Иран будет расширять сотрудничество с Россией

09 августа 2005
Иран намерен расширять сотрудничество с Россией во всех сферах, в том числе в атомном секторе, заявил новый посол Исламской Республики Иран в РФ Голямреза Ансари в эксклюзивном интервью корр.ИТАР-ТАСС Валерию Агаркову .

ВОПРОС: Господин Посол, как Вы оцениваете политический диалог между Москвой и Тегераном?

ОТВЕТ: Между властями двух стран на регулярной основе проходят переговоры и консультации на различном уровне по актуальным вопросам двусторонних, региональных и мировых отношений. Диалог основан на взаимном понимании потребностей и приоритетов обеих стран. Наши позиции относительно основных региональных и международных событий и проблем фактически одинаковы. Но, естественно, по ряду вопросов мы имеем различные точки зрения. Важно, однако, то, что руководство обеих стран имеет сильную волю к тому, чтобы серьезно развивать связи, а потому у наших отношений имеется очень обнадеживающая перспектива.

Что касается регионального аспекта, то здесь наши страны результативно сотрудничали в Таджикистане и Афганистане. В настоящее время эксперты двух страны ведут активный обмен мнениями по проблемам Каспия, Центральной Азии и Кавказа. Тегеран и Москва имеют перед собой четкую и ясную картину вызовов и общих угроз для интересов двух стран. Россия и Иран стремятся активно сотрудничать в борьбе с контрабандой наркотиков и организованной преступностью.

Рост производства наркотиков в Афганистане за последние несколько лет создал серьезную угрозу для стран региона, в частности России и Ирана. Можно ожидать, что участие Ирана в работе Шанхайской организации сотрудничества в качестве наблюдателя позволит добиться еще большего развития сотрудничества между нашими странами на региональном уровне.

Должен подчеркнуть, что между Ираном и Россией идет полезный, конструктивный и динамичный диалог по таким проблемам глобального характера, как борьба с терроризмом, разоружение, права человека и утверждение односторонних подходов на международной политической арене.

В целом имеются вселяющие оптимизм перспективы еще большего развития отношений между двумя нашими странами. Переговоры иранского лидера Хатами в Москве в марте 2001 года открыли новые горизонты для углубления отношений во всех сферах. Ожидаем, что намечаемый визит президента РФ Владимира Путина в Тегеран придаст этому процессу большую динамику.

ВОПРОС: Какие политические контакты намечаются на ближайший период?

ОТВЕТ: Состоятся визиты самого высокого уровня представителей министерств иностранных дел и Советов национальной безопасности наших стран. В продолжение консультаций между депутатами парламентов России и Ирана вслед за визитом в Россию парламентской группы дружбы с Россией в Меджлисе Исламского Совета Ирана, который состоялся 5-10 июля 2005 года, пройдут и другие взаимные обмены на парламентском уровне, которые будут иметь большое значение.

ВОПРОС: Как, на Ваш взгляд, наши страны координируют свои усилия в борьбе с международным терроризмом?

ОТВЕТ: Тема борьбы с международным терроризмом обрела новое звучание и стала более активно обсуждаться после нападения на нью-йоркские "башни-близнецы", что привлекло к этой теме внимание большинства стран мира и региональных и международных организаций. Но не следует забывать, что Россия и Иран в последние годы неоднократно становились объектами многочисленных террористических атак, в результате которых погибло большое число их граждан.

Если обратиться к истории переговоров между официальными представителями наших стран в прошедшие годы, особенно в начале 1990-х годов, станет ясно, что вопросы борьбы с терроризмом уже продолжительное время находятся в фокусе нашего внимания. Среди ярких примеров нашего взаимодействия в этой области можно выделить сотрудничество и обмен мнениями в период установления правления талибов в Афганистане и его дальнейшей деятельности, а также совместную помощь тогдашнему афганскому правительству в деле борьбы с этой террористической группировкой.

Наряду с взаимодействием на международных форумах, в частности в ООН, в рамках подготовки и принятия соответствующих резолюций, неоднократно проходили консультации по этим вопросам по линии политического руководства. При этом обсуждались вопросы безопасности двух стран. Шел разговор между представителями МИД Ирана и России и по другим аспектам, была также создана независимая рабочая группа.

Тем не менее, я полагаю, что имеется более значительный потенциал для обмена мнениями и двустороннего сотрудничества в этих областях. А потому Тегеран готов к более активной борьбе с международным терроризмом, сотрудничая с Россией и другими странами мира.

Мы, как и Россия, убеждены, что в деле борьбы с терроризмом нужно не только выявлять и устранять корни и питательную среду для возникновения этого явления, но и воздерживаться от политики двойных стандартов. Только при соблюдении этих условий борьба с международным терроризмом может стать действительно эффективной.

В этой связи можно отметить инициативу Тегерана о подписании соглашения о мерах доверия и стабильности на Каспии, поддержку Ираном предложения России о создании совместного военно-морского соединения прикаспийских государств "Касфор", а также присоединение нашей страны к ШОС. Ведь одной из важнейших задач упомянутых структур является борьба с терроризмом и координация усилий стран-участниц на региональном уровне. Это практическое измерение нашего двустороннего сотрудничества.

ВОПРОС: Когда завершится строительство АЭС в Бушере? Каковы перспективы ирано-российского сотрудничества в этой области?

ОТВЕТ: Согласно последнему графику, представленному российской стороной, пуск Бушерской АЭС намечен на июнь 2006 года, а к концу 2006 года станция начнет подавать ток в единую энергосистему страны.

