США вошли в Ирак, чтобы остаться - Аятолла Мухаммед Хусейн Фадлалла

М. Х. Фадлалла

16 марта 2006
Аятолла Мухаммед Хусейн Фадлалла - один из немногих религиозных деятелей среди мусульман-шиитов, который почтительно зовется "маржаа", что на русский язык переводится как духовный лидер. Это означает, что этот человек пользуется огромным авторитетом и уважением среди верующих.

Помимо этого Фадлалла высоко образованный человек и просто подкованный собеседник, который прекрасно знаком со всеми проблемами ближневосточного региона - вечной "горячей" точки планеты. Он впервые дал интервью представителю российских СМИ, Юлии Троицкой, корреспонденту РИА Новости в Ливане.

Во время беседы с Фадлаллой речь шла о ситуации в Ираке, где он получили религиозное образование. В последнее время обстановка в этой стране настолько обострилась, что все чаще стали возникать разговоры о возможности возникновения там полномасштабной гражданской войны. Также предметом разговора с видным религиозным деятелем стали последние события в Ливане, на его Родине.

Среди наиболее выдающихся из них - первая с момента окончания гражданской войны в республике в 1990 году конференция национального диалога между всеми основными политическими игроками страны по самым актуальным на сегодняшний день для республики вопросам. Также в интервью был затронут вопрос о том, представляет ли ядерная программа Ирана, с духовным руководством которого Фадлалла поддерживает тесные связи, угрозу другим государствам. И, конечно, не обошлось без обсуждения "карикатурного" скандала и его последствий.


- Как вы считаете, можно ли расценить происходящие сейчас в Ираке события как начало гражданской войны, или необъявленная межконфессиональная война на самом деле идет там давно?

- До сих пор нет реальных оснований для возникновения масштабных столкновений между мусульманами-суннитами и шиитами в Ираке, потому что представители этих течений в исламе осознают - любое подобие гражданской войны в Ираке приведет к тому, что потолок упадет на головы всех.

То, что случилось недавно в городе ас-Садр, теракты, унесшие жизни многих людей, осудили и сунниты, и шииты.

Нужно обратить внимание на то, что Ирак - племенное государство, разделенное между семействами, племенами, и в каждом из них можно встретить и шиитов, и суннитов. Поэтому все столкновения, происходящие между мусульманами в Ираке, на самом деле не отражают народных настроений. Есть вероятность, что отдельные люди мстят другим, но с момента оккупации Ирака и начала этих конфликтов до сих пор взаимная вражда в стране не стала общим явлением, несмотря на то, что акты агрессии затрагивают религиозные чувства людей.

Возможно, взрыв в шиитском мавзолее двух имамов в городе Самарра вызвал гнев людей, но потом его смогли обуздать. Шиитские богословы отрицают любое насилие против суннитов, также ведут себя и суннитские лидеры. Проблемы в Ираке создают мусульманские экстремисты, которые враждуют со всем исламским миром, и многие страны борются против них, в том числе Саудовская Аравия, откуда они вышли.

- Таким образом, вы отрицаете возможность возникновения гражданской войны в Ираке?

- Если мы изучим историю Ирака, то не найдем упоминаний о войне между шиитами и суннитами, и этого не будет в будущем.

- Возможно ли изменение американской стратегии в Ираке?

- Я считаю, что США вошли в Ирак для того, чтобы остаться там. Для них Ирак - это нефть, это реализация их экономических интересов. Помимо этого уникальное стратегическое положение Ирака позволяет США использовать пребывание в этой стране для контроля над всем регионом, в том числе над его соседями - Ираном, государствами Персидского залива, Турцией, Сирией, а также для осуществления их планов в этом районе.

Удобное стратегическое местоположение Ирака позволяет американцам сделать из него мост в ближневосточный регион. Поэтому, естественно, Иран, Сирия, а, возможно, Турция и страны Персидского залива не хотят, чтобы Америка закрепилась в Ираке и продолжала находиться у их границ.

