В Каспийском море становится тесно

31 января 2003
Российская компания "ЛУКОЙЛ" с прошлой недели начала налаживать танкерные перевозки нефти по Каспию из портов Астрахань и Волгоград в Иран. Иран закупает нефть для нефтеперерабатывающих заводов, расположенных на севере страны и удаленных от материковых источников углеводородов. В 2003 г. "ЛУКОЙЛ" планирует поставить в Иран 1 млн. тонн сырой нефти и намерен подписать с этим государством долгосрочное соглашение для последующих поставок.

Для каспийских перевозчиков нефти акция "ЛУКОЙЛа" стала сенсацией. До этого российская нефть в Иран вообще не поставлялась. Совершенно очевидно, что новый конкурент может наладить транзит своей нефти в неограниченном количестве.

Между тем на основных маршрутах - Актау-Баку-Батуми (Поти) и Актау-Туркменбаши-Махачкала - курсирует слишком много танкеров, для которых трейдеры с трудом находят сырье для перевозки. Главным условием конкуренции часто выступают не объемы транзитной нефти, а необходимость сохранения качества перевозимой продукции, в частности нефтепродуктов. Для удовлетворения этих требований перевозчики осваивают суперсовременный вид танкерной перевозки: суда разделены на секции, позволяющие, не смешивая, перевозить одновременно несколько сортов нефти и нефтепродуктов. Каспийское морское пароходство ("Каспар"), являющееся монополистом танкерного флота на Каспии, заказало на российской судоверфи "Красное Сормово" строительство 4 танкеров новейшей модификации водоизмещением 8-12 тыс. тонн каждый. Такой танкер, в частности, построили для Туркмении турецкие судостроители. Заказал их для собственных нужд и Казахстан.

Между тем "танкерную революцию" на Каспии обещает произвести международная компания "Алегтранс" (штаб-квартира которой находится в Лондоне), сообщившая о начале реализации проекта стоимостью в 100 млн. долл. по перевозке нефти и нефтепродуктов с восточного на западное побережье Каспия с помощью крупнотоннажных танкеров.

"Алегтранс" намерен завладеть каспийским рынком танкерных перевозок и вытеснить неконкурентоспособных партнеров. Однако, по экспертной оценке Всемирного банка, компания может здорово просчитаться. Дело в том, что каждая прикаспийская страна занята сейчас созданием собственного танкерного флота. К тому же намерения "Алегтранса" противоречат интересам крупных трубопроводных коммуникаций. При этом новые маршруты - Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан и иранский (если будет построен) трубопровод - сохранят качество добываемой в регионе нефти.

То, что происходит с нефтеналивными судами на Каспии, свидетельствует о разобщенности трейдеров и жесткой конкуренции частных перевозчиков. Если в 2002 г. в порт Махачкалы удалось доставить со всего Каспийского региона около 2 млн. тонн нефти, то на такое же количество уменьшился объем перевалки нефти через Бакинский порт. Продавцы с опаской поглядывают на каждый новый танкер, появившийся на рейде.

Ариф Усейнов
Источник: Независимая газета от 31.01.2003


Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03005 sec