Сейчас ирано-российское сотрудничество в ядерной сфере ограничивается строительством и вводом в эксплуатацию первой очереди Бушерской АЭС. Развитие нашей кооперации зависит от того, насколько она будет отвечать интересам нашей страны и насколько Россия будет готова взаимодействовать с ИРИ в деле расширения мирного использования ядерной энергии.

Ранее европейские страны на встрече в Париже взяли на себя определенные обязательства в этом отношении, а потому есть возможность сотрудничества и с ними. Но, естественно, существует большая вероятность развития такого сотрудничества с Россией, которая уже долгие годы является нашим партнером в этой сфере, и это вполне логично. Руководство РФ всегда заявляло о готовности развивать с ИРИ отношения в области мирного использования ядерной энергии и строить новые атомные объекты на территории Ирана.

В этой связи стороны на рабочем уровне начали переговоры по вопросам строительства новых энергоблоков в ИРИ. Российская сторона высказала большую заинтересованность в строительстве новых атомных объектов и участии в соответствующих тендерах. Для этого у нас есть и юридическая основа. Подписанное в 1992 году соглашение о сотрудничестве в атомном секторе четко и ясно определяет его сферы. Необходимо отметить, что в июне прошлого года Меджлис Исламского Совета, принял закон, которым обязал правительство обеспечить страну мирными атомными технологиями в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия, чтобы иметь возможность за счет атомной энергетики производить 20 тысяч мегаватт электроэнергии.

ВОПРОС: Как развиваются торгово-зкономические отношения между нашими странами, сотрудничество в других сферах, включая космические исследования, энергетику и транспортную инфраструктуру? Какие новые проекты готовятся к осуществлению?

ОТВЕТ: Торгово-экономические связи между ИРИ и РФ находятся на подъеме. В 2004 году прямой товарооборот между двумя странами впервые превысил два миллиарда долларов. Но у нас имеется более значительный потенциал, который в случае его задействования позволил бы уже в ближайшее время увеличить наш товарооборот в два раза.

Одновременно Иран и Россия реализуют важные совместные экономические программы, в том числе в сфере транспорта. Назову здесь такие проекты, как совместную прокладку железнодорожной ветки Казвин-Решт-Астара стоимостью 600 миллионов долларов при совместном финансировании Ирана, России и Азербайджана; проект создания и запуска спутника "Зохре". Стороны недавно подписали соглашение и приступили к его практической реализации. Интерес представляет участие российских нефтегазовых компаний в иранских энергетических проектах, стоимость только одного из них составляет 500 млн долларов. Есть и другие совместные планы. Все это свидетельствует о неуклонном развитии деловых связей между Ираном и Россией.

ВОПРОС: Как идет подготовка к саммиту пяти прикаспийских государств? Какова нынешняя позиция Тегерана по вопросу правового статуса Каспийского моря? Какие трудности в урегулировании этого вопроса Вы могли бы выделить?

ОТВЕТ: Тегеран выступает за ускорение мирного решения проблем Каспийского моря, настаивая на использовании для этого всего имеющегося потенциала, всех возможностей прикаспийских стран. В последние годы прошли переговоры на разных уровнях для решения проблем Каспия, состоялись многочисленные заседания.

На саммите в Ашхабаде в 2002 году было принято решение провести следующую встречу глав государств в Тегеране. Иранская сторона как организатор предложила соответствующую дату ее проведения другим прикаспийским странам, но некоторые из них заявили, что саммит должен пройти после завершения разработки Конвенции о правовом статусе Каспия. По просьбе некоторых стран это заседание отложено. Однако Исламская Республика Иран no-прежнему готова его провести. Окончательная дата его проведения будет оглашена после дополнительных консультаций.

Мы полагаем, что правовой статус Каспийского моря, основанный на ирано-советских договорах, сохраняет свое действие до достижения новых договоренностей и что прикаспийские государства должны его соблюдать. Учитывая разногласия между прикаспийскими странами относительно окончательной выработки правового статуса и способа его согласования с новыми потребностями, Тегеран подчеркивает необходимость мирного решения проблемы и достижения соглашения на основе консенсуса.

При этом мы исходим из того, что помочь в этом может применение международных принципов. Поэтому нами подготовлены и переданы другим прикаспийским странам предложения относительно установления зон для добычи нефти и газа. Согласно иранскому плану, устанавливаются исключительные зоны для добычи углеводородного сырья для каждой страны с учетом ее особых условий.

В основу положен принцип справедливого раздела, который особо выделяется в международном праве и недвусмысленно подчеркивается в соответствующих международных документах. Среди упомянутых условий и особенностей можно отметить географическое положение соответствующих стран. На такой основе доля Ирана составит 20 процентов, а другие страны в соответствии со своими условиями получат меньшую или большую долю. В отличие от того неправильного толкования, которое представлено в некоторых СМИ, речь в этом плане не идет о равном разделе Каспия между прикаспийским государствами.

Среди препятствий на пути подготовки Конвенции о правовом статусе Каспия можно отметить односторонние действия, противоречащие принципу консенсуса, а также близорукий, конъюнктурный подход к проблемам Каспия со стороны некоторых государств. Но нужно учитывать, что нефть - это не единственная проблема Каспия. Следует обращать внимание на все аспекты, в частности экологию и сохранение биоресурсов, чтобы сохранить Каспий для будущих поколений.

ИТАР-ТАСС

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03413 sec