Сергей Рябков о ядерной программе Ирана и российско-американских отношениях

16 декабря 2010
A A A


Сенат США проголосовал за начало дебатов по Договору об СНВ, который был подписан Россией и США в апреле этого года. В Белом доме уже призвали не затягивать с ратификацией Договора и провести её до ухода Конгресса на рождественские каникулы. В Москве пока занимают выжидательную позицию, но не оставляют надежды на то, что у американских политиков здравый смысл возобладает над предрассудками и работа по стратегически важному документу завершится в срок. О будущем Договора о СНВ, итогах 2010 года в российско-американских отношениях и иранской ядерной программе, а также о диалоге Москвы со странами Латинской Америки в эксклюзивном интервью "Голосу России" рассказал заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков. - Сергей Алексеевич, одна из главных тем уходящего 2010 года - это подписание в апреле президентами России и США Договора о СНВ. Его ратификация пока затянулась. Говорили, что синхронная работа парламентов будет завершена до выборов в конгресс США в ноябре этого года. То есть в так называемый период "хромой утки". Теперь обещают, что уже точно до начала праздников в Соединённых Штатах будет ратифицирован этот Договор, потому, что в Конгрессе набрали достаточное количество нужных голосов. Даже дата называется конкретная - 18 декабря. Как в реальности обстоят дела? - Мы внимательно следим за происходящим в Сенате. Вопрос, конечно, важный. И он, понятно, имеет проекцию на многие составляющие наших отношений с США. Мы хотели бы надеяться, что те усилия, которые на протяжении последнего времени столь настойчиво прилагаются не только администрацией, но и многими крупными государственными и политическими деятелями США, в том числе представителями прежних администраций, увенчаются успехом. Но никаких конкретных дат или сроков я не могу в данной ситуации обозначить. Мы просто следим за развитием. - Так, может быть, наоборот, не надо так подгонять общественное мнение и ставить какие-то сроки? Наоборот, подождать, и чем дольше проработают над этой ратификацией - тем лучше будет? - На мой взгляд, все вопросы, которые у кого бы то ни было могли возникнуть в связи с подписанным Договором, его содержанием, его значением - эти вопросы закрыты. На все эти вопросы даны исчерпывающие ответы. И сейчас задача только в том, чтобы принять решение в пользу Договора. - Сергей Алексеевич, отношения России и США за последний год были похожи на маятник: то на высшем уровне нам говорили о "перезагрузке". То буквально сразу же после визита в США президента России Дмитрия Медведева появился шпионский скандал. В разное время в СМИ появлялись сообщения о размещении в США элементов своей ПРО на территории стран Европы. Вот, сейчас, как раз после визита президента Польши в США, появились такие сообщения. Периодически американскими спецслужбами задерживаются российские граждане. Наконец, на WikiLeaks опубликованы дипломатические утечки. Не складывается ли у Вас ощущение, что сейчас игра идёт пока только в одни ворота и основной игрок на поле - это Россия, которая хочет наладить отношения с Соединёнными Штатами? - Думаю, что реальная ситуация несколько сложнее той, которая представляется многим в результате подобных информационных вбросов. Сложнее не с точки зрения того, что она более тяжёлая или острая. А сложнее с точки зрения того, что в ней больше нюансов. И гораздо больше моментов при оценке наших отношений с США на текущем отрезке нужно принимать в расчёт. Главное – то, что позитивный вектор, позитивный тренд отношений сохраняется. Он значительно укрепился в ходе визита Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в США в июне текущего года. После этого также состоялся ряд контактов между президентами и представителями наших стран на других уровнях. Диалог идёт по всем линиям, он не сворачивается. Идёт и практическая работа, в том числе в сфере экономики. Немало сделано на пути снятия проблем, препятствующих, например, вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Есть и такие примеры, как только что успешно завершённая процедура одобрения в Конгрессе США Соглашения о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии между Россией и США. Процедура, требовавшая соответствующего решения в обеих Палатах конгресса. То, о чём Вы говорите, с точки зрения дополнительных осложняющих моментов, это тоже принимается нами в расчёт. Это не новость, это вопросы, которыми мы постоянно занимаемся. И Вы действительно правы, что ряд случаев, связанных, например, с арестами российских граждан за пределами американской территории по решениям, принятым в США, нас не могут не беспокоить. Всё это не идёт на пользу нашим отношениям. Как и движение в направлении определённого расширения