ДОГНАТЬ ДРАКОНА

26 августа 2005
РОССИЙСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СВОРАЧИВАЕТ НА “АЗИАТСКОЕ ШОССЕ”

На Московском “Мотор-шоу-2005”, что уже третий день сверкает и искрится на Красной Пресне, ничтожно мало мировых и даже отечественных автоновинок и концепткаров. У этой выставки другое предназначение - торговое. Полторы тысячи фирм из России и 30 стран Европы, Азии и Америки съехались сюда с единственной целью - упрочить и расширить свое присутствие на этом быстрорастущем автомобильном рынке. Пока это лучше получается у азиатских концернов.

Всего лишь три корейские марки - Hyundai, Daewoo и Kia за первую половину нынешнего года уже продали в России около 81 тысячи автомобилей - это 30 процентов всех продаж иномарок в нашей стране. Лидером среди “корейцев” является Hyundai с результатом 42,3 тысячи штук, на которую работает Таганрогский автозавод. Хуже всех результаты у Kia (за полгода было продано лишь 9,7 тысячи машин), но буквально на днях российская группа СОК, вложив в свой новый проект 100 млн. долларов, начала сборку автомобилей Kia Spektra в Ижевске и обещает уже в следующем году выпустить 25 тысяч штук, а в 2007 году - 40 тысяч и приступить к производству других перспективных моделей. Японская Toyota заявила о планах строительства у нас своего завода (оказывается, Россия осталась последней из крупных стран, где Toyota до сих пор не имеет хотя бы сборочного производства).

Однако согласно экспертным оценкам всего в нынешнем году объемы продаж иномарок должны достичь 600 тысяч штук, из которых лишь около 200 тысяч будет произведено (точнее, собрано) внутри страны. Это, конечно, еще не провал политики привлечения иностранных автоконцернов в Россию, но и успехом тоже назвать трудно.

- В России сейчас создано шесть сборочных производств с заложенными мощностями 25 - 75 тысяч автомобилей в год. Но на большее зарубежные производители не идут, потому что прекрасно понимают: они могут создать мощности на 500 тысяч автомобилей, но кто эти автомобили купит? - говорит заместитель директора департамента промышленности Минпромэнерго РФ Николай Сорокин.

Однако в соседнем Китае, где еще 20 лет назад практически не существовало автомобильной промышленности, в минувшем, 2004 году уже было выпущено 5,1 млн. автомашин. И эти машины раскупаются - как внутри страны, так и за ее пределами.

К 2010 году эта цифра должна вырасти вдвое. Успехи России гораздо скромнее - в нынешнем году общий объем автомобильного производства составит всего лишь чуть больше одного миллиона автомобилей, а к 2010 году - не более 3 млн. штук.

Причем “отечественных” - то есть собранных на заводах, оставшихся нам в наследство от СССР, будет произведено лишь чуть больше трети. Эти предприятия и сегодня способны выпускать не более 1,1 млн. легковых автомобилей, включая откровенный “автохлам”, который давно пора снимать с конвейера. Средств на увеличение производства у них нет, за исключением АВТОВАЗа (да и у него немного). Но самое главное - у отечественного автопрома крайне мало возможностей для развития: нет новых идей, новых моделей, новых, современных технологий.

Некоторое исключение составляет ВАЗ, который сумел самостоятельно сконструировать и в содружестве с американцами поставить на конвейер новый, очень неплохой джип (“Шевроле-Нива”), а потом, уже совершенно самостоятельно, еще и “Калину”. В будущем году устаревшую “десятку” здесь заменят на “Приор” - с обещанием максимально приблизить его конструктивно и качественно к западным стандартам.

Этого хватает, чтобы удержать ВАЗ на плаву сегодня, но катастрофически мало, чтобы он мог и дальше составлять серьезную конкуренцию рвущимся на российский рынок “новым автомобильным державам” - Корее, Ирану, Малайзии, Индии и, конечно, Китаю. В сентябре в Россию начнет поступать даже продукция иранской автомобилестроительной компании, хотя тамошний автопром еще недавно был куда хуже российского.

- Мы работаем: совершенствуем выпускные модели, готовим новые, - говорит председатель совета директоров АВТОВАЗа Владимир Каданников. - Но… Во всем мире можно тратить на новое развитие до 1 процента оборотного капитала, а все НИОКР включаются в себестоимость - то есть выводятся из-под дополнительного налогообложения. А нам это не положено. Ну не поощряется в России развитие производства!

Между тем именно ВАЗ, производящий около 700 тысяч машин в год плюс 250 тысяч машинокомплектов для сборки в других странах, удерживает иностранцев от соблазна завышения цен. Хотя, конечно, основным сдерживающим фактором остается весьма скромная покупательная способность населения.

“Азиатских тигров” это не пугает, а Европу все еще смущает. По-прежнему не торопится в Россию Volkswagen, периодически обещающий открыть в Подмосковье “отверточное производство” самой дешевой из своих моделей - Pointer (в среднем стоит 11 тыс. долл., в базовой комплектации - от 9,2 тыс. долларов).

Американский “Форд”, несмотря на полную загруженность завода во Всеволожске, пока запланировал увеличение здесь сборки лишь до 40 тысяч штук.

Впрочем, Россия, как известно, - страна контрастов: недавно появилась информация о том, что концерн Daimler Chrysler уже подумывает о возможности строительства у нас своего сборочного завода. Спрос обещает быть неплохим, но “специфичным” - как у части продукции калининградского “Автотора”. Как известно, выпускаемые здесь весьма недешевые автомобили БМВ, названные “российскими”, с энтузиазмом раскупаются отечественным чиновничеством на бюджетные деньги. А вскоре к ним могут прибавиться такие же “российские” Mercedes, Chrysler и Jeep…

Проценко Александр

Труд.Ru

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03874 sec