Чуркин: 2006 год стал для Объединенных Наций годом продолжения реформ

28 декабря 2006
Интервью Постоянного Представителя Российской Федерации при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке Виталия Чуркина РИА Новости по основным итогам работы России в ООН в 2006 г.

Виталий Иванович, каковы, на Ваш взгляд, основные итоги уходящего года в контексте работы ООН?


- Уходящий 2006 год стал для Объединенных Наций годом продолжения реформ, в том числе в контексте реализации решений состоявшегося в Нью Йорке в сентябре 2005 года Саммита ООН. На этом направлении уже достигнуты важные результаты. Созданы и начали работу новые органы ООН - Комиссия по миростроительству и Совет по правам человека. Приняты важные решения об активизации деятельности Генеральной Ассамблеи и реформировании Экономического и Социального Совета.

Продвигаются процессы реформы административного управления в Секретариате ООН, выполнения решений Саммита в области развития. Утверждена Глобальная контртеррористическая стратегия ООН.

Важным событием для Организации стало консенсусное решение ее членов о назначении бывшего министра иностранных дел Республики Корея Пан Ги Муна новым Генеральным секретарем ООН. Россия последовательно поддерживала это назначение, учитывая как высокие деловые и личные качества Пан Ги Муна, так и очередь Азии выставить своего кандидата на должность главного административного лица в Секретариате ООН в соответствии с утвердившимся в Организации принципом региональной ротации.

Рассчитываем на тесное сотрудничество с новым Генсекретарем в решении актуальных глобальных и региональных проблем, дальнейшем укреплении центральной роли ООН в мировых делах.

Россия поддерживает адаптацию ООН к современным условиям и задачам при обеспечении самого широкого согласия государств-членов с целью повышения ее эффективности. В полной мере это относится и к столь чувствительному для интересов многих стран вопросу реформы Совета Безопасности.

Его состав должен отражать геополитические реалии начала XXI века. Но решить эту задачу следует так, чтобы не спровоцировать опасный раскол в ООН.

В фокусе наших усилий оставалось укрепление разнопланового сотрудничества в рамках ООН с партнерами по СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭс, расширение практического взаимодействия этих организаций с ООН.

Россия активно содействовала наращиванию миротворческого потенциала ООН - ведь усилия по поддержанию мира остаются главной "маркой" всемирной Организации. Мы способствуем совершенствованию планирования подготовки и проведения миротворческих операций ООН. Это особенно актуально в условиях резко возросшего спроса на ооновское миротворчество: сегодня в 19 операциях задействованию более 80 тыс. военных и гражданских полицейских. Российские миротворцы принимают непосредственное участие в операциях на Ближнем Востоке и в Гаити, в Африке, Азии и - при политической поддержке ООН - на пространстве СНГ.

Инициативно действуя в Совете Безопасности ООН с целью прекращения ливано-израильского кризиса летом 2006 года, Россия способствовала принятию резолюции СБ 1701, остановившей боевые действия и открывшей путь для политического урегулирования конфликта. Российские военные инженеры помогали восстановлению инфраструктуры Ливана после прекращения боевых действий на территории этой страны. Их усилия получили высокую оценку ливанского правительства и ООН.

В целом на ближневосточном направлении деятельности ООН Россия в качестве постоянного члена СБ и участника "квартета" ведущих международных посредников последовательно способствовала выработке решений, поддерживающих работу "четверки" по содействию реализации "дорожной карты" ближневосточного урегулирования.

Конечно, дискуссии в ООН по ближневосточной тематике традиционно политизированы и зачастую эмоциональны. Накладывается на них по прежнему сложная ситуация в регионе. Вместе с тем принципиально важно, что при активном участии России Совет Безопасности, в т.ч. на уровне министров иностранных дел, и Генассамблея ООН подтвердили безальтернативность продвижения к всеобъемлющему урегулированию на Ближнем Востоке на всех его "треках" на известной международно правовой основе.

Способствовали мы и сохранению центральной роли ООН в координации усилий международного сообщества по восстановлению Афганистана с упором на противодействие исходящим с его территории угрозам международного терроризма и наркотрафика. В Организации приняты важные решения в этой области.