инфраструктуры, используемой США в военных целях, в непосредственной близости от наших границ, будь то предстоящее развёртывание систем противоракетной обороны (ПРО) или размещение на территории Польши подразделений военно-воздушных сил США. Мы об этом говорим американцам открыто. Здесь нет поводов для каких-то экивоков. "Перезагрузка" - это не способ обходить острые углы, а это как раз средство выведения отношений на уровень партнёрства, когда о проблемах говорят прямо и стремятся их совместно решать. Но при этом понимаем, что в интересах обеих стран - продолжение и по возможности расширение позитивной повестки дня. В принципе, по "перезагрузке" хотел бы сказать в очередной раз, что этот термин придуман не российской стороной. Он с подачи наших американских партнеров укоренился в политическом лексиконе, в том числе и в России, поскольку это удобное, ёмкое слово. Но, согласитесь, что "перезагрузка" не может продолжаться годами. Речь сейчас не о том, чтобы продолжать "перезагрузку", а о том, чтобы, наконец, обрести в наших отношениях с США устойчивую прочную основу, которая не будет подвержена конъюнктурным колебаниям, не станет шататься в такт с тем самым политическим маятником, о котором Вы тоже упомянули. Вот это задача на будущее. - Позволю себе напомнить, что всё-таки изначально на кнопке, которую подарила Госсекретарь Хиллари Клинтон главе МИД РФ Сергею Лаврову, было написано не "перезагрузка", а "перегрузка". И в принципе, за последние два года пребывания Обамы в кресле президента США видно, что скорее идёт именно "перегрузка" отношений с Россией всякими дополнительными, не очень правильными вещами, как те же скандалы с WikiLeaks. - Я бы так не сказал. Перегрузка бывает у космонавтов, у лётчиков - это следствие определённого сложения сил: гравитации и ускорения. Продолжая Ваши же параллели, могу подтвердить, что балласт прошлого, конечно, очень велик, он тянет вниз. Это та негативная гравитация, которая нами ощущается. Утечки WikiLeaks показали, что в ряде случаев стереотипы в плане восприятия нашей страны в США укоренились очень основательно. Это, конечно, принимается нами в расчёт, но сила ускорения, сила движения вперёд, я уверен, возобладает. И с такой точки зрения "перегрузка", которая возникает для структур государственного аппарата, для политиков, которые непосредственно занимаются нашими отношениями, - это скорее позитивный фактор, нежели свидетельство того, что происходит какой-то разогрев или осложнение отношений. В принципе, позитивные тенденции сохраняются, несмотря на некоторые негативные моменты, о чём Вы упомянули. С нашей стороны есть твёрдый настрой продолжать движение именно в русле позитивного развития отношений с США. - Сергей Алексеевич, вот Вы отметили, что мы говорим открыто с нашим американскими партнёрами обо всех возникающих вопросах. Мы ответы-то слышим от них? - Безусловно. Мы ведём диалог таким образом, чтобы он был не формой доведения позиции, каких-то озабоченностей или каких-то предпочтений до партнёра ради самого процесса изложения этих наших позиций. Внешняя политика и дипломатия преследуют вполне конкретные цели. Нужны, прежде всего, результаты. На это нас настраивает руководство страны. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев многократно говорил о важности обеспечения результативности внешней политики в целом и результативности внешней политики на американском направлении в частности. Поэтому мы поддерживаем диалог и контакты с партнёрами в США по всему спектру вопросов, ориентируясь на то, чтобы продвигаться дальше, а не топтаться на месте. Соответственно, без ответов с их стороны не обходится. И по многим направлениям мы видим, что прогресс есть. Я возвращусь к теме контроля над вооружениями. Например, за последние месяцы мы предприняли ряд серьёзных шагов, в том числе в диалоге с США, в направлении восстановления режима контроля над обычными вооружениями в Европе. У нас есть хорошие примеры результативного продвижения и по соглашениям совершенно в других сферах - в частности, в сфере наведения порядка с практикой усыновления российских детей американскими родителями. Много о чём можно говорить. На конкретные вопросы нужно получать конкретные ответы - это аксиома ведения дел с американскими партнёрами. - То есть на 2011 год ещё много работы? - На 2011 год работы больше, чем тот объём, который мы выполнили в текущем году. - Это положительный результат, всё-таки? - Считаю, что да. - Сергей Алексеевич, если возвращаться к вопросу о публикации дипломатических утечек на сайте WikiLeaks, не осложнили ли эти утечки нынешнюю ситуацию с Ираном? Вы 6 декабря встречались в Женеве со своими коллегами по "шестёрке" (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция и Германия). Оказали ли данные сайта влияние на