Экстремизм - раковая опухоль на теле ислама

Георгий Мирский, профессор, д.и.н.

23 августа 2005
Георгий Мирский, профессор, д.и.н., главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, рассказывает о различных течениях в мусульманстве, в том числе экстремистских.

- После терактов в Лондоне мировая общественность стала уделять большее внимание исламской угрозе. Как вы относитесь к тому, что исламский фундаментализм и мусульманство в целом зачастую тесно связывают с террором?

- Прежде всего, необходимо провести различие между такими понятиями как мусульманин, фундаменталист и исламист. Что такое мусульманин, это понятно, но что такое исламский фундаменталист? Это человек, который пришел к убеждению, что все беды мусульманского мира проистекают из-за того, что утерян первоначальный, правильный и настоящий ислам. Само слово «фундаменталист» указывает на это и призывает к основам веры. Той самой веры, которая, на их взгляд, была искажена людьми, незаконно захватившими власть в мусульманских странах.

Спросите фундаменталиста, как он относится к правительствам мусульманских стран и он вам скажет, что это узурпаторы, это люди, которые предали забвению учение Пророка, которые пренебрегают Кораном, погрязли в коррупции, роскоши, продались Западу, и пытаются имитировать чуждые исламу модели развития. Таково отношение к западной демократии, которая противоречит с их точки зрения исламу, а раньше такое отношение было к восточному коммунизму.

Таково отношение фундаменталистов и к своим правителям. Если вы их спросите о том, что они думают о Западе, и считают ли они, что это противостояние двух цивилизаций или двух религий ислама и христианства, они скажут ничего подобного. Мы не считаем Америку, - скажут они - христианской страной. На их взгляд - это безбожное аморальное общество, забывшее Бога, поэтому они ведут борьбу против американцев, не как против христиан, а против людей, которые погрязли в грехе и пытаются свой образ жизни навязать мусульманам.

Америка с их точки зрения, это «большой сатана», «большой шайтан». Несколько десятилетий тому назад Имам Хомейни, лидер исламской революции в Иране, говорил, что есть «большой сатана» – Америка, и «малый сатана» - Россия. Согласно мусульманскому учению сатана - это не столько агрессор-захватчик, сколько великий соблазнитель. Америка с их точки зрения соблазнят тем, что господствует в мире, и навязывает всем свои принципы. Она фактически разрушает и размывает ислам, пытаясь подменить традиционные исламские ценности своими «безбожными» и «аморальными». Фундаменталисты видят двух врагов - это Запад, и, прежде всего, Америка. А так же продажные безбожные правительства их собственных стран.

Те, кто считает, что фундаменталисты стремятся покорить весь мир, установить господство мусульман во всем мире или обратить всех других людей в мусульман, совсем не правы. Конечно, в любом вероисповедании есть неадекватные люди, которые могут так думать. Но большинство руководителей транснационального исламского терроризма люди достаточно трезвомыслящие, озабоченные тем, чтобы прийти к власти в мусульманских странах, установить свое господство в мире ислама, и создать теократическую власть, подобную той, которая была создана в Иране.

Разница лишь в том, что в Иране пришли к власти шиитские духовные лица, а транснациональный терроризм и экстремизм, о котором мы говорим, и который символизируется зловещим названием «Аль-Каида» во главе с Бен Ладеном - это суннитские лидеры. Ваххабитский экстремизм и та теократия, которую они хотят построить, это суннитская идеология.

- Существуют суннизм и шиизм. Насколько различны эти направления в мусульманстве?

- Ваххабиты - это сунниты, но это особая, наиболее жесткая, непримиримая, бесчеловечная составляющая внутри суннитского ислама. Это те люди, которые господствуют в Саудовской Аравии. Но на сегодняшний день руководство Саудовской Аравии трудно обвинить в ваххабизме. Сейчас они озабочены своей судьбой, поскольку их главным врагом является ваххабит, выходец из их собственной среды - Усама бен Ладен.

Ваххабиты, которые сейчас проникли на Кавказ, это самые жестокие, непримиримые люди. С их точки зрения неверным является не только тот, которому дано определение в Коране как безбожнику, язычнику, идолопоклоннику. Отмечу, что христиане и иудеи не относятся к числу неверных в полном смысле слова, поскольку это авраамические религии, у них один корень.

