горизонте океана может маячить уже другой авианосец. А всякая угроза, как показывает американская история, может отрезвляюще подействовать на США. Так что, если исходить из этой логики, то США нуждаются в мощной, альтернативной и сдерживающей силе.

9. Что дают России саммиты ОИК?

Саммиты ОИК для России - это, прежде всего, новые возможности для неформальных встреч сразу же со многими лидерами исламского мира. Эти встречи создают атмосферу большей доверительности, придают новый импульс прямым двусторонним отношениям.

На таких саммитах в непринужденной обстановке гораздо удобнее высказывать друг другу любезности и поднимать вопросы, являющиеся предметом разногласий. К примеру, без особого напряжения в качестве дружеской услуги можно попросить лидеров некоторых стран, чтобы они слегка приструнили своих подданных, чтобы те больше не помогали своим братьям по вере, например, в Чечне.

Россия, будучи полноценным членом ОИК может стать уникальным посредником между Западом и Востоком. Идеи борьбы с международным терроризмом не эффективны, пока к этой борьбе активно не подключится исламский мир. Россия в новом формате взаимодействия с ОИК могла бы, если не активизировать борьбу этих стран с международным терроризмом, то, по крайней мере, ослабить оказываемую ими помощь разного рода аморфным исламским организациям, которые так или иначе сочувствуют исламским движениям во всем мире.

10. Реакция стран Центральной Азии.

Страны Центральной Азии с особым удовлетворением восприняли бы приход России в ОИК. Они связаны с Россией тысячами нитей экономико-политического характера, и их сотрудничество с Россией в рамках ОИК просто обречено на расширение и углубление. Существенным моментом может стать и то, что после вступления в ОИК России не придется обустраиваться с нуля, ибо у нее уже имеется готовая политическая платформа в лице центрально-азиатских государств. Москве по силам сходу выработать единую позицию с этими странами по многим вопросам международной жизни. Вхождение России в ОИК придаст центрально-азиатским странам большую уверенность, позволит им смелее и полноценнее участвовать в выработке решений по самым животрепещущим вопросам современности.

11. Реакция мусульман России.

Безусловно, любой российский этнический мусульманин испытывает чувство глубокого удовлетворения позицией российского лидера по ОИК. Этнические мусульмане воспринимают это как должное уважение со стороны государства к их конфессии, как стремление руководства страны создать условия для того, чтобы мусульмане России почувствовали себя частью исламского мира. Данный шаг президента еще воспринимается ими и как желание правительства исправить вопиющую несправедливость, длившуюся десятилетиями, когда идеологической основой государства было жесткое преследование любого религиозного мировоззрения, в особенности исламского. Во многом именно благодаря бездумной, тотальной антирелигиозной пропаганде в неисламском мире исламу был создан образ некоего чудища. Ислам и исламское вероучение стали синонимом терроризма, жестокости, наркоторговли и всего прочего негативизма. В Советском Союзе мусульманская часть общества никогда не была представлена в справедливой пропорции в органах центральной власти. Это обстоятельство и сейчас по-прежнему сохраняется. Мусульмане России, ощущая себя частью российского общества, естественным образом считают Россию своей родиной и крайне заинтересованы в ее благополучии и расцвете. Они, каждый на своем месте, искренне готовы внести свой посильный вклад в развитие страны. И президент Путин первым в советской и российской истории предпринимает шаги по гармонизации российского общества, делает шаги в направлении обеспечения пропорционального представительства мусульманской конфессии в центральных органах российской власти.

12. Мнение стран ОИК о членстве России в ней.

Представители исламского мира в целом с большим энтузиазмом восприняли инициативы Путина по сближению России к ОИК. Они с особым удовольствием перебирают всевозможные варианты того, что даст исламскому миру членство России в организации и что вообще может измениться в мировой политике. Все они абсолютно уверены в том, что может наступить совершенно новая эпоха в истории взаимоотношений Востока и Запада, как и в мировой политике в целом. Во всяком случае, они однозначно уверены в одном: с приходом России возникает особый позитивный фон для улучшения имиджа ислама и укрепления роли и места ОИК в мире.

13. ОИК без России.

ОИК была создана с целью координации политико-экономических процессов и гармонизации отношений во всех сферах жизни, а также для эффективной защиты исламских ценностей и культуры. До прихода Путина ОИК с переменным успехом решала эти задачи. Несмотря на то, что решения ОИК имеют всего лишь рекомендательный характер, тем не менее, на уровне организации координация действий исламских государств по важнейшим вопросам современности происходит. В частности, непременная основа решения любой современной проблемы: вопрос о финансах - всегда решается легко и непринужденно. Но, тем не менее, приходится признать, что до последнего времени все конференции и ежегодные саммиты глав государств в рамках ОИК во многом были лишь демонстрацией, но не подтверждением реального единения исламского мира. Глубокие внутренние противоречия, причиной которых во многом являются степень близости или удаленности того или иного исламского государства от США и Запада, большая разница в ресурсом потенциале и разногласия политико-географического свойства, не позволяли ОИК стать эффективным инструментом решения существующих проблем. Теперь же ОИК вместе с Россией может более активно участвовать в мировых процессах, а голос организации станет более весомым в деле предотвращения каких-то негативных процессов. И, наконец, обновленная ОИК может смелее и принципиальнее ставить вопросы об адекватности и равноправии взаимоотношений исламских стран с Западом.