В иракском урегулировании Россия поддерживала содействие со стороны ООН политическому процессу в этой стране на основе сохранения ее суверенитета и территориальной целостности.

Последовательно отстаивали наши принципиальные подходы к урегулированию косовской проблемы на основе переговорных компромиссов, приемлемых для обеих сторон.

Одна из приоритетных для нас тем - создание совместными усилиями международного сообщества прочного заслона на пути попадания ОМУ в руки террористов. Продолжали работу в целях выполнения в полном объеме всеми государствами положений посвященной этой задаче резолюции СБ 1540.

Способствуя укреплению международного режима нераспространения ядерного оружия, Россия последовательно добивалась предотвращения дальнейшей эскалации ядерной проблемы Корейского полуострова, выработки тщательно выверенной реакции СБ ООН для достижения главной цели - побудить КНДР пересмотреть свой опасный курс в ядерной сфере, вернуться в рамки ДНЯО и возобновить участие в шестисторонних переговорах. Этим задачам отвечают принятые СБ резолюции 1695 и 1718.

Убедительную поддержку получили внесенные Россией проекты резолюций Генассамблеи "Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности", а также "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности".

Что можно выделить в качестве основных итогов 2006 г. в сфере социально-экономической деятельности Организации?

- Россия активно участвовала в работе ООН по практической реализации социально-экономического блока решений Всемирного саммита 2005 г. С точки зрения российских интересов выделим резолюции Генассамблеи в области развития и по укреплению ЭКОСОС, их нацеленность на качественное улучшение международного содействия развивающимся странам и повышение эффективности ООН на данном направлении. Приняты важные решения и в деле укрепления ресурсной базы, повышения скоординированности и слаженности системы международной гуманитарной помощи.

Как складывалась работа в СБ ООН по Ирану?

- В уходящем году Совет Безопасности принял две резолюции по иранскому ядерному досье. 31 июля была принята резолюция 1696, в которой содержался призыв к Ирану незамедлительно предпринять шаги с тем, чтобы вернуть доверие к мирному характеру своей ядерной программы и снять сохраняющиеся вопросы. СБ призвал Тегеран до 31 августа приостановить всю деятельность, связанную с обогащением и химпереработкой урана.

22 августа иранское руководство передало ответ на "пакет" предложений, подготовленный "шестеркой" (Франция, Великобритания, Германия, США, Китай, Россия). В нем, к сожалению, не было четкого ответа относительно выполнения Ираном требования о моратории на работы, связанные с обогащением урана. А именно это условие было выдвинуто "шестеркой" для возобновления переговоров с Тегераном.

Одновременно Гендиректор МАГАТЭ доложил в СБ о том, что Тегеран не выполнил главное требование резолюции 1696 о полной и окончательной приостановке всех видов деятельности, связанной с обогащением урана, а также не предпринял шаги, предписанные Агентством, для обеспечения уверенности в исключительно мирном характере иранской ядерной программы.

В этих условиях у СБ не было иного выбора, кроме как приступить к подготовке новой резолюции. В ходе совместной работы с "евротройкой", США и КНР над такой резолюцией мы руководствовались необходимостью достижения переговорного, дипломатического урегулирования имеющихся вопросов, связанных с иранской ядерной программой. Исходили из того, что Совет Безопасности должен поддержать усилия МАГАТЭ, а не подменять Агентство.

Все эти принципиальные моменты в итоге адекватно отражены в единогласно принятой СБ 23 декабря резолюции 1737. Из ее текста ясно, что все сотрудничество с Ираном, которое не связано с запрещенными видами деятельности в контексте иранской ядерной программы, может свободно осуществляться. Это решение также оставляет дверь открытой для возобновления переговоров с Ираном при выполнении Тегераном соответствующих требований.

Рассчитываем, что иранское руководство правильно оценит ситуацию и предпримет конкретные меры по выполнению резолюции СБ 1737 в целях восстановления доверия к ядерной программе Ирана.

На Ваш взгляд, чего удалось добиться в контексте проблематики прав человека?

