Волнение Каспия

15 июля 2003
Геополитические интересы США и России в регионе - схожие, но отнюдь не общие


В свете недавней войны в Ираке и попыток США силой насаждать в мире свои представления о демократии весьма актуальными и интересными выглядят две недавно вышедшие книги - "Стратегия США в Каспийском регионе"* и "Геополитика Каспийского региона"**, авторы которых как раз и пытаются разобраться в истинных и мнимых интересах, преследуемых Америкой в различных уголках планеты.

Эти издания продолжают серию публикаций, начатых главным редактором журнала "Вестник Каспия", доктором географических наук, академиком РАЕН Игорем Зонном. Эпиграфом для обеих книг вполне могли бы послужить слова генерал-лейтенанта Л.Шебаршина, написанные им в предисловии к "Стратегии США в Каспийском регионе". Он утверждает: "Нынешняя политика США в Каспийском регионе не только не отвечает российским интересам, но и во многом вступает с ними в противоречие".

Каспийский регион - важнейший узел между Севером и Югом, Россией и Персидским заливом. Он находится в центре стратегического "энергетического эллипса", являющегося источником снабжения нефтью и газом рынков Европы и юго-восточных стран. Этот регион расположен на стыке сфер господствующего влияния трех мировых религий: христианства, ислама и буддизма. Поэтому США нацеливает ныне свои усилия на военно-политическую переориентацию стран Каспийского региона, рассматривая их в качестве объекта "геополитического манипулирования", а не как равноправных партнеров. В связи с этим в последнее время предпринимаются усиленные попытки установить контроль над основными транспортными и энергетическими объектами в районе Каспия.

Америка старается сделать все возможное, чтобы "балканизировать" центральную часть Евразии: способствует дроблению государств, различными способами препятствует реализации российских интересов, поддерживает "геополитический плюрализм", проявляет пристальное внимание к конфликтным очагам в Карабахе, Абхазии, Чечне. Все эти шаги направлены на создание здесь "Евразийских Балкан", как не без остроумия назвал этот процесс З.Бжезинский.

Планы США по освоению Каспия вписываются в новую национальную энергетическую стратегию Дж. Буша-младшего, которая предполагает установление контроля над основными районами нефтедобычи в мире, что называется "контролем над глобальным энергетическим равновесием". Цели американской политики в этом регионе ориентированы, во-первых, на обеспечение независимости и суверенитета закавказско-каспийских государств и, как следствие, их дистанцирование от России и усиление зависимости от США. А во-вторых, на создание условий для максимального управления мировыми источниками энергии и контроля над ними.

Поскольку объективно сложилось так, что Россия и Китай имеют выгодное географическое положение относительно Каспийского региона, то США рассматривают оба государства в качестве главных источников угроз американским интересам.

К сожалению, Россия оказалась слабо подготовленной к масштабным геополитическим изменениям, в результате чего она была вытеснена из традиционной зоны своего влияния. Активную роль, по мнению авторов книги, в этих процессах сыграли США. До их военного вмешательства в урегулирование конфликтов на постсовестком пространстве дело не дошло, но часть стран Закавказья и Центральной Азии заинтересованы в активном участии западных стран в разрешении конфликтов.

Стратегия США в регионе состояла и состоит в обеспечении лидирующих позиций в освоении региональных ресурсов и сведению к минимуму влияния России и Ирана в области разработки нефтяных месторождений и строительства экспортных трубопроводов. Проблема каспийской нефти заключается в том, что она могла бы рассматриваться как потенциальный мировой резерв, который может быть задействован в случае истощения запасов в других регионах мира.

В книге "Стратегия США в Каспийском регионе" в главе "Каспий: от Буша-старшего до Буша-младшего" объясняется, почему США выступили на стороне Кувейта, когда Ирак начал войну в 1990 г. Тогда возникла опасность, что в случае победы Саддама Хуссейна Ирак будет контролировать 20% добычи стран ОПЕК и 25% мировых запасов нефти.

В то время Россия, по мнению З.Бжезинского, считала себя страной Западного мира, она пыталась подражать Западу в своем развитии. Американские компании, воспользовавшись ситуацией, начали теснить Россию, захватив ее экономические связи в этом регионе. Дж.Бейкер отмечал, что "нефтекомпании активно искали в правительствах стран, среди специалистов группы лоббистов, которые помогли бы обеспечить быстрое проникновение в эту отрасль экономики".

