Сектор газа в российской внешней политике

28 ноября 2005
Дина МАЛЫШЕВА

Статус России как крупного поставщика энергии и топлива, которые в значительной степени контролируются Кремлем, сформировался сравнительно недавно, и он стал возможным, благодаря росту спроса на нефть и газ в мире при одновременном сокращении разведки новых запасов энергоресурсов. Являющейся явной фавориткой газового рынка, России сегодня представилась возможность примерить на себя роль глобального газового игрока в самых разных частях мира.

На первом месте здесь оказалось восточное направление. На завершившемся недавно саммите АТЭС в Пусане Россия дала понять, что стремится наладить более тесные отношения в энергетической сфере с азиатскими странами, многие из которых выразили готовность к встречным шагам. Но ждало Москву в Пусане и разочарование.

Так, не задалась "газовая атака" на Южную Корею: корейские коллеги "Газпрома" отказались подписывать рамочное соглашение о строительстве газопровода и поставках сетевого газа из России в Корею. Это, впрочем, не обескуражило российских "нападавших", которые надеются в скором времени возобновить переговоры.

Зато в Японии во время официального визита туда президента В. Путина "Газпрому" повезло больше. Там, наряду с подписанными 21 ноября по итогам переговоров президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми 20 документами о сотрудничестве в экономической, гуманитарной сферах и в сфере безопасности, между Агентством природных ресурсов и энергетики Министерства экономики, торговли и промышленности Японии и "Газпромом" было заключено рамочное Соглашение о сотрудничестве.

Оно предусматривает возможность изучения вопроса поставок российского природного газа в Японию, а также изучение вопросов использования японских технологий, строительных материалов и инжиниринговых технологий для прокладки трубопроводов, а также использование японского опыта в технологии производства синтетического жидкого топлива (gas-to-liquids).

Соглашением предусматривается взаимодействие по проектам в области инвестиций японских компаний в освоение углеводородных ресурсов на Востоке России и инвестиций "Газпрома" в Японии, создание в России совместных предприятий по выпуску оборудования и материалов для нефтегазовой промышленности России.

"Сотрудничество с Японией сыграло важную роль при реализации проекта "Голубой Поток", в настоящее время изучаются возможности создания дополнительных газотранспортных мощностей на данном направлении.

Японские компании смогут принять участие в тендере на поставку труб для морского участка Северо-Европейского газопровода. Наконец, японская техника и технологии могут применяться при реализации Штокмановского проекта. Это далеко не полный перечень возможных направлений сотрудничества. Хочется выразить уверенность, что оно будет взаимовыгодным и успешным", – заявил Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер.

На другом "Востоке" – арабском Магрибе, который посетил 22-24 ноября с рабочим визитом министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, приоритетное внимание уделено дальнейшему углублению политического диалога и взаимодействия с Марокко, Алжиром и Тунисом, пользующимися растущим авторитетом и влиянием в арабо-исламском мире, на Африканском континенте и в Средиземноморье.

Стояли в повестке дня переговоров и энергетические проблемы. Не случайно в составе возглавляемой Сергеем Лавровым российской делегации находился замгендиректора ЗАО "Зарубежнефтегаз" – дочерняя структура "Газпрома".

Особого внимания заслуживает алжирский этап поездки российского министра. В послании, которое Президент России В. В. Путин направил Президенту Алжирской Народной Демократической Республики Абдельазизу Бутефлике, глава российского государства подтвердил готовность к дальнейшему укреплению традиционно дружественных отношений между Россией и Алжиром на основе подписанной в Москве в апреле 2001 года Декларации о стратегическом партнерстве между Россией и Алжиром.

В. Путин выразил удовлетворение началом работы Смешанной межправительственной Российско-Алжирской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, отметив при этом, что "прошедшее в Москве в октябре 2005 года первое заседание Комиссии, несомненно, даст весомый импульс развитию всего комплекса многоплановых отношений между нашими странами".