Междоусобица в Ираке выгодна США. Они говорят об установлении демократии и стабильности в этой стране, поэтому отсутствие безопасности в Ираке является хорошим поводом для американцев находиться там длительное время под предлогом обеспечения безопасности. США считают, что иракская армия и полиция не могут защитить иракцев, еще и потому, что они не позволяют местным войскам и полиции стать действительно боеспособными, чтобы они не смогли даже защитить себя, не то, что народ.

Поэтому я считаю, что для США, которым нужно закрепиться в Ираке надолго и создать там базы в различных районах, необходимо, чтобы Ирак пребывал в анархии в сфере безопасности долгое время. В этой стране находятся 130 тысяч американских солдат и другие иностранные силы, и при этом они говорят, что не в состоянии справиться с кучкой террористов. Американцы позволили проникнуть в Ирак экстремистам, которые не встретили никакого сопротивления с их стороны.

- Какой вы видите выход из этой ситуации?

- Нет никакого выхода, кроме объединения всех иракцев в стремлении избавиться от иностранной оккупации.

- Однако есть мнение, что уход оккупационных войск приведет к большей дестабилизации обстановки в стране?

- Это необязательно. Экстремисты объясняют свои действия в стране тем, что они борются против оккупации, если ее не станет, не будет оправдания и их акциям. По этой причине мы раньше предлагали переложить руководство Ираком на ООН и подчинить этой организации иностранные силы, тогда отпадет необходимость бороться против оккупации, поскольку ООН не будет считаться оккупирующей стороной.

- Каково влияние Ирана и Сирии на события в Ираке, на ваш взгляд?

- Эти страны осложняют американское присутствие в Ираке. США используют Ливан для оказания давления на Сирию за счет ливанцев. Одновременно ее давление на Иран приводит к тому, что Тегеран отказывается от уступок в своей политике в отношении Америки. Поэтому вполне закономерно, что Сирия и Иран своими действиями стараются способствовать провалу американской политике в Ираке, чтобы защитить себя.

- Насколько вы считаете вероятной отправку в Ирак арабского воинского контингента?

- Я не могу представить, чтобы арабы согласились отправить свои войска в Ирак, поскольку тогда они столкнутся с многочисленными проблемами со стороны иракцев. Иракский народ сам противится такому развитию событий. Присутствие арабских войск вызовет неприятие иракцев, особенно в религиозном плане, поскольку арабские войска в большинстве своем будут представлять мусульмане-сунниты. По этой причине мне трудно представить, что этот план может приобрести реальные черты.

- Переходя к ливанским проблемам, как вы расцениваете проходящую сейчас в Ливане конференцию национального диалога?

- Проведение этой конференции свидетельствует о том, что обсуждение ливанских проблем возможно перенести с улицы в здание парламента. В повестке дня конференции обозначены острые проблемы, которые уже переросли местный уровень и стали международными. Например, выполнение резолюции СБ ООН 1559, которая предусматривает разоружение шиитского движения сопротивления "Хезболлах", - это решение международного сообщества, воглавляемого Америкой и поддерживаемое Францией.

Выполнение резолюции 1559 требует больших уступок от "Хезболлах". Эта резолюция - основа разногласий между ливанцами, поэтому я не вижу возможности для полного успеха диалога по самым злободневным пунктам повестки дня. Результаты переговоров между ливанскими политиками могут быть положительными относительно менее болезненных вопросов, к примеру, в обсуждении отношений между Сирией и Ливаном, расследовании убийства экс-премьера Ливана Рафика Харири.

Относительно главных проблем - судьбы президента страны Эмиля Лахуда и разоружения "Хезболлах" сторонам навряд ли удастся договориться. В связи с этим Ливан должен приветствовать арабские инициативы, предлагаемые для урегулирования ливанского конфликта, в частности Эр-Рияда и Каира. Но вопрос по-прежнему заключается в том, смогут ли эти страны найти основу для разрешения внутриливанских противоречий.

- Шиитское духовенство в Ливане имеет тесные связи с иранским духовным руководством и следит за событиями, происходящими вокруг Ирана. Почему, на ваш взгляд, США и Евросоюз так настаивают на прекращении иранской ядерной программы?

