Перспективы иранского автопрома

Samand LX

27 марта 2006
А.А. Розов

Автомобилестроение как одна из базовых отраслей промышленности является показателем уровня экономического развития любой страны. Автомобильная промышленность Ирана имеет давнюю историю: ее становление началось в 1963 году с образования первой государственной компании «Иран Ходроу», занимающейся сборкой автомашин из поступающих в основном из-за границы узлов и деталей.

Автомобильная промышленность Ирана составляет 18% совокупного промышленного производства страны в стоимостном отношении, в ней занято 8% трудоспособного населения ИРИ.

В настоящее время автомобили в Иране производят семь принадлежащих государственному сектору промышленных групп предприятий, включая «Иран Ходроу», «Парс Ходроу», «Сайпа», «Керман Ходроу», «Бахман Аутос», «Мораттаб» и «Киш Ходроу».

Более 15 тысяч частных и кооперативных предприятий и отдельных цехов выпускают запасные и комплектующие части автомобилей. Иранский автомобильный парк оценивается в количестве 7 млн единиц, в том числе доля легковых автомобилей составляет около 60%, фургонов и других крытых автомобилей для перевозки грузов — 21%, грузовиков — 7%, микроавтобусов — 3%, автобусов — 1%, другой автотехники — 8%.

Основным производителем легковых автомобилей является «Иран Ходроу» (60%), который совместно с компанией «Иран Ходроу Дизель» владеет 61% иранского автомобильного рынка. На втором месте находится завод «Сайпа», которому принадлежит 32,7% автомобильного рынка ИРИ.

Автомобильная промышленность в Иране — динамично развивающаяся отрасль. В 2005 году совокупная производственная мощность иранского автомобильного рынка вплотную приблизилась к 1 млн автомобилей в год.

За последние пять лет темпы роста производства автомобилей составляли в среднем около 27% в год, а доля автомобильной промышленности в ВВП страны превысила 4%. При этом, однако, показатель количества легковых автомобилей на душу населения в Иране очень низкий (1 автомобиль на 18 человек).

Одной из особенностей автомобильного рынка ИРИ является ветхость автомобильного парка, 40% которого составляют автомобили старше 20 лет. Она обусловлена следующим обстоятельством. В 1968 году при участии британской компании «Хиллман Хантер» был запущен долгосрочный проект по организации сборки в Иране автомобилей марки «пейкан».

Решение о его снятии с производства было принято только в 2005 году. Однако, по прогнозам специалистов, автомобили «пейкан», большинство из которых приближается к 40-летнему возрасту, по-прежнему в обозримой перспективе будут составлять основу автомобильного парка Ирана.

Тем не менее с 1990 года началось возрождение иранского автомобильного рынка. На предприятиях компании «Иран Ходроу» при сотрудничестве с французской компанией «Пежо» была запущена сборка автомобилей марки «пежо 405», а позже — «пежо 206». В общей сложности в 1990–1995 гг. на иранский рынок было поставлено по импорту и произведено на отечественных предприятиях в общей сложности 200 тысяч автомобилей.

С 2001 года началось плановое развитие иранского автопрома. Министерство промышленности и рудников ИРИ объявило о разработке программы стратегического развития национальной автомобильной промышленности. На основе этого документа в 2003 году был принят соответствующий законодательный акт. Программа предусматривает достижение следующих целей:

— создание промышленных центров автомобилестроения для производства экономичных, экологически безопасных, конкурентоспособных на мировых рынках моделей автомобилей отечественных торговых марок;

— организация производства автомобилей широкого спектра потребительских свойств и ценового ряда;

— расширение производства отвечающих мировым стандартам качества комплектующих и запасных частей для автомобилей;

— развитие в стране современной сети автосервиса;

— обеспечение поставок на экспорт не менее 25% произведенной продукции.

Кроме того, программа рекомендует правительству создать систему государственной поддержки развития отечественной автопромышленности. В частности, освобождать предприятия от уплаты налогов на торговую прибыль при импорте комплектующих частей, используемых для производства автомобилей национальной торговой марки, а также оставлять у предприятия 25% выручки от экспорта иранских автомобилей для осуществления мер по расширению экспорта его продукции. Программой предусматривается разработка национальных стандартов и систем управления качеством в автомобильной промышленности на основе соответствующих требований европейского рынка.

Рекомендуется принять ряд мер и создать конкретные стимулы для поощрения отказа населения от эксплуатации устаревших и приобретения новых, преимущественно малолитражных, экономичных моделей отечественных автомобилей.