Наряду с политическими и военными (поставки оружия) проблемами, на них были обсуждены и проблемы взаимодействия в энергетической сфере. Ведь Алжир является крупным и вторым после России поставщиком газа в Европу.

Как сообщает "Коммерсант" (23 ноября 2005), российские компании ("Роснефть", "Зарубежнефть", "Союзнефтегаз" и "Зарубежнефтегаз") намерены получить эксклюзивные права на освоение алжирских нефтегазовых месторождений, минуя тендерные процедуры. В случае успеха переговоров соответствующие договоренности могут быть подписаны уже в феврале будущего года, когда Алжир с государственным визитом посетит президент В. Путин.

Над марокканской частью визита С. Лаврова витал интерес, который российские компании проявляют к проекту строительства газопровода из Алжира в Европу через территорию Королевства Марокко. Оно зовет российские компании поучаствовать в проекте, тем более что Россия в последние годы стала для Марокко главным поставщиком нефти наряду с Саудовской Аравией. Но этому препятствует мароккано-алжирский конфликт из-за Западной Сахары. Примечательно, что Россия намерена в будущем попробовать себя в роли миротворца в этом конфликте.

В Послании, которое российский президент направил королю Марокко Мохаммеду VI, говорится, что "Марокко занимает первое место среди торговых партнеров России в Африке". Для закрепления позитивной тенденции в развитии отношений Марокко и России, связанных Декларацией о стратегическом партнерстве, подписанной в ходе двустороннего саммита в октябре 2002 год, президент В. Путин предложил ускорить проведение второго заседания Межправительственной смешанной Российско-Марокканской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. На ней он предлагает рассмотреть такую перспективную сферу взаимодействия, как, например, топливно-энергетический комплекс.

Третье направление российской политики, где кипят сегодня газовые страсти – украинское. Как известно, премьер-министр РФ Фрадков отложил намеченный на 23 ноября визит в Киев, где должен был обсудить со свом украинским коллегой Юрием Ехануровым сотрудничество между двумя странами в газовой области.

На причину переноса визита указал в прямом эфире программы "Время" Первого канала российского телевидения глава Минпромэнерго России Виктор Христенко. По его словам, "отмена поездки на Украину связана с тем, что пока не удалось достичь конкретных договоренностей по формам взаимодействия в газовой отрасли".

В течение последних пяти лет цена российского газа для Украины оставалась неизменной и составляла 50 долларов при базовой цене 80. За этот же период времени цены на газ на европейском рынке увеличились почти в два раза.

Рыночная цена газа для Украины, рассчитанная по методу net back (цена газа на "базовом" рынке сбыта, минус затраты на транспортировку), составляет около 160 долл.

Украина же настаивает, что низкие цены оправданы тем, что именно через ее территорию проходит основной объем российского газового экспорта, что соответствует действительности. Однако Россия настаивает на том, что, с одной стороны, Украина должна платить больше за газ, а с другой – получать от России деньги за транзит.

О переходе на "живые деньги", повышении цены и стоимости транзита украинская делегация договорилась в принципе в Москве в марте этого года. Россию такой вариант вполне устраивает, поскольку переход на денежные расчеты сделал бы поставки российского газа в Европу прозрачнее. Однако пока стороны не могу договориться о конкретных ценах. Ничем конструктивным не заканчивались до недавнего времени консультации представителей "Газпрома" и "Нафтогаза Украины".

Алексей Миллер предложил с 2006 года либерализовать внутренние цены на газ, чтобы увеличить его стоимость. Такое решение вызвано, помимо прочего, проблемами с закупками туркменского газа. Напомним, подписанное Ашхабадом и Москвой в 2003 году соглашение предполагает, начиная с 2007 года, закупку "Газпромом" по 60-70 млрд. куб. м газа в год.

При этом по условиям договора половина стоимости газа оплачивается продукцией по бартеру, цены на которые, по мнению туркменской стороны, значительно завышены, что позволит "Газпрому" снизить оплату, по разным оценкам, в среднем до 25-30 долл. за тысячу кубометров. Реакцией на эту газпромовскую арифметику, стало заявление президента Сапармурада Ниязова о необходимости с 2007 года заключать контракт на новых условиях.