14. Обратной дороги нет.

Как ни странно, но у Путина обратной дороги уже нет. Он взбудоражил мир оригинальностью своего предложения, после чего ему просто так спустить процесс сближения России с ОИК на тормозах практически невозможно. Россия как минимум уже должна иметь статус наблюдателя в ОИК, так как заявка на сближение уже была подана, причем по инициативе самого российского президента, что особенно ценно для всего исламского мира. Обещания на внешнеполитической арене обычно воспринимаются мировым сообществом гораздо серьёзнее, чем обещания президента в ходе предвыборной кампании. Ведь они могут изменить мир в целом, поэтому и воспринимаются всеми с особым трепетом. И если после всего этого ажиотажа президент Путин не предпримет каких-то конкретных шагов, это самым негативным образом скажется на России по многим направлениям и очень скоро, не говоря уже о репутации самого президента РФ, воспринятого многими как новое явление в мировой политике.

15. Кому в России может не понравиться инициатива Путина?

В первую очередь российским исламофобам, которые сеют ненависть и враждебность ко всему, что связано с исламом, с его традиционной культурой, бытом и общественной жизнью мусульман. Пропаганда исламофобии в России, которая ведется при попустительстве властей и прямой поддержке СМИ на средства Израиля и Запада, насаждает в сознании российского народа негативные стереотипы в отношении мусульман. В результате во многих регионах России исламофобия уже стала проявляться на бытовом уровне, что подрывает основу стабильности и угрожает безопасности страны.

Сближение России с ОИК также не понравится огромному количеству политиков и государственных чиновников, которых подкармливает Запад и которые готовы отгородить Россию от исламского мира не только «железным» занавесом, но и продать ее с потрохами. Это они насаждают в СМИ идеи западничества, и, наоборот, все, что связано с исламским миром, называют плохим, опасным и не нужным. Прозападники среди российских политиков высшего уровня и госчиновников, принимающих или влияющих на решения, в том числе и в российском правительстве, составляют сейчас, по некоторым закрытым исследованиям, более 70 процентов. Ярых прозападников в российском руководстве - более 30 процентов.

16. ОИК и исламский «общий рынок».

Надо признать, что финансово-экономический орган ОИК - Организация экономического сотрудничества так и не стала основной движущей силой в деле создания единого торгово-экономического пространства наподобие западного «общего рынка». С приходом России статус и координирующая роль ОЭС возрастут настолько, что создание исламского «общего рынка» станет делом не такой уж далекой перспективы. Состояние почти всех основных ныне мировых транспортно-коммуникационных и энергетических артерий так или иначе зависит от участия в деле стран ОИК. Без их поддержки многие из них совсем не эффективны. Кстати, для начала Россия могла бы стать членом ОЭС и тут же задать тон в деле превращения данного органа ОИК в крупнейшую финансово-экономическую и торговую мировую структуру.

17. Исторический результат

Вхождение России в ОИК имеет судьбоносное значение для России. Президент Путин нашел оригинальный и внешне нелогичный вариант развития России. Историческое значение инициативы Путина заключается в том, что он смог увидеть невидимое. Российский лидер, по сути, предложил исламскому миру заключить сделку о полноценном бартере, от которой уже никто не в силах отказаться, ибо и исламский мир, и Россия крайне нуждаются во взаимодополняемости по самому широкому кругу общественно-политических и торгово-экономических вопросов. Исламский мир удовлетворенно может считать, что смог притянуть к себе одну из ключевых стран планеты, а Россия должна быть довольна тем, что сумела поставить на службу своим интересам возможности и потенциал почти половины планеты. И еще. Сегодня многие россияне с каждым днем все больше утверждаются во мнении, что у президента Путина есть все шансы стать таким же руководителем для России, какими в свое время были Рузвельт - для США и генерал де Голль - для Франции.


Раджаб Сафаров,
Генеральный директор
Центра изучения современного Ирана
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

  • макс23 марта 2014 в 00:47

    Читаю эту статью, на дворе 23 марта 2014 года. Крым уже вернулся в Россию. 82% населения Крыма проголосовало за возвращение в состав Российской Федерации. На улицах праздник. А в Киеве власть захвачена фашистами.

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04201 sec