В последние годы в Тегеране взят курс на форсированную модернизацию автомобильной промышленности. В начале февраля 2003 года в Иране побывали представители компаний «Рено-Ниссан», «Пежо-Ситроен», «Хюндай» и «Фиат», которые провели переговоры в министерстве промышленности и рудников ИРИ. В ходе состоявшихся встреч представители западных автомобилестроительных корпораций ознакомили иранскую сторону со своими предложениями по созданию совместного производства недорогих, но качественных малолитражных автомобилей.

Эти предложения были положительно встречены иранской стороной. Наряду с этим на предприятиях компании «Сайпа» при сотрудничестве с японскими и корейскими компаниями ведется сборка автомобилей марок «ниссан максима» и «киа прайд».

В 2005 году состоялся официальный ввод в эксплуатацию на предприятиях компании «Бахман Аутос» сборочного производства японских внедорожников «мицубиши паджеро» мощностью 5 тысяч автомобилей в год. Кроме того, французско-иранская компания «Рено-Парс» с 2006 года намерена освоить массовый выпуск на предприятиях «Иран Ходроу» и «Сайпа» автомобиля марки «логан X-90». Суммарные инвестиции в проект организации производства в Иране этого автомобиля оцениваются в 1,5 млрд долларов США.

Иранская компания «Иран-Ходроу Дизель» заключила контракт с немецким концерном «Даймлер-Крайслер» на организацию производства в Иране до 5000 легковых автомобилей «мерседес-Бенц» (C,I и E class) в год.

Немецкая компания «Фольксваген» планирует в ближайшее время совместно с иранской компанией «Керман аутомотив индастрис» начать производство около 20 тысяч автомобилей «фольксваген гольф» в год.

Таким образом, Иран пошел по пути многих развивающихся стран, перейдя от политики импортозамещения автомобилей к их совместному производству под маркой известных западных автопроизводителей. Это позволит Ирану вместо многолетних разработок одной новой модели за счет современных западных технологий производить новые модели автомобилей, более качественные и презентабельные внешне.

Тем не менее наряду с политикой импортозамещения иранские власти намерены поддерживать национальный престиж и не собираются отказываться от отечественных моделей. На смену yстаревшего «пейкана» иранский автомобильный гигант — промышленная группа «Иран Ходроу индастриал групп» — освоила выпуск отечественного легкового автомобиля «саманд», комплектация которого почти полностью осуществляется из отечественных узлов и деталей.

Руководством компании объявлено, что в 2005/6 году предприятие будет выпускать три новые модели отечественного автомобиля «саманд», одна из которых — «саманд сарир» — уже представлена потенциальным зарубежным покупателям из стран СНГ, Азии и Африки.

По статистическим данным, за последние восемь лет показатель производственной мощности автомобильной промышленности в Иране вырос на 27%, что создает неплохие предпосылки для притока иностранных инвестиций в эту отрасль иранской экономики. С принятием Закона о реформировании автомобильной промышленности в ИРИ эта отрасль получила новый импульс для развития. Сегодня в иранский автопром идут значительные инвестиции. Так, по объемам внутренних инвестиций эта отрасль иранской промышленности занимает третье место после пищевой промышленности и строительства.

Перспективы автомобильной промышленности Ирана оцениваются экспертами оптимистично. Сегодня эта страна производит 800–900 тысяч автомобилей в год. Планами развития автосборочной промышленности Ирана в текущем году предусматривается произвести 1,1 млн, а к концу 2008 года — 1,5 млн автомобилей.

Автомобильная промышленность ИРИ является эффективным средством борьбы с безработицей. На предприятиях только двух крупнейших государственных компаний «Иран Ходроу» и «Сайпа» работает свыше 500 тыс. человек. Всего в иранской автомобильной промышленности заняты около 1 млн человек. Главной задачей развития отечественной автомобильной промышленности сегодня является повышение качества выпускаемой продукции, приведение их в соответствие с требованиями международного стандарта.

В последнее время также наблюдается тенденция постепенного смягчения условий импорта в страну автомобилей иностранного производства. Существующие с 1979 года ограничения на импорт снимаются, поскольку государство не может в современных условиях продолжать жестко регулировать рынок. Имеются объективные потребности создания конкуренции на внутреннем автомобильном рынке, что позволит повысить качество производимой автомобильной продукции.

Для стимулирования импорта правительство последовательно снижает ввозную пошлину на новые иномарки (в 2003 году этот тариф составлял 170%, сегодня — 100%). В итоге импорт готовых автомобилей в общей доле иранского автопрома вырос и составляет около 8%.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03949 sec