Начались поставки центральноазиатской нефти через Иран

19 августа 2003
Как сообщает политический обозреватель Би-Би-Си Каве Омидвар, начались поставки центральноазиатской нефти через территорию Ирана. Их объем составляет 120 тыс. баррелей нефти в день, в то время как к началу 2005 года начнется эксплуатация нефтепровода Баку-Джейхан, производительность которого будет ровняться 1 млн. баррелей нефти в день. Предполагается, что в 2005 году через Иран будет экспортироваться 500 тыс. баррелей в день.

В Иране для транспортировки нефти из стран Центральной Азии были построены специальные портовые сооружения в Нека на южном побережье Каспийского моря и проложен трубопровод длиной в 320 км до нефтеочистительного комбината в Тегеране. На нефтеочистительных комбинатах в Тегеране и Тебризе было установлено оборудование для переработки нефти из среднеазиатских государств. С увеличением поставок нефти из Средней Азии потребуются дополнительные нефтеперерабатывающие предприятия. На настоящий момент производительность нефтепровода составляет 50 тыс. баррелей в день. В сентябре она должна быть доведена до 120 тыс. баррелей.

На данный момент нефть из Туркменистана и Казахстана доставляется на танкерах в порт Нека и оттуда по трубопроводу перекачивается на комбинаты в Тегеране и Тебризе.

25 июля с целью увеличения объемов поставок нефти Иран подписал контракт с иранской компанией «Садра» и одной российской компанией на строительство шести нефтеналивных танкеров. Контракт оценивается в 240 млн. долларов. Водоизмещение танкеров будет равняться 63 тыс. тонн. Они будут спущены на воду в 2005 году, и их предполагается использовать для транспортировки центральноазиатской нефти.

Взамен полученной из стран Центральной Азии и переработанной на упомянутых комбинатах нефти Иран такое же количество этого сырья будет отправлять с острова Харк потребителям, с которыми у среднеазиатских экспортеров подписаны соответствующие соглашения. Доходы от подобной транспортировки нефти из Центральной Азии заслуживают внимания, однако все эти преимущества Ирана, связанные с его географическим месторасположением, теряют свое значение в связи со строительством трубопровода Баку-Джейхан, предназначенного для прямых поставок энергоносителей из данного региона.

Экономические санкции со стороны США привели к тому, что в настоящее время многие крупные нефтяные компании забыли о всей привлекательности проекта транспортировки нефти через территорию Ирана.

Строительство трубопровода Баку-Джейхан началось в сентябре 2002 года. В тот период многие специалисты считали, что через Иран проходит наиболее экономичный и самый короткий путь для транспортировки каспийской нефти.

По трубопроводу Баку-Джейхан, протяженностью в 1750 км, ежедневно будет перекачиваться 1 млн. баррелей нефти, и он будет введен в эксплуатацию в начале 2005 года. Этот трубопровод начинается с нефтяного терминала в Сангчале, расположенном в 40 км к югу от Баку, и заканчивается в турецком порту Джейхан.

Предполагается, что после завершения его строительства значительно снизится зависимость центральноазиатских стран в области экспорта сырой нефти от российских нефтепроводов и от поставок через Персидский залив.

По оценкам некоторых специалистов, строительство трубопровода Баку-Джейхан положит конец особой роли Ирана в деле транзитных поставок энергоносителей, однако рост объемов разведанных и добываемых нефти и газа в каспийском регионе делает неизбежными для региональных государств поиски новых путей транспортировки.

Иран надеется на то, что новые разведанные месторождения и увеличение объемов добычи нефти в регионе позволят ему сохранить свое особое положение в деле транспортировки энергоносителей. Данные свидетельствуют о том, что доставка одного барреля сырой нефти до потребителя через территорию Ирана обходится на два доллара дешевле, чем по любому другому существующему пути.

Несмотря на очевидную экономическую выгоду поставок нефти через Иран и Россию, в результате давления со стороны Америки страны региона согласились со строительством трубопровода Баку-Джейхан. Это первый трубопровод, предназначенный для перекачки сырой нефти из зоны Каспийского моря, который не будет проходить по территории России, и она с самого начала выступала против его строительства. По мнению российских руководителей, этот трубопровод ставит под угрозу стратегическое положение России в деле транзитных поставок энергоносителей из региона. Они всеми силами старались склонить региональные государства к строительству новороссийского трубопровода. Однако данный проект остался без должного внимания в результате вооруженного конфликта в Чечне, нестабильной обстановки и возражений со стороны Турции. В случае осуществления предлагаемого Россией проекта трубопровод из зоны Каспия протянулся бы до новороссийского порта.

В этих условиях министерство нефти Ирана объявило о том, что в будущем году оно начинает разведку нефтяных месторождений в Каспийском море.

Как сообщило агентство ИСНА со ссылкой на министра нефти Ирана Бижана Зангене, для использования каспийской нефти Иран нуждается в плавучей платформе для глубинного бурения, строительством которой занимается компания «Садра» в порту Нека. Необходимые работы выполнены на 50%, и в следующем году платформа будет передана в распоряжение министерства нефти. По словам Бижана Зангене, с помощью этой платформы будет осуществляться разведочное бурение, и после обнаружения нефти начнется ее добыча. Иного пути у Ирана нет.

Правительство Ирана основные свои усилия направляет на освоение газовых месторождений в Южном Парсе, находящемся в совместном владении Ирана и Катара. Некоторые специалисты считают это вполне разумным. Вместе с тем, они говорят, что деятельность Ирана по разведке нефти в Каспийском море по-прежнему остается явно недостаточной и ее необходимо активизировать.

Иран.Ру
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03866 sec