- Развитие мирной ядерной программы дает Ирану более широкую возможность для поднятия своей экономики, поскольку он собирается использовать атомную энергию для развития энергетической области, производства, чтобы увеличить свои экспортные возможности в будущем. США, а вместе с ними Европа, которая поддалась американскому давлению, противятся этому под предлогом того, что опыт в ядерных исследованиях приведет к тому, что Иран в будущем сможет создать ядерное оружие.

Но давление Америки на Иран не будет безответным, поскольку Иран - это не Ирак. Тегеран обладает множеством рычагов воздействия на США. В Ираке находятся 130 тысяч американских солдат, которые могут стать заложниками в руках иранцев. Кроме того, у Европы есть нефтяные и экономические интересы в Иране, особенно у Германии и Франции. Происходящее способно привести к отрицательным последствиям как для Ирана, так для Европы и Америки в равной степени.

Так что, слова иранского президента Ахмединежада, которые возмутили Буша, что Иран может навредить Америке, имеют под собой реальные основания. США врут, что иранская ядерная программа представляет собой опасность для других стран. До сих пор Иран не нарушал договоренности в рамках МАГАТЭ, которые он выполняет добровольно. Однако, если на него будут наложены санкции, Тегеран вправе перестать соблюдать эти договоренности и будет волен в своих действиях относительно дальнейшего развития ядерной программы.

Одновременно с запретом на продолжение ядерной программы в адрес Ирана США собираются заключить соглашение с Индией о мирном использовании ядерной энергии.

- Как вы оцениваете действия в России в этой связи?

- Позиция России в отношении "иранской проблемы" считается дипломатической, взвешенной. Она пытается не осложнить свои отношения с государствами-членами Совбеза ООН и одновременно отстоять свои совместные интересы с Ираном, стремясь к достижению компромисса.

Естественно, в интересах России, которая видит, как США окружают ее, усиливая свое присутствие в Афганистане и Узбекистане, вернуть свое влияние в ближневосточном и азиатском регионе.

- По вашему мнению, является ли иранская ядерная программа источником угрозы для безопасности каких-либо государств?

- С момента совершения в Иране исламской революции в 1979 году Тегеран никогда не угрожал ни одной стране, и государствам Персидского залива в том числе. Во время ирано-иракской войны (1980-1988) инициатором нападения на Иран был Ирак, а не наоборот. Кроме того, Иран заключил соглашения по безопасности со всеми государствами Персидского залива, в частности, с Саудовской Аравией, что означает отсутствие у Ирана намерений нападать на своих соседей и свидетельствует о его стремлении к установлению с ними мирных отношений, не исключая другие страны - Афганистан, Пакистан, Индию.

- Возвращаясь к так называемому карикатурному скандалу, публикации в европейских газет карикатур на пророка Мухаммеда, помнится вы тогда резко осудили выход в свет этих картинок?

- Международное законодательство запрещает любую деятельность, которая ведет к разжиганию ненависти между народами, и это записано в уставе ООН. Мы считаем, что эти карикатуры спровоцировали гнев во всем исламском мире против Запада, что не в интересах Запада и самого мусульманского мира тоже.

Мы не можем вспомнить ни одного момента в истории, когда бы мусульмане во всем мире так объединились без каких-либо предварительных договоренностей в своем отрицании подобных действий и начали, не сговариваясь, бойкотировать датские и норвежские товары. Мы, конечно, призываем к умеренности выражения своего недовольства.

Но одновременно выступления мусульман по всему миру стали предостережением Западу от повторения подобных вещей, поскольку это обернется не в его пользу, даже, если взять только экономическую составляющую.

- Однако существует мнение, что это просто рисунки, и реакция мусульман на их публикацию была слишком преувеличенной?

- Да, это просто рисунки, но они оскорбляют религиозные чувства мусульман, которые относятся к пророку Мухаммеду как к святому. По этой причине их публикация вызвала гнев приверженцев ислама и в какой-то степени означала для мусульман развязывание войны против их убеждений. Реакция на эти карикатуры была такой острой особенно потому, что их содержание и представление пророка Мухаммеда в виде террориста противоречит его настоящему образу - пророка мира, добра и любви.

РИА Новости

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03802 sec