Гейдар Джемаль: Оскароносный "Арго" – пинок по Ирану

28 февраля 2013
A A A


Целых две киноленты о Ближнем Востоке от амбициозных молодых режиссеров были номинированы на звание "Лучший фильм" по версии "Оскара". Золотую статуэтку получил "Арго" Бена Аффлека, пересказывающий события исламской революции в Иране, обойдя фильм "Цель номер один" Кэтрин Бигелоу, в основе которого история о том, как ЦРУ вышло на Бен Ладена. При этом, по мнению некоторых критиков, сюжет последней ленты фактически повторяет фабулу "любимого сериала президента Обамы" "Родина" - телевизионный успех прошлого года: фанатичный одиночка в противостоянии бюрократической системе спецслужб добивается поимки террориста №1.  

Философ и глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль – о том, что кроется за повышенным интересом киноакадемиков и голливудской интеллигенции к Ближнему Востоку.

Фильм "Операция "Арго" построен на частичном восстановлении правды о тогдашнем Иране. В нем есть целый ряд моментов, которые отсутствуют в большинстве американских фильмов. Там есть определенные художественные приемы адекватного реализма, и у него есть особое преимущество перед стандартной продукцией на эту тему, особенно, если сравнивать его с другими демонстрациями Ирана, но это не означает, что это объективное кино. В конечном счете, безусловно, фильм сделан для того, чтобы создать превратное впечатление и представление об исламской революции в Иране и о самом Иране. Иранцы рисуются неадекватными, грубыми азиатскими фанатиками, второсортным народом, в то время как на самом деле это американцы являются варварами на фоне той же иранской интеллигенции. Вранье идет и вокруг реального исторического эпизода. Как известно, это была спонтанная акция студентов, которая не была никоим образом инициирована руководством. Только потом имам Хомейни дал свою санкцию, когда студенты уже осуществили этот захват. Эти студенты наоборот ожидали, что они будут наказаны. Совершенно неадекватно показаны иранцы и их стиль поведения, совершенно неадекватно показаны типажи иранских революционеров, в этом отношении Бен Аффлек, конечно, пошел путем стереотипов.

Но дело тут даже не в этом, а в том, зачем снова пришлось возвращаться к этому эпизоду исламской революции и делать этот фильм. Я думаю для того, чтобы напомнить, что, мол, вот такие кровавые истоки нынешнего Ирана, которые с точки зрения западного истеблишмента являются криминальными и неприемлемыми. Но это просто криминализация иранского режима, не более того.

кадр из фильма Операция Арго|Фото:  кадр из фильма Операция Арго|Фото:

Более того, фильм получает "Оскар", и понятно, что именно в силу того, что ложится в общую канву антииранской кампании, которая сегодня ведется. Кампания связана с травлей этой страны, санкциями, с выступлениями против иранской ядерной программы. В этом контексте "Арго" является лишним пинком в адрес Ирана. Кино про 300 спартанцев, которое выходило до этого, было совершенно неадекватным бредовым фильмом, якобы завязанном на историческом эпизоде, случившемся 2500 лет назад. При этом он был ничем иным, как попыткой пнуть Иран. Персы выступали там как зловещая сила, пусть и показанная в эдаком абсурдистском ключе.

Все это примитивная пропагандистская работа кинематографа, куда более примитивная, чем хомленд. "Арго" в ряде пунктов, конечно, уступает тому же прошлогоднему сериалу "Родина" (так любимому Обамой, где рассказывается о том, как американский солдат, военнопленный, принявший ислам и завербованный личностью, всем напоминающей западные представления о Бен Ладане, становится сенатором), но в части искренности, продуманности, лицемерия и передергивании фактов, конечно, эти работы отличаются в профессиональном плане.

Я не знаю, как устроена в Голливуде закулиса творческого выбора. Может быть , Бен Аффлек получил какую-то подсказку, может, все гораздо менее спонтанно и богемно происходит, чем нам кажется. Может есть некая разнарядка, которая скрыто, чтобы не вызывать скандал, спускается сверху, как это было в отделе пропаганды в ЦК КПСС. Были же в СССР фильмы, инициированные режиссерами, которые клались потом на полку, а были фильмы, которые выполняли по прямому заказу партии. Является ли это движением его творческой души или это была некая просьба, которая шла вместе с гарантией вознаграждения творческих усилий? Мы этого не знаем, но мы только видим, что кино политизировано и оно достаточно качественное, чтобы отнестись к нему серьезно.

Источник: Накануне.RU

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.