- Учреждение Совета по правам человека (СПЧ) стало главным достижением в деле реформирования работы ООН в правочеловеческой сфере. Решение о создании СПЧ было результатом сложного компромисса, добротность которого еще предстоит оценить. Прочность этой новой правозащитной конструкции зависит от того, насколько успешно Совету удастся избавиться от наследственных дефектов своей предшественницы - Комиссии ООН по правам человека. Старые проблемы - избирательность, двойные стандарты, политизация - к сожалению, пока не изжиты и "нелегально мигрируют" между Третьим Комитетом Генассамблеи и СПЧ.

Новый орган будет хорош ровно настолько, насколько ему это позволят государства-члены. Россия проводит принципиальную линию на поощрение и защиту прав человека на принципах равноправного и взаимоуважительного диалога с учетом исторических, культурных, религиозных, экономических и других особенностей партнеров. Мы призываем всех отказаться от использования сферы прав человека для достижения конъюнктурных политических целей.

Пристальное внимание как общественности, так и СМИ вызвало принятие Генассамблеей предложенной Россией резолюции, в т.ч. осуждающей прославление легионов "Ваффен СС". Как вы можете оценить значение этого документа?

- Действительно Генассамблея ООН по инициативе Российской Федерации приняла резолюцию "О недопустимости определенных видов практики, способствующих эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости".

В ее тексте выражается серьезная обеспокоенность ростом влияния экстремистских движений и политических партий, пропагандирующих расизм, этноцентризм и ксенофобию, которые занимаются распространением идеологии фашизма и расового превосходства. Важно, что резолюция однозначно осуждает прославление нацистского движения и бывших членов "Ваффен СС", в том числе путем возведения в их честь памятников и мемориалов, а также проведения публичных демонстраций их бывших членов.

Разумеется, эта резолюция имеет прямое отношение к процессам, происходящим в Латвии и Эстонии. Нас беспокоит и нежелание Евросоюза осудить попытки обеления фашизма.

Что было сделано в рамках Организации в контексте антитеррористических усилий международного сообщества?

- Российская Федерация активно содействовала продвижению антитеррористической повестки дня ООН. Уходящий год ознаменовался принятием Глобальной контртеррористической стратегии ООН, которая существенно расширяет "площадку" для взаимодействия государств в целях предупреждения террористической угрозы. Это решение Генеральной Ассамблеи подкреплялось насыщенной деятельностью комитетов Совета Безопасности на антитеррористическом направлении.

Российская Федерация принимает самое активное участие во всех процессах на этом направлении. Мы исходим из фундаментальной посылки, согласно которой на глобальную угрозу терроризма надо давать такой же глобальный ответ. ООН, членами которой являются практически все государства мира, является с этой точки зрения наиболее подходящим форумом, который координировал бы все международные усилия в данной области.

Каковы итоги года на треке реформы управления ООН?

- В фокусе внимания российской делегации прежде всего находились вопросы повышения эффективности системы управления Организации, ее кадровой политики и слаженности деятельности всех служб ООН. Серьезное внимание мы уделяем продвижению российского бизнеса на рынок услуг ООН. Наше участие в закупочной деятельности ООН уже измеряется сотнями миллионов долларов, и эти цифры с каждым годом возрастают.

Хотелось бы также отметить, что нам удалось отстоять отражающую российские интересы методологию сбалансированного построения шкалы взносов ООН на 2007 2009 гг. в ее неизменном виде, что адекватно отражает платежеспособность государств-членов, в том числе и Российской Федерации.

С чего начнется для России в ООН Новый год?

- В январе 2007 г. Россия будет председательствовать в Совете Безопасности ООН. Этот месяц обещает быть довольно насыщенным. Совету предстоит заниматься широким спектром вопросов, связанных с предотвращением и урегулированием конфликтов в различных регионах. Важно будет с самого начала года наладить конструктивное взаимодействие Совета Безопасности с новым Генеральным секретарем Организации. Уже 3 января состоится первое заседание СБ в новом году. Так что времени на раскачку у нас не будет.

РИА Новости

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03639 sec