А вот атеисты, язычники и прочие, и это и есть неверные по определению Корана. С точки зрения ваххабитов, неверным можно назвать и тех мусульман, которые позволяют себе даже в минимальной степени отойти от установленных Кораном и жестко интерпретированных ими самими ваххабитами правил поведения. Люди, которые составляют ядро ваххабистской организации, стремятся к тому, чтобы прийти к власти у себя в своих странах, а не в Европе. Хотя есть и те, которые считают, что и в Европе они со временем установят свои порядки. Например, известно шутливое выражение «Лондонистан». Но исламистов, настроенных таким образом, меньшинство.

Повторюсь, главное для исламистов - это взять власть в мусульманских странах, установить теократическую власть, каленым железом выжечь пагубное влияние Запада. Это первое. Второе - изолировать мусульманский мир от «злобного» и «пагубного» влияния западной морали. С этой точки зрения для них важно вести практическую борьбу - вот тут мы подходим к различиям между понятием фундаменталист и исламист.

Фундаменталиста можно представить себе как ученого богослова, проповедника, теоретика, мыслителя. Исламисты же - это люди практики. Это люди, которые видят в фундаментализме свою идеологию, но дальше перед ними встает вопрос, что делать? Фундаменталисты - ученые, бородатые муллы, проповедники и мыслители, установили, что вся беда оттого, что правоверные забыли ислам. Поэтому лозунг дали фундаменталисты, а исламизм - это ответ. На практике люди, которые берутся за политику, и получили название исламистов.

Колыбелью фундаменталистов и исламистов стал Египет.

Еще 20-х в годах прошлого столетия там была создана организация, которая в 40-х стала крупной политической силой. Ее название «Братья мусульмане». Создателем этой организации был школьный учитель Хасан аль-Банна, который был убит, но его последователи в 54-м году организовали покушение на президента Насера, вождя египетской революции. Казалось бы, революция антианглийская, антиимпериалистическая. Но она была светской революцией, поэтому ее вдохновитель тоже подлежал смерти, и исламисты пытались его убить. Не удалось.

Насер ликвидировал эту организацию, а последователь Хасана аль-Банны, выдающийся деятель исламизма и фундаментализма, Сайид аль-Кутб - его знают все исламисты, он автор многих трудов и учитель Бен Ладена - был повешен. Тем не менее, эти люди продолжали свою деятельность, и одна из групп отколовшихся от братьев мусульман в 1981 году осуществила убийство президента Саддата во время парада в Александрии за то, что он заключил мир с Израилем. Потом эти люди в 1990-х годах начали совершать террористические акции в туристских местностях.

Сейчас последние действия экстремистов направлены на то, чтобы искалечить туристскую отрасль, индустрию туризма, резко ослабить экономику, вызвать гнев и недовольство населения из-за падения жизненного уровня. А так же дискредитировать, а может быть даже и «свалить» нынешний режим Мубарака, который они считают нечестивым и проамериканским.

Точно так же исламисты ведут себя и в Саудовской Аравии, где уже давно идет фактически война с властью - люди, которые правят Саудовской Аравией, это 8 тыс. принцев королевской династии. Они подвергаются угрозе со стороны человека, который вышел из их же рядов Усамы Бен Ладена. И они понимают, что Бен Ладен никогда не сможет изменить государственный строй в США, чего бы он там ни взрывал. Но он может изменить государственный строй и систему в Саудовской Аравии, вот почему он для них главный враг.

Своими силами исламисты не смогли «поднять» революцию. И тогда Усама бен Ладен задумал операцию гораздо более крупного масштаба. Он, как известно, выходец из Саудовской Аравии, воевал в Афганистане против Советской Армии и в последствии заявлял, что опыт Афганистана очень много значит в борьбе за ислам. Он говорил: с помощью Аллаха мы победили Советский Союз и сбросили советский флаг в мусорную яму. Мы, тем самым, развеяли мир о сверх державах. Мы победили одну сверх державу, теперь перед нами не устоит другая».

В 1988 году он создает организацию «Аль-Каида», что значит база или основа, а еще через 10 лет провозглашает создание Всемирного исламского фронта борьбы против евреев и крестоносцев. Крестоносцы - это западные люди. Этот фронт объединил множество организаций экстремистского толка в Египте, Пакистане, Бангладеш, Малайзии, Индонезии и в других арабских странах.

«Аль-Каида» - это организация, имеющая свои базы, обучающая боевиков, которые первоначально воевали против Советской Армии в Афганистане, потом разбрелись по разным странам, и участвовали в войнах в Боснии, Чечне, Кашмире, и в Алжире. Благодаря тому, что президент Буш осуществил интервенцию в Ирак, где сейчас находится главное поле битвы исламистов.

