О Международном транспортном коридоре “Север-Юг”

21 мая 2004


Юридическая база реализации концепции коридора “Север – Юг” была заложена 12 сентября 2000 г. в ходе второй Евразийской конференции по транспорту, когда Россия, Индия и Иран подписали межправительственное Соглашение о создании МТК.

Странами – участницами Соглашения одобрено присоединение новых государств: Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Султаната Оман, Таджикистана. На стадии рассмотрения находятся заявки о присоединении к Соглашению Сирии, Азербайджана и Армении.

Формирование международного транспортного коридора “Север-Юг” рассматривается Россией как реализация стратегического партнерства нашей страны со странами Прикаспийского региона. Одновременно этот коридор должен улучшить и удешевить связи России со странами Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии, а также обеспечить развитие транзитных евроазиатских перевозок по отечественным транспортным коммуникациям.

Основные преимущества МТК “Север-Юг” перед другими маршрутами и, в частности, перед морским маршрутом через Суэцкий канал, заключаются в сокращении в два и более раза расстояния перевозок. МТК “Север-Юг” предполагает несколько маршрутов следования грузов с использованием разных видов транспорта: - Транскаспийский через порты Астрахань, Оля, Махачкала. Участие железных дорог в этом варианте заключается в подвозе грузов в порты и вывозе их из портов;
- в прямом железнодорожном сообщении через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана по пограничному переходу Теджен – Серахс;
- по западной ветви коридора – направление Астрахань – Махачкала – Самур, далее по территории Азербайджана с выходом в Иран через пограничную станцию Астара. Или от Самура через территории Азербайджана и Армении с выходом в Иран через пограничную станцию Джульфа.

Значительная часть коридора “Север-Юг” проходит по железным дорогам России, на которую приходится в зависимости от маршрута 33-53% от общей протяженности сухопутной части коридора.

Стержневым направлением развития транзитных и внешнеторговых грузопотоков в рамках коридора “Север-Юг” является железнодорожное направление Бусловская – Санкт-Петербург – Москва – Рязань – Кочетовка – Ртищево – Саратов – Волгоград – Астрахань, протяженностью 2513 км.

Это направление имеет выходы на другие регионы страны, а также на страны Балтии, Украину, Белоруссию, а через них на сеть железных дорог Европы.

Техническое оснащение железнодорожного направления “Север-Юг” соответствует предъявляемым объемам перевозок. Для обеспечения перспективных объемов перевозок и улучшения качественных показателей работы железнодорожного транспорта ФЦП “Модернизация транспортной системы России” предусматривает модернизацию и реконструкцию железнодорожного направления Волгоград – Астрахань – Самур, включая мост через р.Бузан. Предусмотрена также модернизация и реконструкция линии Кочетовка – Саратов с учетом электрификации участка Кочетовка – Ртищево и организации скоростного движения на участке Кочетовка – Саратов.

В настоящее время грузопоток МТК “Север-Юг” оценивается экспертами в 15 млн. тонн, а в перспективе может возрасти до 20 млн. тонн. По нему должны пойти грузы из России, Северной Европы, Ирана, Индии, государств Центральной Азии и Персидского залива.

Одним из ключевых звеньев инфраструктуры транспортного коридора "Север-Юг" должен стать порт Оля (Астраханская область). В соответствии с ТЭО строительства подъездного железнодорожного пути к порту Оля объемы перевалки грузов в порту составят 4 млн. тонн в 2005 г. с перспективой роста до 8 млн. тонн к 2010 г.

1-го октября 2003 года началось строительство подъездного пути к морскому порту Оля. Рабочее движение на новой ветке, которая начинается от станции Яндыки, протяженностью около 45 км, планируется открыть в августе 2004 года.

Введена также в эксплуатацию и готова к открытию железнодорожная паромная переправа в порту Махачкала, являющегося также одним из элементов коридора “Север – Юг”. Паромы отсюда будут ходить по маршрутам Махачкала - Туркменбаши и Махачкала – Актау.

Круг участников МТК «Север-Юг» постоянно расширяется. В настоящее время рассматривается вопрос о присоединение к Соглашению Азербайджана, Армении и Сирии.

ОАО «РЖД» проводит большую работу с зарубежными партнерами по привлечению перевозок грузов на маршруты коридора «Север-Юг». Потенциальные объемы грузов в направлении на Иран и Индию из Германии могут составить от 4 и более млн. тонн в год. Представители Финляндии подтвердили возможность возобновления перевозок значительных объемов бумаги в Иран.

Сухопутная часть коридора, проходящая по Российским железным дорогам, составляет около 3 тыс. км.

С целью привлечения дополнительных объемов транзитных грузов для перевозки в коридоре «Север-Юг» ОАО «РЖД» совместно с Иранскими железными дорогами рассматривает вопрос о возможном формировании прямого железнодорожного сообщения посредством строительства новой линии на территории Ирана Казвин-Решт-Энзели-Астара с выходом на железные дороги Азербайджана. Указанный маршрут может существенно сократить время доставки грузов по сравнению с морским маршрутом по Каспийскому морю (на 5-7 дней) и удешевить доставку контейнеров за счет ликвидации перевалки в портах и портовых сборов.


Источник: www.rzd.ru
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04645 sec