В 2006 г. товарооборот между Ираном и Казахстаном может вырасти в два раза - до 800 млн. долл. США

17 февраля 2006
По сообщению ISNA, 16 февраля т.г. в Мешхеде состоялась встреча губернатора провинции Хорасане – Разави Мохаммада Джавада Мохаммади – заде с генеральным консулом Казахстана в Мешхеде Азизом Аксафовым. На этой встрече стороны обсудили состояние и перспективы развития двухсторонних торгово – экономических отношений.

Стороны отметили, что Иран и Казахстан имеют большой экономический потенциал и существующий товарооборот в размере около 400 млн. долл. США должен быть увеличен в 2006 г, как минимум, до 800 млн. долл. США. Для решения этой задачи планируется ряд мер, прежде всего, в области транспорта. При этом провинция Хорасане – Разави планирует развивать торгово – экономическое сотрудничество, прежде всего, с южными районами Казахстана. В настоящее время между Южным Казахстаном и тремя провинциями Хорасана подписан меморандум о соглашении по вопросам международных перевозок.

Аксафов отметил, что Иран и Казахстан не имеют общей государственной границы, поэтому транзитные грузовые перевозки осуществляются через Туркменистан на западе и Узбекистан на юге. Эти страны ввели специальные квоты для казахских транзитных грузов, что мешает развитию торговли. В связи с этим стороны договорились о совместных действиях для отмены этих квот, использовании возможностей МТК “Север - Юг” и развитии нового транспортного коридора (в обход Туркменистана), который будет продолжением шоссе Иран – Герат и соединит новой шоссейной дорогой Иран и Афганистан с республиками Казахстан, Узбекистан и Таджикистан. Он также сообщил, что в 2005 г. через территорию Ирана впервые проследовало 250 казахских транзитных грузовиков.

Стороны также договорились об увеличении объёмов железнодорожных транзитных перевозок казахских экспортных товаров, прежде всего хлопка и зерна, по новому маршруту Серахс – Мешхед – Бафк – Бендер – Аббас. Этот маршрут сейчас очень экономичен, т.к. почти на 900 км короче старого объездного маршрута. Кроме того, в 2006 г. будет полностью закончено строительство второй колеи на участке Бафк – Бендер – Аббас. Этот маршрут стал ещё экономичней после недавнего ввода в эксплуатацию новой туркменской железной дороги, которая соединила южные и северные районы страны.

Использование этого маршрута позволит сократить объём морских транзитных перевозок. Ранее, когда железнодорожные транзитные перевозки были неэкономичными, значительная часть казахских транзитных грузов доставлялась из казахского порта Актау в иранский морской торговый порт Амирабад, а затем эти грузы по иранской Северной железной дороге отправлялись в иранские порты Шахид Раджаи и Шахид Бахонар (Бендер – Аббас), расположенные на побережье Персидского залива.

В связи с этим Мохаммади – заде напомнил, что в настоящее время Иран вышел на уровень самодостаточности в производстве пшеницы и теперь не нуждается в её импорте из Казахстана. В то же время Иран готов полностью обеспечить железнодорожный транзит казахской экспортной пшеницы в арабские страны зоны Персидского залива. Он отметил, что Иран также готов возобновить импорт крупных партий казахской пшеницы для последующей её переработки в муку. Эту муку Иран может продавать в другие страны или использовать для товарообмена с Казахстаном на условиях SWAP.

Иран также считает очень перспективным двухстороннее сотрудничество в области нефти, газа и нефтехимии. Иран готов импортировать казахские нефтепродукты на условиях SWAP или закупать их (в том числе на условиях бартера) для последующей перепродажи на международных рынках.

На этой встрече стороны обсудили также условия возобновления воздушного сообщения между Ираном и Казахстаном. По мнению Мохаммади – заде, экономическая обстановка позволяет осуществлять три авиационных рейса в неделю, из которых один рейс будет осуществляться иранскими, а два рейса казахскими самолётами. Аксафов согласился с этим предложением при условии, что для казахских самолётов в иранских аэропортах будет установлена такая же льготная цена на авиационное топливо, как для иранских самолётов. В противном случае, эти полёты в условиях постоянного роста международных цен на топливо будут для казахских авиакомпаний неэкономичными.

По его словам, последние два года экономика Казахстана развивалась быстрыми темпами. В 2005 г. в Казахстане активно продолжалась приватизация, и теперь около 80% экономики Казахстана принадлежат частному сектору. Благодаря этому, объём строительства в Казахстане вырос почти в два раза. Казахстан нуждается в иранских строительных материалах, в том числе кафельной плитке, сантехнике, сантехническом оборудовании и трубах, т.е. тех товарах, которые производятся на предприятиях провинции Хорасане Разави.

В то же время руководство Казахстана и представители деловых кругов заинтересованы в привлечении иранских инженерно – технических услуг. Иранские строительные компании могут получить подряды на строительство большого числа объектов. В связи с этим он напомнил, что в прошлом году во время визита казахской экономической делегации в Хорасан была достигнута договорённость о строительстве в Серахсе элеватора и зернохранилища для казахской пшеницы. Эти объекты до сих пор не построены.

Iran news

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03333 sec