Казахстан: строительство железной дороги Узень–Горган позволит увеличить транзит зерна в Иран

04 февраля 2009
Строительство международной железной дороги Узень–Горган позволит Казахстану увеличить транзитный и экспортный потенциал. Но проект тормозят нерасторопность казахстанской стороны и неопределенность с источниками финансирования.

Сегодня этот проект, реализуемый совместно Казахстаном, Ираном и Туркменистаном, находится в подвешенном состоянии. Каждая из сторон должна за счет собственных средств обеспечить финансирование разработки технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации строительства железной дороги на своей территории. В то время как Туркмения и Иран уже строят свои участки дороги – причем обе страны намереваются сдать свои объекты к сроку – к концу 2011 года, Казахстан справился только с ТЭО.

К середине текущего года должна быть подготовлена проектно-сметная документация. Но до сих пор не решено, будет ли дорога построена за счет госсредств или концессионных механизмов (стоимость нашего участка проекта – 60,8 млрд. тенге). Судя по всему, власти склоняются ко второму варианту (наши партнеры ведут строительство за счет госбюджетов). Но даже если работу по организации тендера, определению победителя и подписанию концессионного соглашения начать сегодня, мы можем запоздать по срокам сдачи объекта минимум на один год – к концу 2012 года. Не говоря уже о том, что в условиях кризиса найти инвестора для строительства железнодорожной ветки будет совсем непросто.

Общая протяженность новой дороги составит 650 км, стоимость проекта – 620 млн. долларов. В первые годы эксплуатации по этому маршруту можно будет перевозить около трех-пяти миллионов тонн грузов ежегодно. В перспективе данная цифра должна вырасти до 10–12 млн. тонн в год.

В этом году Казахстан планирует увеличить экспорт зерна на экспорт до 6 млн. тонн . Казахстанское руководство считает Иран одним из самых перспективных рынков сбыта зерновых.

Поскольку экспорт в Иран через станция Сарахс (Туркменистан-Иран) приводит к неоправданному завышению стоимости казахского зерна, возлагаются большие надежды на железную дорогу Узень–Горган, которая позволит Казахстану увеличить транзитный и экспортный потенциал. После завершения строительства железнодорожной ветки, которая соединит с Ираном - основным зерновым экспортером - стоимость тонны зерна при поставке в Иран уменьшится на $30 за тонну. Это увеличит его привлекательность.

За последнее годы страна уже продала Ирану более 3 млн. тонн зерновых.

FOODRETAIL

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03259 sec