Ирано-индийские отношения и их значение для Центральной Азии

14 марта 2003
Без всякой связи с дебатами в ООН по вопросу об Ираке два иранских военных корабля прибыли 10 марта в Индию с пятидневным визитом, включающим совместные военно-морские учения. Этот визит свидетельствует о быстром развитии отношений между Нью-Дели и Тегераном, особенно в области торговли. Ирано-индийские экономические инициативы могут оказать значительное влияние и на ситуацию в Средней Азии.

Решающим моментом в развитии отношений сотрудничества между Индией и Ираном стало соглашение 2000 г. об установлении транспортного коридора "Север – Юг". Индия и Иран служат конечными пунктами торгового пути на юге, а исходным пунктом на юге выступает Россия.

В настоящее время Индия развивает связи с Китаем, Ираном, Израилем и Соединенными Штатами, в том числе укрепляя партнерские отношения со многими странами в области торговли вооружениями и другими товарами. Иран добивается преимущественных позиций в продолжающейся борьбе за экспортные маршруты транспортировки энергоресурсов Каспия.

26 января в Индию для подписания протокола с индийским премьером Аталом Бихари Ваджпаи прибыл иранский президент Мохаммед Хатами. Согласно подписанному документу, страны обязуются совместно решать вопросы энергетики и инвестиций в технологии, борьбы с терроризмом и "стратегического сотрудничества в третьих странах". И хотя это последнее обязательство относится прежде всего к Афганистану, ирано-индийское экономическое и дипломатическое партнерство обладает потенциалом, который будет иметь значение для экономического развития других стран Центральной Азии.

Как Индия, так и Иран хотели бы превратиться в центры международной торговли, особенно теми товарами, которые производятся в Центральной Азии или поставляются в страны региона. Эта цель обусловливает сотрудничество обеих стран – как и некоторых среднеазиатских государств, особенно Казахстана, – с Россией в попытке в полной мере использовать возможности транспортного пути "Север – Юг". Как представляется, развитие отношение должно будет увеличить поток товаров, особенно энергоресурсов, из России через Среднюю Азию в Иран и Индию.

Такого рода коридор, если обеспечить его полноценное функционирование, обеспечил бы достижение Россией и Ираном более широких стратегических целей, сократив потребность в экспорте энергоносителей через финансируемый США и находящийся в стадии строительства трубопровод "Баку-Тбилиси-Джейхан".

Одним из трудных вопросов, связанных с коридором, является возможное участие Пакистана. Ранее Пакистан не был допущен к обсуждению транспортного пути "Север – Юг". Решительная поддержка Исламабадом талибов в Афганистане служила источником трений в отношениях с Ираном и Россией. Против Исламабада работал также фактор продолжающегося многие годы конфликта с Индией.

После отстранения от власти "Талибана" Пакистан продемонстрировал собственные амбиции по части установления торговых маршрутов на территории Центральной Азии. В центре устремлений Пакистана оказалась идея трансафганского трубопровода, по которому энергоносители из Средней Азии могли бы транспортироваться через разрушенный войной Афганистан и поставлялись на побережье Индийского океана в строящийся порт Гвадар. Пакистан приложил немало усилий для продвижения идеи трансафганского трубопровода, заявив даже, что в этом проекте могла бы принять участие Индия. Тем не менее усилия Исламабада натолкнулись на упорное сопротивление со стороны Нью-Дели. Перспективы трансафганского трубопровода были подорваны также и хаотичной дипломатией Туркменистана.

Вероятная кончина этой идеи открывает возможность участия Пакистана в коридоре "Север – Юг". Недавно Иран предпринял шаги, направленные на укрепление отношений с Пакистаном, причиной которых стало главным образом необходимость дальнейшего развитие торговли энергоносителями. В частности, Иран нуждается в содействии при строительстве наземного газопровода, который проходил бы по территории Пакистана с конечным пунктом в Индии. Среди возможных маршрутов трубопровода – мелководье вдоль побережья Пакистана и морское дно от Персидского залива до западного побережья Индии. И хотя Пакистан гарантирует безопасность поставок газа или нефти в Индию через наземный трубопровод из Ирана, Индия пока не дает согласия на этот вариант.

До настоящего времени Индия и Иран стремились к тому, чтобы различия в подходах к Пакистану не повредили их отношениям друг с другом. Индия оказывает серьезное давление на Пакистан, стремясь лишить Исламабад возможностей, связанных с выгодным экспортом энергоресурсов. В то же время благодаря индийской внешней политике статус Нью-Дели в регионе значительно вырос.

Стивен БЛАНК

От редакции. Стивен Бланк – профессор Военного колледжа Армии США. Мнения, выраженные в этой статье, ни в коей мере не отражают взглядов, разделяемых Армией США, Министерством обороны или правительством США.

Источник: EURASIANET от 14.03.2003

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03981 sec