Прозрачность ядерной программы Ирана. Иран: нужен ли стране импортный бензин?

07 сентября 2006
В понедельник, 04 сентября 2006 года, правительство Ирана внесло в меджлис для рассмотрения законопроект о выделении 3,5 миллиардов долларов на импорт бензина. Ранее парламентарии дали процедуре одобрения этого закона зелёный свет.

Между тем, в период обсуждения бюджета на текущий иранский год, депутаты обещали, что не будут выделять дополнительные средства на приобретение бензина за рубежом, помимо первоначально предназначавшихся на эти цели – и на развитие системы общественного транспорта! – 2,5 миллиардов долларов.

Упомянутые обещания меджлиса породили было надежду в сознании тех из нас, кто бил тревогу по поводу разбазаривания национального богатства в последние годы. Затем последовало решение министерства нефти Ирана о введении нормирования отпуска бензина в течение ближайших шести месяцев. Тем не менее, правительство так и не смогло ввести карточки на бензин, а парламент нарушил свои обещания и поддержал дополнительное финансирование бензинового импорта.

Бензин в Иране существенно субсидируется государством, что создаёт большие трудности для экономики. Потребление бензина ведёт также к массивным загрязнениям воздуха и приводит к огромным пробкам на улицах крупных иранских городов и возникновению проблем со здоровьем, поощряет контрабанду и т.д.

Все иранцы помнят, что в прошлом году загрязнение воздуха парализовало жизнь Тегерана. Властям тогда пришлось даже закрывать школы на несколько дней. Ещё одна проблема – это контрабанда бензина. По некоторым оценкам, за границу Ирана вывозится до 10 миллионов литров дешёвого бензина в день.

В Иране потребление бензина прирастает со скоростью 10,1% в год. В последнее время, эти цифры ещё больше увеличиваются. За первые пять месяцев прошлого года, потребление бензина в ИРИ составляло в среднем 63,1 миллиона литров в день. В текущем году оно увеличилось до 73,1 миллиона литров в день. Рост импорта бензина составляет 42%. Сегодня Иран ввозит в страну ежедневно 29,1 миллионов литров бензина, что на 8,6 миллионов литров больше, чем в прошлом году.

С точки зрения логики, никто не будет выступать против импорта бензина, если внутренние цены на этот товар будут реальны. Но политика государственных субсидий ведёт к экстравагантным результатам. Достаточно сказать, что министерство нефти объявило в понедельник – потребление бензина в Иране за последние 14 дней составило 1,09 миллиарда литров!

Те нынешние и бывшие парламентарии и чиновники – неважно, левые или правые, реформаторы или консерваторы – кто выступал против либерализации цен на бензин, стали ответственными за нынешнее положение дел. Своими неумными решениями они позволили миллиардам долларов уйти в экономики других государств.

Противники либерализации цен на бензин говорят о росте инфляции в случае прекращения субсидирования. Но они должны помнить о том, что такая тенденция не продлится вечно. Те депутаты, кто заблокировал принятие решения о ежегодном увеличении цены на бензин, могут видеть сегодня, что их действия не привели к прекращению роста цен на прочие товары.

Мы надеемся, что нынешнее дополнительное субсидирование бензинового импорта станет последним. Мы ждём, когда слова иранского парламента превратятся в реальные дела.

«Тегеран Таймс»

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03656 sec