Игорь Иванов: Россия предлагает созвать встречу министров иностранных дел Прикаспийских государств

22 июля 2003
Стенограмма выступления министра иностранных дел России И.С.Иванова на открытии 10-го заседания специальной рабочей группы на уровне заместителей министров иностранных дел Прикаспийских государств.


Уважаемые коллеги,

Рад приветствовать всех вас в Москве на 10-м заседании Специальной рабочей группы заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств.

Десятое - значит юбилейное, что дает нам основание поразмышлять о том, с какими итогами мы подошли к этому юбилею, что удалось сделать и какие задачи еще ждут своего решения.

Хотел бы отметить, что российское руководство и, насколько мне известно, руководство других прикаспийских стран, положительно оценивает работу вашей Группы. В последние годы СРГ зарекомендовала себя как слаженно действующий механизм, движущая сила Каспийского переговорного процесса. Достойный вклад внесла Группа в подготовку первого Каспийского саммита 2002 г., ставшего центральным событием в политической жизни региона. К достижениям Группы следует отнести подготовку консолидированного проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря и первое постатейное прочтение этого проекта, в ходе которого были согласованы многие нормы и принципы деятельности на Каспии. Особо хотел бы отметить фундаментальное значение исходного положения, что “только прикаспийские государства обладают суверенными правами в отношении Каспийского моря и его ресурсов”.

Знаю, что прогресс, достигнутый на заседаниях СРГ в Баку и Алма-Ате, вы единодушно расценили как “хорошее начало”. Не могу не согласиться с такой оценкой. В ней и заряд оптимизма, и понимание трудностей предстоящего пути. Главное – это завершение работы. Между тем, все еще сохраняются расхождения по ряду ключевых проблем статуса Каспия. Дипломатии хорошо известен рецепт преодоления подобных ситуаций. Имя ему - компромисс. Россия готова продолжить целеустремленный поиск взаимоприемлемых развязок.

Разумным компромиссом представляется нам предложение России об установлении на Каспии 15-мильных прибрежных зон национальной юрисдикции, в которых прикаспийские государства будут осуществлять пограничный, таможенный и иной контроль и обладать исключительными правами на рыболовство.

Напомню о российских предложениях о межправительственном Каспийском экологическом центре и независимом Каспийском арбитраже. Речь идет о создании ключевых инфраструктурных образований, необходимых для реализации разделяемого всеми нами принципа, согласно которому решение проблем Каспия является делом самих прикаспийских государств.

Считаю необходимым подтвердить нашу убежденность, что задача принятия Конвенции по статусу - при всей ее важности - не лишает актуальности проблему формирования международно-правовой базы сотрудничества прибрежных государств по отдельным направлениям деятельности на Каспии. Параллельная разработка многосторонних соглашений по вопросам рыболовства, природоохраны, судоходства на Каспийском море является составной частью наших общий усилий по определению его правового статуса, способствует нахождению искомого консенсуса и нисколько не мешает подготовке Конвенции.

Практически “на выходе” находятся такие крайне нужные Каспию документы, как Рамочная конвенция о защите его морской среды, соглашения о сохранении биоресурсов и управлении ими, а также о сотрудничестве в области гидрометеорологии и мониторинга природной среды Каспийского моря. Для того чтобы дать этим документам “путевку в жизнь”, требуется только одно - политическая воля сторон.

Отдельно хотел бы остановиться на освоении минеральных ресурсов Каспия. Многие вопросы в этой сфере решаются на базе договоренностей между непосредственно заинтересованными прибрежными государствами. Примером служат двусторонние соглашения между Россией, Азербайджаном и Казахстаном о разграничении сопредельных участков дна Каспия. Переговоры по данному вопросу ведут между собой и другие прикаспийские государства. Будем надеяться, что они завершатся успешно, и это позволит урегулировать проблему недропользования на Каспии в целом.

Уважаемые коллеги,

В заключение позвольте пожелать вам подвижек в согласовании проекта Конвенции, сокращения числа квадратных скобок, еще имеющихся в тексте проекта.

Хотел бы также поделиться с вами некоторыми соображениями о нашей будущей совместной работе. На саммите в Ашхабаде президенты прикаспийских государств договорились придать своим встречам регулярный характер. Организация второй встречи в верхах потребует очень серьезной подготовки. Начинать такую подготовку следует заблаговременно. Понятно, что основная тяжесть этой работы ляжет на вашу Группу. Нужно будет активизировать и межведомственные переговоры по отраслевому сотрудничеству.

Встает, однако, вопрос, не следует ли в порядке интенсификации подготовки саммита задействовать дополнительные силы с тем, чтобы подкрепить и стимулировать каспийский переговорный процесс, повысить его результативность. Склоняемся к мысли, что этого можно было бы достигнуть, созвав встречу министров иностранных дел прикаспийских государств - где- нибудь в конце 2003 - начале 2004 годов. Полагаем, что такая встреча позволит укрепить дух регионального сотрудничества, постараться найти развязки по некоторым спорным вопросам. Тем самым была бы создана подобающая атмосфера для проведения саммита. Нам будет интересно узнать, что думают на этот счет прикаспийские партнеры.

Еще раз желаю успешной работы.

Москва, 22 июля 2003 год


Источник: МИД.Ру от 22.07.2003
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03888 sec