Транзит с проблемами

08 декабря 2008
Индийский консорциум во главе с Hinduja Group рискует потерять контракт на 1,1 млрд евро, предполагающий разработку и строительство 600-километровой железнодорожной трассы от иранского порта Чахабар до города Фахраж.

Уже в будущем году планируется завершить строительство участка от иранского города Захедан (рядом с пакистанской границей) через Фахраж до станции Бам, где уже действует сообщение с Тегераном.

Таким образом, железнодорожная ветка в Чахабар, которая должна войти в строй в 2014 году, планируется как часть трансконтинентального коридора «Север – Юг». Маршрут, который предполагает использование нескольких видов транспорта, свяжет Балтийское море с Аравийским, пройдёт через Финляндию, Россию (Санкт-Петербург и Астрахань), Азербайджан, Иран, Пакистан и Индию. Государства Средней Азии через действующий туркменско-иранский железнодорожный коридор Серахс – Мешхед также получат кратчайший путь к порту Чахабар (трансазиатский железнодорожный проект, выдвинутый Экономической и социальной комиссией региона Азии и Тихого океана ООН).

Политическое решение об участии Индии в развитии порта Чахабар было принято еще в 2003 году. Однако взаимовыгодный проект застопорился из-за американского давления на Дели, от которого требуют проводить более жёсткую политику в отношении иранской ядерной программы. Принятые с подачи Вашингтона экономические санкции ООН существенно ограничивают возможности иностранных инвестиций в Иране. В итоге индийский консорциум в составе Ashok LEYLAND (флагман Hinduja Group), а также Indian Railway Construction (Ircon) International Ltd и RITES Ltd (обе являются «дочками» Индийских железных дорог) выступает за подписание контракта по формуле «строительство – аренда – передача». Эта модель предполагает, что иранская сторона как заказчик выплачивает в рассрочку фиксированную сумму за реализацию проекта. Иран же заинтересован в другой модели: «строительство – эксплуатация – передача». В этом случае разработчики проекта сами инвестируют средства, являются собственниками проекта и окупают затраты за счёт прибыли.

По расчётам в первый год работы по линии будет перевезено 1,4 млн тонн грузов и 300 тыс. пассажиров. К 2026 году грузовые и пассажирские перевозки возрастут соответственно на 186% и 67%. Но оптимистические прогнозы могут рухнуть, если Запад предпримет военную атаку на Иран. Индийские компании не готовы принимать на себя такие риски.

В ноябре в ходе очередных переговоров в Дели официальный представитель иранского министерства дорог и транспорта заявил, что «мы не можем больше ждать, этот проект для нас слишком важен». Если индийская сторона не готова на предлагаемые заказчиком условия, Иран подпишет контракт с китайской компанией, которая претендует на проект. Название фирмы-претендента пока не оглашается, поскольку окончательное решение с иранской стороны не принято.

«Китайцы перебили у нас уже множество иранских проектов. Это происходит потому, что их компании имеют активную государственную поддержку в реализации зарубежных контрактов. Пекин подходит к зарубежным контрактам с точки зрения национальных стратегических интересов. А у нас по-прежнему рассматривают эти проекты только как коммерческие» – так прокомментировал ситуацию вице-президент индийской консалтинговой компании Feedback Ventures Харш Свивастава.

ГУДОК

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.02854 sec