Провозгласив борьбу против «большого сатаны», создав фронт против евреев и крестоносцев, Усама бен Ладен издал религиозное предписание, которое требовало от мусульман убивать по мере возможностей американцев и тех, кто с ними сотрудничает. И тогда и была задумана акция 11 сентября 2001 года в Америке, которая и явилась именно большой провокацией. Смысл ее заключался не в том, чтобы запугать американское общество и заставить Буша изменить свою политику. Они прекрасно понимали, что после этой акции президент Буш просто не сможет удержаться от нанесения ответного удара по базам «Аль-Каиды», а известно было, что эти базы расположены в Афганистане, где господствовал режим талибов, один из самых жутких и мракобесных режимов нашего времени. Бен Ладен прекрасно рассчитал, что именно по Афганистану будет нанесен удар. Так и произошло.

- Зачем вызывать агрессию на своих же братьев-мусульман?

- Он рассчитывал, что война затянется на несколько месяцев. Каждый день на экранах телевидения миллионы людей, в том числе и мусульмане, видели окровавленные трупы мирных жителей Афганистана, мирных мусульман, женщин, детей. Это должно было раскачать мусульманский мир. Это должно было заставить мусульман, возмущенных убийствами их единоверцев, потребовать от своих правительств решительных антиамериканских действий, на которые эти правительства по определению не могли пойти будучи с точки зрения исламистов, прозападными, продажными, коррумпированными и так далее.

Вот тут-то и возник бы бунт, возникла бы почва для грандиозных восстаний с целью свалить проамериканский режим президента Мушарапа в Пакистане. Цель - свалить и ослабить правящие режимы в Саудовской Аравии, в Египте. Чудовищная акция 11 сентября была операцией, рассчитанной на то, чтобы столкнуть Запад с мусульманским миром, вызвать колоссальное возмущение в мире ислама, которое в конечном счете привело бы к смене режимов и к тому, чего они больше всего исламисты и хотят, а именно - прийти к власти в этих странах.

В то же время, это привело бы к такому подъему антиамериканизма, роль США в мировой политике пытались свести на нет. Вот в чем был смысл трагедии 11 сентября. Многие эксперты утверждали, что это результат того, что американцы первыми начали военные действия. Но теракт 11 сентября произошел до американских акций в Афганистане и Ираке. И ни одного американского солдата в этих странах не было.

Бен Ладен утверждал, что проблема в том, что американские войска находятся в Саудовской Аравии, а это священная земля, по которой когда-то ступала нога Пророка. Но военные базы США появились там лишь в 1990-м году, когда Саддам Хусейн аннексировал Кувейт и угрожал вторгнуться в Саудовскую Аравию. Саудовское правительство в панике попросило американцев прийти на помощь. Военные базы США - результат агрессии Саддама Хусейна.

Палестинская проблема - второй, очень важный предлог. Я был три года тому назад в иракском Курдистане. Там действовала и сейчас действует организация Ансар аль-Ислам. Это ответвление «Аль-Каиды», это курды, но ислам вообще не признает этнического разделения различных наций. Для ислама есть только одна нация – мусульмане. Мне перевели с курдского языка листовку, похожую на советскую памятку молодого солдата, которую они распространяли среди молодежи. Так вот там было написано примерно следующее.

«Брат мой, ты спрашиваешь, почему мы должны убивать американцев? Отвечаем - потому что американцы на самом деле, это евреи, которые отняли у нас Палестину и священный Иерусалим» Вот такова их идеология и таковы методы распространения их пропаганды.

Поэтому, если сейчас их спросить, чего вы бы хотели добиться от Запада, они бы в первую очередь потребовали возвращения Палестины тем, кто имеет на нее право - мусульманам. Возвращение Иерусалима, который является третьим по своей святости городом ислама после Мекки и Медины, вывод американских войск из Саудовской Аравии - вот это их непосредственные требования. Но нет никакой уверенности в том, что даже, если бы это и произошло, они бы прекратили свою деятельность, поскольку, как я уже сказал, для них главное захватить власть в мусульманских странах.

- Но ведь не только Запад объявлен врагом ислама, теракты в России тому подтверждение.

- Несколько лет назад на одной международной конференции в Александрии, в Египте, я разговаривал с одним палестинцем, который мне объяснил идеологию исламистов. Я спросил, что они могут иметь против России. Он очень просто ответил. Кого русские убивают в Чечне, они убивают тех, кто провозглашает «Алах Ахбар!», а это мусульманский клич. Русские убивают на Кавказе мусульман, поэтому намного ли они лучше американцев и сионистов.