Ныне на долю США приходится 24% мирового потребления энергии. При этом более 50% своих энергетических потребностей США обеспечивают за счет импорта. Вот почему любые нарушения стабильности в регионах добычи энергоносителей заметно задевает интересы США и вынуждает расходовать гигантские средства на военное присутствие в этих точках планеты. Отсюда интерес США к созданию новой архитектуры трубопроводов, минующей Россию. С этой целью идет переориентация внешнеторговых и кооперационных связей Азербайджана, Казахстана и Туркменистана, которых убеждают в необходимости освободиться от российской "зависимости" в области доставки природного газа и нефти на мировые рынки.

В частности, США на протяжении 90-х годов проявляли повышенный интерес к трансевразийским транспортным артериям, то есть к проекту ТRАСЕCА. В книге "Геополитика Каспийского региона" подробно раскрывается цель этого проекта, заключающаяся в распределении транспортных потоков южнокавказского коридора через порты Черного и Каспийского морей: Поти и Батуми (Грузия) - к Восточной и Центральной Европе через порты европейских стран Черноморского бассейна и Средиземного моря; Баку (Азербайджан) - к Центральной Азии через порты Актау (Казахстан) и Туркменбаши (Туркменистан). По расчетам специалистов, в результате реализации этого проекта ежегодный грузооборот стран региона может достичь к 2005 г. 20 млн т.

Впрочем, не только США пытаются проводить в регионе собственную энергетическую политику. К этому стремятся и Россия, и Китай, и Иран, и новые прикаспийские государства. Россия не изменила линии на отстаивание своих интересов и усиление позиций в регионе. Она намерена в несколько раз увеличить перегрузочные мощности порта Оля в Астраханской области, а также Махачкалинского порта по перевалке нефтеналивных грузов посредством строительства контейнерного терминала.

РФ и Казахстан заключили соглашение о транзите казахстанской нефти через российские нефтепроводы сроком на 15 лет. Для Казахстана это означает возможность прокачки до 15 млн т нефти в год через нефтепровод Атырау - Самара и не менее 2,5 млн т - по системе нефтепроводов Махачкала - Тихорецк - Новороссийск. России же подписание документа позволило закрепить статус транзитной страны.

Кстати, Россия - единственное из прикаспийских государств, озаботившееся защитой и сохранением осетровых рыб. Ежегодно наша страна выпускает в Каспийское море, в Волгу и другие реки около 50 млн мальков осетровых.

Как будет меняться в дальнейшем ситуация в регионе? Об этом пока можно говорить лишь предположительно. Однако, пытаясь делать прогнозы, необходимо учитывать, что после событий 11 сентября 2001 г. США заложили основы новой экономической политики в Прикаспийском регионе. Они стали включать в сферу своих интересов не только здешние страны, но и остальные государства Центральной Азии и Кавказа (Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, Грузию), перешли к наращиванию военной составляющей в своей стратегии на Каспии, переориентировались с поддержки своего частного капитала на активное доминирование государственных структур. Произошло слияние геополитических, военных и экономических интересов, что, возможно, приведет в будущем к реализации здесь так называемой политики агрессивного предпринимательства.

Долгосрочной целью Вашингтона является, по мнению авторов книг, включение в нефтяной коридор не только прикаспийских государств, но и таких стран, как Ирак и Саудовская Аравия. Создание подконтрольной энергетической дуги на огромном евразийском пространстве: Каспийский регион - Центральная Азия - Средний Восток - вот, видимо, основная цель нынешней администрации Дж. Буша-младшего.

А что же делает Россия? Она приступила к наращиванию в Каспийском регионе своего военного присутствия. Проведя в 2002 г. сбор-поход на Каспии, наша страна подтвердила свои притязания на статус ведущей региональной державы, который несколько пошатнулся за последнее десятилетие. Россия напомнила прикаспийским странам и внерегиональным государствам, что у нее есть не только стратегические интересы, но и рычаги, с помощью которых она может их отстаивать.



Валерий КОТИЛКО
доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН


Источник: Журнал Нефть России за июль 2003г.



*Зонн И.С., Жильцов С.С. Стратегия США в Каспийском регионе: Большая игра-2. - М.: ООО "Эдель-М", 2003. - 197 с.: илл.

**Жильцов С.С. Зонн И.С., Ушков А.М. Геополитика Каспийского региона. - М.: Междунар. отношения, 2003. - 280 с.: илл.
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03788 sec