результаты переговоров? - Переговоры продолжались в течение полутора дней: 6 декабря полный день и полдня 7 декабря. Они были достаточно сложными с точки зрения набора вопросов, которые рассматривались участниками. Но вместе с тем, они были исключительно полезными, поскольку позволили, во-первых, после длительной, четырнадцатимесячной паузы вернуться к обсуждению всего спектра тем, которые интересуют стороны. А во-вторых, они позволили наметить определённые ориентиры на дальнейшее. Достигнута договорённость о проведении новой встречи в таком же формате. Скорее всего, она состоится в конце января в Стамбуле. Это само по себе неплохо. Я бы не стал связывать вместе какие-то утечки с какими-то изменениями в тональности или атмосфере на этих переговорах. Прямой взаимосвязи, мне кажется, здесь нет, прежде всего, по той причине, что стороны за многие месяцы и годы работы по этим вопросам достаточно хорошо изучили позиции друг друга. И сейчас нет оснований говорить, что возникли некие абсолютно новые аспекты или вскрылись ранее неизвестные стороны. Работа в Женеве шла конкретно по тем вопросам, которые составляют повестку дня. И привходящие факторы здесь не чувствовались, что, на мой взгляд, очень позитивно. - Не сложилось ощущения, что за последний год то, что происходило с Ираном, его реакция, реакция международного сообщества, в иранском вопросе ситуацию не только не сдвинуло с "мертвой точки", но и обратило вспять? - Думаю, что мы не имеем оснований говорить о том, что какие-то аспекты развития обстановки или самой ядерной программы Ирана на данном отрезке вызывают повышенную, обостренную озабоченность. У нас есть целый ряд вопросов и озабоченностей, которые мы адресуем Ирану. "Шестерка" об этом говорит открыто. Мы считаем, что для снятия упомянутых озабоченностей Ирану необходимо предпринять дополнительные шаги, в том числе в плане сотрудничества с МАГАТЭ. И в принципе, есть ряд требований, изложенных в резолюциях Совета Безопасности ООН и Совета управляющих МАГАТЭ, которые пока не реализованы. Диалог - это та форма работы, где, на наш взгляд, возникает больше возможностей для снятия озабоченностей. Что касается санкционной составляющей, то общеизвестна линия Российской Федерации в данной области, а именно, мы никогда не считали и не считаем санкции эффективным средством достижения дипломатических и политических целей. Но иногда возникают ситуации, когда санкции становятся неизбежными. Подобная ситуация возникла в нынешнем году, и Вы знаете, что в июне Советом Безопасности была принята резолюция №1929. Мы поддержали эту резолюцию, сделали это осознанно, поскольку очевидна была необходимость направления именно такого сигнала. Однако в равной степени общеизвестно то, что Российская Федерация считает неприемлемыми санкционные действия некоторых наших партнеров в обход Совета Безопасности ООН. Не следует в одностороннем порядке наращивать санкционный прессинг на Иран. Для нас неприемлемы шаги в русле экстерриториального применения национальных санкционных режимов к юридическим и физическим лицам стран, которые добросовестно выполняют резолюции СБ ООН. Подобная практика существенно осложняет ситуацию и не способствует нашему более позитивному отношению к санкционной политике как таковой. - А как быть с идеями, которые высказывались еще, кстати, до встречи в Женеве, о том, что нужно уже вырабатывать какой-то новый формат общения с Ираном. Потому что Иран не очень настроен обсуждать с "шестеркой" именно ядерную проблематику, а намерен обсуждать более широкий круг вопросов? - Мы в Женеве обсуждали широкий круг вопросов. "Шестерка" не уходила от дискуссии с иранскими представителями и по темам, которые непосредственно не касаются озабоченностей, связанных с иранской ядерной программой. Да, мы считали и считаем, что эти озабоченности должны находиться в центре внимания в ходе нашего общения, но это не исключает диалога и по другим темам. Поэтому предложения, которые были изложены иранской стороной на протяжении последних месяцев и которые секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили развернуто и аргументировано изложил представителям "шестерки" во главе с Высоким представителем Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, не были отвергнуты. Мы их не отметаем. Наоборот, считаем, что они могут и дальше оставаться важными компонентами нашей повестки дня и их обсуждение пойдет на пользу общему оздоровлению всей ситуации. Но, конечно, при этом исходим из того, что нам обязательно нужно продолжить диалог по иранской ядерной программе. - Значит, нового формата не будет? - Как представляется, именно сейчас вопрос о каком-то новом формате не настолько актуален, что стоит об этом говорить. Давайте дождемся следующего раунда. Посмотрим, как он пройдет. - Сергей