Я называю происходящее глобальной войной. Некоторые эксперты говорят, что проблема исламистов в том, что мусульманский мир нищ и поэтому террор – либо, зависть, либо возмущение голодных. Нет, это не совсем так. Далеко не во всех мусульманских странах уровень жизни можно назвать крайне низким. Большинство погибших или пойманных террористов выходцы не из самых бедных стран. Это выходцы из Саудовской Аравии, Омана, Иордании, а некоторые из Египта. В мире есть более бедные страны, я уже не говорю о том, что сами исполнители этих терактов люди, как правило, из состоятельных семей, имеющие высшее образование, прекрасно говорящие на западных языках.

В исламе материальное благополучие никогда не играло большой роли. Не случайно Аятолла Хомейни, лидер исламской революции в Иране, через некоторое время после того, как пришел к власти, и когда материальное положение людей ухудшилось в результате революции, сказал: «мы не для того делали революцию, чтобы снизить цены на дыни».

Оскорбленное достоинство, комплекс неполноценности, униженность – вот что имеет большее значение для мусульман. Для того чтобы это понять, нужно привести в качестве цитаты одно место из третьей суры Корана, из третьего стиха Корана, где Аллах ангела сказал Мухаммеду, что мусульмане – лучшее сообщество. Из этого следует, что избранные люди должны «играть первую скрипку» в мире. Люди отмечены благословением Аллаха, и должны быть первыми как во времена арабского халифата - от границ Франции до Китая.

А сейчас правит балом Америка. Первую скрипку играет тот, у кого в руках оружие, технологии, наука. Отсюда возникает ощущение чудовищной несправедливости. Ислам, который должен превалировать в мире, оказался отброшенным на задний план. Вот это и создает вот этот фон оскорбленного достоинства. Поэтому исламисты призывают презирать Запад и все, что с ним связано.

- Но, презирая Запад, они не гнушаются пользоваться новейшими технологиями?

- И даже наоборот. Бен Ладен сказал, что пренебрег бы своим долгом, если бы отказался завладеть ядерным оружием. Они пользуются всеми новшествами. В Англии столько серверов различных исламистских сайтов, что это наводит на грустные мысли.

- Принято считать, что образование прививает человеку общепринятую мораль. Вы отметили, что среди террористов много образованных людей. Неужели экстремизм «не лечится» такими методами?

- Скорее наоборот. Многочисленные исследования на эту тему показали, что как раз среди образованных слоев населения в мусульманских странах гораздо больше сторонников экстремизма, чем среди людей малообразованных. Сумма знаний, эрудиция, наука вовсе не ведут их к усвоению какой-то гуманистической идеологии. Наоборот, чем больше они знают о современном мире, о Западе, тем больше они убеждаются в том, что Запад, это опасность для ислама, их традиций, образа жизни, их цивилизации.

Мусульмане, живущие в Англии, Америке, во Франции не то, чтобы ассимилировались, но они интегрировались. Но какой-то процент этих людей все равно всегда будет считать себя чужими. Иногда к ним действительно, относятся как к чужим. И в России, например, многие так относятся к «лицам кавказской национальности». Те же проблемы испытывают мусульмане во Франции, в Голландии. Мусульман, ощущающих себя чужаками, меньшинство, но этого меньшинства достаточно для того, чтобы возникла проблема исламизма.

- Тогда как можно бороться с экстремизмом?

- Я думаю, что без решительной борьбы внутри самого исламского сообщества ничего не получится. Я считаю, что это раковая опухоль на теле ислама и исламизм - это злейший враг ислама, поскольку он его дискредитирует.

Это приводит к тому, что скоро во всем мире слово мусульманин будет отождествляться со словом террорист. Большей опасности для ислама нет. Тем не менее, считать исламизм чем-то абсолютно чуждым, наносным в мусульманском учении, нельзя. Исламизм - это тоже часть исламской традиции и люди, которые почитают жизнь пророка Мохаммеда, Коран, знают, что многие вот эти воинственные суры относятся к джихаду, то есть, к священной войне.

Слово «джихад» означает усилие, это не только война, это означает и самосовершенствование, и защиту ислама, и, в последнюю очередь, вооруженную борьбу. Но исламисты именно последнюю часть подчеркивают.

Возможно, необходимо развернуть кампанию, показать людям, что необходимо провести разницу между экстремистами, исламистами, террористами и огромным подавляющим большинством вполне лояльных законопослушных мусульман.

- Какова составляющая исламского фундаментализма в терроре как в инструменте?

- Это их логическая платформа, это их программа, теория, на которой строится все. А дальше практика.

Беседовала София Пригара

Kreml.org

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03695 sec