Присоединение к ТРАСЕКА Афганистана и Ирана значительно повысит транспортные возможности коридора Азия – Европа

15 июня 2005
Одним из важных факторов развития экономик стран, не имеющих прямого выхода к морю, является прокладка транспортных путей к морским портам, а также создание транзитных условий для соседей. Этот вопрос актуален не только для Казахстана, находящегося в самом сердце Евразии, но и для его соседей по региону.
Поэтому в вопросе формирования современных транспортных коридоров, связывающих Европу и Азию, одним из перспективных международных проектов, могущих оживить Великий шелковый путь, специалисты называют трансконтинентальный транспортный проект – ТРАСЕКА, финансируемый ЕС.

По мнению постоянного представителя Межправительственной комиссии ТРАСЕКА в Узбекистане Олимжона Буранова, присоединение к программе ЕС-ТАСИС-ТРАСЕКА Афганистана, а в скором времени и Ирана, может значительно повысить будущую перспективу этого коридора, передает Казинформ.

О.Буранов считает, что это самый короткий маршрут, связывающий Узбекистан со странами Кавказа и Восточной Европы. Он вдвое короче дальневосточных и в 1,8 раза – балтийских выходов к открытым морям, связывающим Азию с Европой.

До 1997 года экспортные грузы Узбекистана, в основном хлопковое волокно, направлялись по традиционным маршрутам – в направлении прибалтийских государств через Беларусь и Украину (транзитом через Казахстан и РФ). Через погранпереход Чоп (Украина) и Брест (Беларусь) они поступали в Европу. Через Ильичевск (Украина) открывался выход к Черному морю. В восточном направлении пути экспортного каравана пролегали через Китай и порт Находка (Россия).

В результате снижения объема грузоперевозок через станции и порты Украины Латвии, с 1999 года наблюдается значительное снижение использования традиционных транспортных портов, пролегающих в северном направлении по территориям России и Казахстана. В связи с высокими затратами на транспортировку узбекские экспортеры отказались от использования дальневосточного порта Находка, перенеся центр тяжести в пользу иранского порта Бэндэр-Аббас.

Трансафганское направление связывает Узбекистан через Афганистан с портами Ирана. Это наиболее выгодный, по мнению узбекского представителя, транспортный коридор. В период с 1993 по 2003 годы в рамках ТРАСЕКА Узбекистану были предоставлены возможности по строительству специализированных объектов для развития экспортного потенциала и восстановления железных дорог (несколько проектов Европейской Комиссии и ЕС стоимостью по 2 млн евро). Сейчас в стране строится железнодорожная линия «Гузар – Байсун – Ташгузар», которую в дальнейшем будет легко вывести на Афганистан.

Напомним, что трансконтинентальный транспортный проект – ТРАСЕКА, финансируемый Евросоюзом, принят в мае 1993 года в Брюсселе для создания транспортного коридора из Европы через Черное море, Кавказ и Каспийское море в Центральную Азию. В программе ТРАСЕКА участвуют 13 государств: Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Украина и Туркменистан. На четвертой ежегодной конференции в Баку к программе официально присоединилась Исламская Республика Афганистан. Был рассмотрен также вопрос о присоединении Ирана.

Для Казахстана иранское направление является интересным в плане расширения экспортного потенциала по поставкам углеводородного сырья на мировые рынки. В то же время обстановка в Афганистане пока остается нестабильной и политические риски для внешних инвестиций оцениваются экспертами как достаточно высокие.

Источник:"kazinform.org"
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03785 sec