На днях Туркменбаши вновь заговорил о необходимости повысить для России экспортные цены на газ. На будущий год Ниязов потребовал 50 долл. за тысячу кубометров. Только на этих условиях Ашхабад согласен на долгосрочное сотрудничество с Москвой.

В проекте же нового 25-летнего контракта, который Ашхабад хочет заключить после 2006 года, отправная цена установлена уже в 60 долларов за тысячу кубометров для всех покупателей туркменского газа.

Но нынешний ценовой спор с "Газпромом" – не главная проблема Ашхабада. С течением времени возникают сомнения, что Туркменистан в принципе способен будет выполнить свои обязательства по масштабным поставкам газа России. Эксперты прогнозируют, что поставлять 90 млрд. куб. м в год. не позволит ухудшающееся состояние ресурсной базы Туркменистана. За последние годы в стране не было открыто новых газовых месторождений, прирост же извлекаемых запасов кратно меньше извлеченного объема.

Россия не отказывается от того, чтобы пойти на уступки Украине в газовом вопросе. Речь идет о возможности перехода на рыночные цены на газ не с 1 января 2006 г., а двумя-тремя месяцами позже. При этом Россия продолжает настаивать на том, чтобы соответствующие договоренности были достигнуты до Нового года.

По данным Минпромэнерго, экспертам двух стран дано с 24 ноября две недели на поиск компромисса. Если украинские власти не пойдут на компромисс, Украине грозит перспектива получать газ не по 160 долл. за 1 тыс. куб. м, на чем настаивает российский газовый монополист, а по 180 долл., чего не исключают в "Газпроме".

Аналогичные с Украиной проблемы появились у России и в отношениях с Грузией.

В ходе переговоров в Москве министра энергетики Грузии Ники Гелаури и представителей российского "Газпрома" стало известно, что "Газпром" может повысить цену на поставки газа для Грузии в 2006 году с 64 до 84 долларов за тысячу кубометров. Источники, близкие к "Газпрому" говорили о возможности еще большего повышения цены – до 90-100 долларов за тысячу кубометров.

Примерно по такой цене Грузия покупает газ у другого российского поставщика – компании "Итера". Перспектива резкого повышения цены на российский газ вынудила Тбилиси искать альтернативные источники поставок газа из Казахстана, Азербайджана и Ирана. На сегодняшний день Грузии удалось решить свои проблемы с Россией за счет Казахстана, благодаря тому, что министры энергетики двух стран подписали в Астане соглашение о поставках в 2006 году казахстанского природного газа в Грузию.

Стоимость 1 тысячи кубометров составит 68 долларов. Контракт рассчитан на 10 лет. В соответствии с ним, ежегодно Грузия будет получать 2 миллиарда кубометров топлива.

Впрочем, какой будет реальная цена казахстанского газа для грузинского потребителя, пока неизвестно, поскольку Россия и Грузия еще не определились с транзитным тарифом: казахстанский газ может попасть в Грузию только транзитом через Россию. Вопрос величины тарифа, будет, вероятно, известен по итогам встречи в Москве премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели и премьер-министра России Михаила Фрадкова.

Грузинские эксперты не исключает, что в результате цена казахстанского природного газа для Грузии может составить 110 долларов за тысячу кубометров. То есть она приравняется к новой цене, которую "Газпром" намерен учредить для Грузии. В Грузии, впрочем, уверены, что, подписанное соглашение с Казахстаном и в перспективе – поставки азербайджанского газа через газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, который будет сдан в эксплуатацию в 2007 году, позволят ослабить политическое давление России.

Правда, неясно, как грузинской правящей элите удастся вычеркнуть Россию из жизни своей страны, если учесть, что газовый транзит проходит по ее территории.

Новая политика

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03612 sec