Алексеевич, а как сегодня можно, вообще, оценивать проведение в этом году международной конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в ситуации, которую сейчас мы имеем с Ираном, с Северной Кореей? Планируется ли проведение подобных мероприятий в следующем году? - На будущий год не запланированы мероприятия по этой линии, которые сопоставимы по масштабам с прошедшей конференцией. Возможно, будут встречи по тематике Договора в других форматах. Мне сложно оценить то, как вся эта ситуация будет выглядеть в 2015 году, когда должна состояться следующая обзорная конференция по ДНЯО. Что касается наиболее крупных и значимых событий, которые уже фигурируют в международном календаре на ближайшие годы, то я бы выделил под углом ДНЯО вопрос о проведении в 2012 году международной конференции о зоне, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки на Ближнем Востоке. Здесь, конечно, очень многое будет зависеть от развития общей ситуации в регионе. Есть ряд вопросов, которые предстоит проработать со всеми ключевыми игроками. Я имею в виду и арабские страны, включая Египет, традиционно очень активный на этом направлении. Я имею в виду и Израиль, и, разумеется, Иран. Рассчитываем, что позитивный импульс, приданный укреплению режима ядерного нераспространения обзорной конференцией по ДНЯО в 2010 году, не будет утрачен, а наоборот, эти тенденции наберут силу. В том числе в этом сложнейшем и, скажем откровенно, взрывоопасном регионе. Здесь, как нигде, нужны серьезные конструктивные шаги. - Сергей Алексеевич, помимо ядерной проблематики и взаимоотношений с США Вы также курируете латиноамериканское направление. В уходящем году в ряде стран Латинской Америки сменилось руководство. Как это отразилось на интересах России в регионе? - Не стоит здесь выводить одно из другого по одной простой причине. Дело в том, что новые правительства, которые сменили прежние в ряде стран этого региона, не просто на словах, а делами подтверждают настроенность на поступательное развитие отношений с Россией. Это важно. Можно перечислять страну за страной, где сейчас у власти находятся новые политические фигуры, в том числе окрашенные в другие партийные цвета. Но повсеместно мы наблюдаем продолжение прагматичного и заинтересованного диалога и сотрудничества с нами по многим вопросам. Уже есть определенные достижения, в том числе недавно подписанное соглашение о безвизовых поездках с Чили. Ряд визитов состоялся в Российскую Федерацию. Министры иностранных дел наших стран встречаются постоянно в различных форматах, контактируют "на полях" международных форумов. Наши делегации посещают латиноамериканские страны. Идет нормальный обмен. Не видим признаков того, что так называемое "поправение" или, наоборот, "полевение" каких-то стран или их органов исполнительной власти, парламентов негативно сказываются на наших отношениях. - Вы уже упомянули об отмене виз в ряде стран региона. Не запланировано ли на следующий год подписание новых подобных соглашений с государствами Латинской Америки? - Мы работаем практически со всеми странами латиноамериканского региона над такими соглашениями. Они находятся в разной степени подготовки. С кем-то идет пока только начальный диалог. С другими странами мы уже на продвинутой стадии обсуждения формулировок по тексту. И хочу сказать, что нет единого и повсеместно применимого стандарта по содержанию подобных соглашений. В зависимости от специфики той или иной страны над текстом приходится работать, но задача во всех этих ситуациях для нас одна, и очень позитивно, что она находит понимание у наших партнеров. Нужно освобождаться от визовых требований для поездок граждан по общегражданским паспортам на срок до 90 дней. Этот срок покрывает подавляющее большинство всех выездов: туристических, по бизнесу, культурных, научных, спортивных, любых других обменов. Если люди выезжают на более длительный срок, значит, это вопрос о каком-то пребывании по контракту, учёбе или о чём-то другом. Здесь вступают в силу иные механизмы. И мы уверены, что через какое-то время, ну если не вся, то почти вся Латинская Америка станет безвизовой зоной для Российской Федерации. Как и мы станем безвизовой зоной для наших партнёров в Латинской Америке. Это было бы неплохим примером, я уверен, для других стран и регионов, которые, может быть, пока чуть менее настроены столь же открыто и заинтересованно решать задачу облегчения условий для контактов между людьми. - Что ж, будем надеяться, что в 2011 году россияне смогут без виз ездить в больше, чем половину стран Латинской Америки. - Это полностью соответствует нашему настрою в МИДе. Над этим мы именно и работаем. /Сергей Рябков: перезагрузка – это не способ обходить острые углы/
Источник: Голос России

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.