Иран под прицелом Вашингтона

04 марта 2003
Международным экспертам по разоружению явно не грозят простои в работе. Продолжатся ли инспекции в Ираке или оттуда придется уходить в случае силового решения проблемы, им найдется, кажется, применение в соседнем Иране. Президент Мохаммад Хатами пригласил инспекторов ООН в свою страну для проверки «подозрительных», по мнению американцев, объектов. Пригласил сам, не дожидаясь, пока ему, как Саддаму Хусейну, станут выдвигать ультиматумы.

Этот неожиданный, на первый взгляд, шаг последовал после совершенно неадекватной реакции Вашингтона на поступившее недавно из Тегерана сообщение о том, что на территории страны обнаружены месторождения урана и что они уже разрабатываются в рамках программы по мирному использованию атома.

В то время как в Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) и Москве, активно сотрудничающей с Тегераном в реализации данной программы, к этому отнеслись спокойно, американцы тут же учуяли что-то недоброе. Представитель госдепартамента США Ричард Баучер выразил «сомнение» в мирных устремлениях Ирана. По его предположениям (а они, понятно, носят отнюдь не частный характер), на базе нынешних разработок в дальнейшем может быть создано ядерное оружие.

Подобные опасения со стороны Вашингтона почти равнозначны приговору, пусть даже с отсрочкой приведения его в исполнение. И уж как минимум не сулят ничего хорошего. Иран вместе с Ираком и Северной Кореей включен в пресловутую «ось зла» (причем в качестве ее «стержня»), обозначенную президентом Бушем в январе 2002 года. И это заставляет Тегеран быть настороже, принимать меры, дабы обезопасить себя от гнева янки. Отсюда – приглашение ооновских инспекторов, хотя, конечно, реальная польза от этого может быть мизерной. Для американцев, как показывает пример того же Ирака, важно лишь то, что думают они сами.

А в отношении Ирана у США давно сложившаяся позиция (равно как и в отношении стран, поддерживающих с ним нормальные деловые связи, прежде всего России). Несмотря на некоторые чисто конъюнктурные колебания (такие, как заигрывание с новым тегеранским руководством в 2000 году или сдержанное одобрение его поведения в первые дни после «черного сентября» 2001 года), в целом она остается неизменной лет десять. Суть ее в том, что Иран необходимо держать «в узде». Ведь недаром еще до того, как Вашингтон причислил эту страну к «оси зла», она постоянно фигурировала в «черных списках» госдепа в компании с другими «государствами-изгоями», будто бы спонсирующими международный терроризм.

Констатировав в свое время, что проводимые Тегераном работы в военной области представляют якобы серьезную опасность для Соединенных Штатов, Вашингтон, как говорится, засучил рукава. С середины 90-х годов был взят курс на максимальную изоляцию Ирана от внешнего мира и выкручивание рук его партнерам, среди которых числилась и наша страна. С лета 1998 года, когда Иран испытал свою первую ракету, усилия в этом направлении, по признанию самих американцев, были удвоены. Весной 2000 года в США вступил в силу закон, предусматривающий введение экономических санкций против иностранных компаний, которые снабжают Тегеран ракетно-ядерными технологиями. Антироссийской направленности его в Вашингтоне даже не скрывали.

С началом антитеррористической кампании американский нажим и на Иран, и на его «покровителей», само собой, возрос еще более. Буш недвусмысленно определил «правила игры»: режим в Тегеране должен положить конец попыткам создать оружие массового поражения, иначе будет покончено с ним самим. Предстояло определиться и России: либо она – с США, либо – с Ираном. Правда, столь категоричная, а потому абсолютно неприемлемая для Москвы постановка вопроса вскоре была смягчена, но претензии к нам со стороны американцев от этого не уменьшились. Более того, они усилились, когда Россия и Иран вопреки американскому давлению вступили в новую фазу долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества, включая атомную энергетику.

Вашингтон просто зациклился на том, что Иран, мол, с помощью России того и гляди обзаведется ядерной бомбой. Аргументы сторон, стремящихся убедить его в обратном, не действуют. США намерены добиваться своего и используют для этого любые средства. Но если России в последнее время все больше обещают «пряники» (наш отказ от сотрудничества с Ираном оценивается в 10 миллиардов долларов в виде сделок типа приема отработанного ядерного топлива с американских АЭС), то для Тегерана припасен «кнут». И там не исключают, как видим, того, что американцы могут-таки «стегануть» Иран. После Ирака.

Андрей БАСОВ

Источник: Гудок от 04.03.2003
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03147 sec