Предложения Ирана по применению механизма нераспространения в новых условиях безопасности

19 сентября 2003
Я очень рад находиться среди специалистов и экспертов по вопросам разоружения и международной безопасности. Считаю необходимым выразить благодарность организаторам конференции. Без сомнения, такие мероприятия по обмену идеями и мнениями вносят достойный вклад в решение проблем, стоящих перед мировым сообществом. Надеюсь, что с помощью всех присутствующих на этой конференции будет представлен реалистический анализ проблем.

Человеческое общество всегда стремилось к сохранению мира и международной безопасности, и на этом пути предприняло важные шаги и многочисленные усилия. Создание Лиги Наций, а затем Организации Объединенных Наций было в числе важнейших результатов. В этом же направлении в целях предотвращения угроз миру и международной безопасности и гуманитарных катастроф были приняты различные документы и учреждены многочисленные организации.

Создание и формирование систем и механизмов нераспространения различных видов оружия массового уничтожения находится в числе наиболее значительных достижений в этой области. Как известно, работа в этом направлении была начата в 1925 г. с принятием Женевского протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств. В 1968 году был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия, в 1972 г. - Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, и сравнительно недавно, в 1992 г. подписана в Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Эти международные документы свидетельствуют о крайней степени озабоченности человечества в связи с катастрофическими гуманитарными последствиями применения этих видов оружия.

При том, что в 90-х годах прошлого века с учетом развития международной обстановки мировое сообщество усилило внимание к вопросу оружия массового уничтожения и были достигнуты успехи в части продления на неограниченный срок Соглашения о нераспространении ядерного оружия и совершенствования системы контроля за выполнением государствами-участниками договорных обязательств по оружию массового поражения, тем не менее режим нераспространения содержит некоторые изъяны.

Самым важным элементом с точки зрения эффективности механизма действия режима нераспространения является его глобализация. Государства как важнейшие игроки на мировой арене неизбежно должны принимать во внимание этот важнейший фактор и соблюдать приверженность положениям конвенций о нераспространении оружия массового уничтожения с целью укрепления механизма нераспространения, имея в виду достижение гарантированного мира и обеспечение международной безопасности.

Участие в этой системе одних государств и неприсоединение других ведет к нарушению существующего порядка и способствует возникновению своего рода соперничества между отдельными странами. Необходима выработка справедливых, свободных от дискриминации на мировом уровне решений относительно международного механизма нераспространения. Тем более, что недавние события, повлиявшие на международную безопасность, настоятельно требуют повсеместной глобализации Соглашений о запрещении распространения оружия массового уничтожения.

Создание зон, свободных от оружия массового уничтожения, считается эффективной мерой в целях глобального применения режимов нераспространения, и необходимо, чтобы игроки международной политической арены принимали их во внимание в качестве средства для укрепления обязательств по нераспространению.

Еще одним серьезным препятствием для механизма нераспространения оружия массового уничтожения является негибкость и неподатливость государств, обладающих ядерным оружием, в части ядерного разоружения. И это несмотря на многократные ежедневные обращения различных государств мира по данному вопросу и на уже имеющийся ценный опыт мирового сообщества в области отказа от использования, распространения и создания запасов двух типов оружия массового уничтожения - химического и биологического. Однако государства, обладающие ядерным оружием, по-прежнему считают, что сохранение этого опасного оружия гарантирует для них в международном плане исключительное положение навечно. Такое положение несомненно увеличивает опасность распространения ядерного оружия. Кроме того, до тех пор, пока ядерное оружие существует, всегда будет сохраняться опасность случайного его применения или соблазн воспользоваться им в необходимом случае. Тем более, что в последние годы мы были свидетелями того, как отдельные ядерные государства угрожали в превентивных, ограниченных целях применить ядерное оружие против некоторых других государств.

Главная озабоченность в связи с эффективностью и действенностью режимов нераспространения заключается в политике подхода к ним. Предъявление неправомерных претензий к отдельным странам относительно их будущих намерений, а также использование в корыстных политических целях международных организаций, отвечающих за проверку исполнения механизма нераспространения, а также применение политического и экономического нажима на отдельные страны определенным образом будет сдерживать всеобщее соблюдение права в международных вопросах и реальное выполнение соглашений о нераспространении. Правомочные структуры, контролирующие деятельность стран, при выполнении своих обязанностей должны быть свободны от каких-либо политических корыстных устремлений и злоупотреблений.

Исламская Республика Иран в соответствии с исламскими верованиями считает оружие массового уничтожения бесчеловечным и незаконным и в своей оборонной доктрине не предусматривает места для оружие такого рода. На этой основе Исламская Республика Иран, являясь участником Конвенций о нераспространении биологического, ядерного и химического оружия и являясь страной, пострадавшей от оружия массового уничтожения (от химического оружия), активно сотрудничает с соответствующими международными организациями и институтами.

Исламская Республика Иран в качестве участника Соглашения о нераспространении ядерного оружия считает себя обязанной соблюдать все его положения, и в соответствии со Статьей 4 этого Соглашения преследует намерение осуществлять деятельность по мирному использованию ядерной энергии для производства электроэнергии, а также по ее применению в сельском хозяйстве, в промышленности, медицине, биологии и гидрологии.

Сотрудничество Ирана и России в ядерной области осуществляется в русле мирного использования ядерной энергии, и всегда находилось под контролем МАГАТЭ. Кроме того, в течение последних нескольких месяцев Исламская Республика Иран сотрудничает с МАГАТЭ сверх своих обязательств, и будет продолжать такое сотрудничество в рамках международных норм.

Официальная позиция Исламской Республики Иран, озвученная ее Президентом Его Превосходительством господином Хатами, заключается в следующем: Атомной бомбе, оружию массового уничтожения - Нет! Но мирной атомной технологии, мирным атомным разработкам - Да! И никто не может отклонить нас с этого пути.


Голямреза Шафеи.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации

Вторая международная конференция по нераспространению.
Москва, 19 сентября 2003 г.


Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03876 sec